Официальный сайт jhealth 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Алканы. Строение, гомологический ряд.

Фото пользователя Ирина Валерьевна Губкина
Размещено: Ирина Валерьевна Губкина - чт, 28/05/2009 - 06:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Губкина Ириа Валерьевна
Место работы, должность: 
МОУ "Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа №2"
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
формирование понятия о пространственном строении предельных углеводородов
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

 

  • компьютер
  • проектор
  • карточки
  • набор моделей атомов для составления моделей молекул
Используемые ЦОР: 

ЦОР «Химия. Виртуальная лаборатория», 2004г. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ

Краткое описание: 
С помощью данного урока используя модели атомов и ЦОР "Химия.Виртуальная лаборатория" учитель формирует понятие о зигзагообразном строение углеродной цепи у предельных углеводородов; навыки самостоятельной работы с учебным материалом через работу на компьютере.

 

Тема: Алканы. Строение, гомологический ряд.
 
Цель: формирование понятия о пространственном строении предельных углеводородов.
 
Задачи урока:
-         дать понятие о тетраэдрическом строении молекулы метана;
-         сформировать понятие о зигзагообразном строение углеродной цепи у предельных углеводородов, т.е. доказать пространственное строение этих веществ;
-         формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом через работу на компьютере;
-         развитие пространственного воображения через использование новых информационных технологий;
-         совершенствовать умственную деятельность: умение анализировать, делать выводы, планировать свою деятельность;
-         развитие познавательных способностей и интереса у учащихся на уроке химии за счет цифровых образовательных ресурсов;
-         научить учащихся изготавливать модели органических веществ используя шарообразные модели атомов и ЦОР «Химия. Виртуальная лаборатория» (Программа «Конструктор построения моделей атомов»)
 
 
Оборудование:
компьютер
проектор
ЦОР «Химия. Виртуальная лаборатория», 2004г. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ
карточки
набор моделей атомов для составления моделей молекул.
 
План урока:
1.     Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. Повторение пройденного материала.
2.     Изучение нового материала
3.     Закрепление полученных знаний. Работа на компьютере.
4.     Контроль знаний.
5.      Подведение итогов урока.
6.     Информация о домашнем задание. Инструктаж по его выполнению.
 
 
 


 
Ход урока
 
1 этап
Учащимся представляется тема урока. План урока. План записан на доске. Дети открывают тетради, записывают число и тему урока которые записаны на доске.
План:
1.     Пространственное строение предельных углеводородов, на примере метана, пропана, бутана, пентана.
2.     Построение моделей атомов предельных углеводородов.
3.     Работа на компьютере. Построение моделей атомов предельных углеводородов через программу «Конструктор построения моделей атомов».
4.     Тест
Вспомним, материал предыдущего урока:
-         Какие углеводороды называются алканами? Приведите синонимы этого понятия.
-         Сформулируйте определения понятий «гомологический ряд», «гомологи». Какие углеводороды составляют гомологический ряд метана?
-         Перечислите названия десяти первых представителей гомологического ряда предельных углеводородов.
-         В каком валентном состоянии находятся атомы углерода в алканах?
 
2 этап.
На примере шарообразных моделей атомов и используя плакаты с изображением строения метана учитель объясняет строение представителя предельных углеводородов – метана.
Учитель по ходу демонстрации объясняет новый материал: «Пространственное строение предельных углеводородов сходно со строением метана. Если взять две молекулы метана и убрать в каждой по одному атому водорода, то оставшиеся свободными гибридные орбитали атомов углерода могут перекрыться между собой и образовать ковалентную неполярную связь, образовавшуюся по типу s – связи.Это простая одинарная связь, вокруг нее возможно вращение, при этом изменяется взаимное расположение атомов водорода. Такая же связь образуется между вторым и третьим атомами углерода в молекуле пропана».
После объяснения нового материала учащимся предлагается построить молекулу этана, используя шарообразные модели атомов. Показать на этой модели угол Н-С-Н и расстояние между атомами С-С. Учитель отслеживает работу учащихся, помогает при построении модели.


 «В молекуле пропана между атомами углерода образуется угол 109º 28'. Это обусловлено тетраэдрической формой строения атома углерода Тетраэдрическое строение гибридных атомов углерода обуславливает форму молекул гомологов метана. Угол связи между соседними атомами углерода 109º 28'».
После объяснения нового материала учащимся предлагается построить молекулу пропана, используя шарообразные модели атомов. Показать на этой модели угол Н-С-Н. Учитель отслеживает работу учащихся, помогает при построении модели.
 «В молекулах предельных углеводородов возможно свободное вращение атомов вокруг одинарной связи. В результате этого зигзагообразная цепь атомов углерода может изгибаться в пространстве и принимать самые различные формы».
После объяснения нового материала учащимся предлагается построить молекулу пентана,, используя шарообразные модели атомов. Показать на этой модели зигзагообразное строение предельных углеводородов. Учитель отслеживает работу учащихся, помогает при построении модели.
 
3 этап.
Закрепление полученных знаний. Работа на компьютере( ЦОР «Химия. Виртуальная лаборатория», 2004г. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ Программа «Конструктор построения моделей атомов».)
Задание ученикам: построить модели метана, этана, пропана, пентана гексана и оформить используя программу «Конструктор построения моделей атомов».
 
4 этап.
Контроль знаний. Тест (см. приложение 1).
 
5 этап.
Подведение итогов урока. Отметить лучших учеников, кто хорошо работал, отвечал.
 
6 этап.
Информация о домашнем задание. Инструктаж по его выполнению.


 
Приложение к уроку 1.
 
Тест: Пространственное строение предельных углеводородов
Правильный ответ подчеркните.
1.     Какая связь характерна для алканов?
A.   ковалентная неполярная
B.   ковалентная полярная
C.   ионная
D.   водородная
2.     Валентный угол Н-С-Н составляет
A.   120º
B.   109º 28'
C.   154º 28'
3.     Длина связи С-С в алканах составляет
A.   0,134 нм
B.   0,120 нм
C.   0,154 нм
4.     Форма метана
A.   пирамида
B.   тетраэдр
C.   куб
5.     Атомы углерода в алканах находятся в состоянии
A.   sp –гибридизации
B.   sp² - гибридизации
C.   sp³ - гибридизации
6.     Свободное вращение атомов вокруг одинарной связи
A.   возможно
B.   невозможно
 
 



»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн