Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


ПЛАН-КОНСПЕКТ урока литературы в 5 классе по теме "Образ весны в стихотворении Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."

Фото пользователя Наталия Валерьевна Рузанова
Размещено: Наталия Валерьевна Рузанова - пн, 15/06/2009 - 11:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рузанова Наталия Валерьевна
Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»; - учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение); - воспитывать любовь к родной природе
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник литературы для 5 класса.

Используемое оборудование: 

альбом П.И.Чайковского «Времена года»;
• презентация, интерактивная доска
• репродукции картин

Краткое описание: 
Навык анализа стихотворения, работа над выразительным чтением.

Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
1. Установка на художественное восприятие произведения. Эксперимент  «Образы природы в русской поэзии»  (Составление ассоциативного ряда, музыкальное оформление)
- Ребята,  я буду называть слово, а вы молча будете записывать поэтические ассоциации, которые возникают у вас. (В это время звучит тихо музыка из альбома «Времена года» П.И.Чайковского)
Слова для эксперимента: природа, зима, осень, лето.
Затем ученики читают свои записи вслух. Сравнивая ответы, мы увидим, что  у многих учеников названия времён года вызывают сходные мысли, образы, воспоминания.
2. Работа со статьёй учебника к разделу  «Русские поэты о Родине, родной природе и о себе».
- Найдите предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению ассоциаций. Запишем эти предложения в тетрадь
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души…
3. Сообщение темы и цели  урока.
- Сегодня мы постараемся «разглядеть» образ весны, созданный  Ф.И. Тютчевым  в стихотворении «Зима недаром злится…»,
4. Прочтение  художественного произведения.
а) Чтение стихотворения учителем наизусть. 
Зима недаром злится, 
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление)
- Какие картины вы представили? (Устное словесное рисование)
- А вот перед вами репродукции картин известных художников. Какая из них более соответствует стихотворению Ф.И.Тютчева?
На доске (слайд 1,2,3) репродукции следующих картин: И.Левитан «Весна – большая вода», «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели». Если урок проводится  с использованием интерактивной доски, то репродукции хорошо просматриваются, и учащиеся почти единодушно выбирают картину «Март» И. Левитана.
б)  Повторное чтение  - осмысление первоначального впечатления.
Динамическая пауза.
 5. Анализ художественного текста.
а) Экскурс в историю. Слово учителя.
- Зима – это время года, которое в представлении древних славян, как и других народов, было одушевлённым. В ноябре красавица Зима, одетая в белую душегрейку, приезжает на пегой кобыле. Она дышит на всё встречное леденящим дыханием. Слуги Зимы – метели, вьюги, позёмки тянутся по следу госпожи.  А когда Зима даёт им работу, крутятся над землёй снежные вихри, метут метели, бушуют бураны.
Со временем Зима стареет, и к марту, накануне прихода Весны – Красной девицы, Зима, по народным представлениям, превращается в уродливую старуху, которую все мечтают как можно скорее спровадить туда, откуда пришла,  в снеговые  хоромы, чтобы уснувшая земля пробудилась и расцвела.
б) Определение темы стихотворения.
- Что такое тема художественного произведения? (Тема – это предмет изображаемого в произведении)
    - Как бы вы определили тему стихотворения «Зима недаром злится…»? (Тема природы, смена времён года…)
в)  Особенности лирического героя.
- Вспомните, кто такой лирический герой? (Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём)
- Лирический герой и автор – это одно лицо? (Нет, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или событиями его жизни, с его отношением к природе и т.д.)
- Передаёт ли стихотворение Тютчева чувства и эмоции лирического героя?
- Можем ли мы предположить, как относится автор к родной природе? (С любовью)
- В чём это проявляется?
г) Художественно-выразительные средства.
- Какие слова  наиболее ярко передают  эмоции лирического героя?
Запись в тетради, слайд 4 на интерактивной доске.
Зима:                                                       Весна:   
злится                                                     стучится                                                                                                       
      ещё хлопочет                                         хохочет
ворчит;                                                   умылася,
      взбесилась ведьма злая,                        румяней стала
      пустила, убегая;
-  C какой целью поэт использует в стихотворении олицетворение?
д) Лексические средства, используемые в стихотворении.
- Какие слова  привлекли ваше внимание или оказались вам непонятны?
Нудит – от глагола нудеть, т е говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего-нибудь.
Пуще – больше, сильнее.
- К какому пласту лексики относятся эти слова? (Устаревшие)
6.  Способ рифмовки.
- Вспомните виды рифмовки. (Парная, перекрёстная, опоясывающая).
- Определите способ рифмовки в данном стихотворении. (Перекрёстная)
7. Работа над выразительным чтением.
- Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? ( Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный).
- С каким настроением будем читать стихотворение?
- Какие чувства важно передать при чтении? (Любовь к родной природе)
Выразительное чтение стихотворения.
8. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Интервью.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
 - Что было особенно интересно?
9. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть по желанию, научиться выразительно читать .
 


»  Тэги к этому документу:

На: ПЛАН-КОНСПЕКТ урока литературы в 5 классе по теме "Образ вес


Спасибо за интересный материал. Урок построен рационально: нет перегрузки материала и вместе с тем затронуто очень много. На мой взгляд, не помешало бы творческое домашнее задание: рисунок, загадка и т.п. - для желающих. Успехов! 



Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн