Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Развитие и коррекция речи у детей дошкольного возраста

Фото пользователя Елена Алексеевна Мотовилова
Размещено: Елена Алексеевна Мотовилова - вт, 16/06/2009 - 15:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шалагина Н.П.
Место работы, должность: 
учитель логопед МДОУ № 6 "Серебряное копытце"
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Логопедия
Цель урока: 
Развитие и корректировка речи у детей дошкольного возраста
Используемая методическая литература: 

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:2113699130; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-695445580 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1;} @list l0:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:71.45pt; text-indent:-18.0pt;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom:0cm;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} <![endif]-->

Литература

<!--[if !supportLists]-->1.           <!--[endif]-->Агранович З В. Дидактический материал для формирования обобщающей функции развития психических процессов у младших дошкольников. Тема «Игрушки». – Спб.: Детство – Пресс, 2003

<!--[if !supportLists]-->2.           <!--[endif]-->Агранович З В. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР. – Спб.: Детство – Пресс, 2002

<!--[if !supportLists]-->3.           <!--[endif]-->Васильева Н. И. Профилактика задержки речевого развития раннего возраста. – «Логопед», 2004, № 1, с. 59-64

<!--[if !supportLists]-->4.           <!--[endif]-->Гришина А. В., Пузыревская В. А. и др. игры. Занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М. Просвещение, 1998

<!--[if !supportLists]-->5.           <!--[endif]-->Грибова О. Е. Что делать если Ваш ребенок не говорит: книга для тех. Кому это интересно. – М.: Айрис-пресс, 2004.

<!--[if !supportLists]-->6.           <!--[endif]-->Громова О. Е. Задержка речевого развития, дизонтогенез или «особый путь развития». – «Логопед», 2007, № 3, с. 26-32

<!--[if !supportLists]-->7.           <!--[endif]-->Громова О. Е. Формирование начального детского лексикона. – «Логопед», 2007, № 3, с. 26-32

<!--[if !supportLists]-->8.           <!--[endif]-->Жукова Н. С., Мастюнова Е. Н., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М. просвещение, 1990

<!--[if !supportLists]-->9.           <!--[endif]-->Жукова С. Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками. – «Логопед», 2005, № 2, с. 53-60

<!--[if !supportLists]-->10.      <!--[endif]--> Иванова А. И. влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка. – «Логопед», 2004, № 4, с. 42-45

<!--[if !supportLists]-->11.      <!--[endif]--> Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов, педагогических высших учебных заведений. – М..: гуманитарный издательский центр Владос, 2004

<!--[if !supportLists]-->12.      <!--[endif]--> Филипович И. В. Методическое обеспечение ранней логопедической работы. –«Логопед», 2006, № 2, с. 22-34

<!--[if !supportLists]-->13.      <!--[endif]--> Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольгиками: пособие для логопедов и родителей. – М..: Аквариум, Спб:Дельта, 1996.

<!--[if !supportLists]-->14.      <!--[endif]--> Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Спб.: Лань, 1996

<!--[if !supportLists]-->15.      <!--[endif]--> Цейтлин С. М. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М, 2000, с. 24-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое описание: 
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Основу для изучения этиологии речевых расстройств составляют эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства – биологического и социального – в процессе формирования психики. Это говорит о том, что развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей его взаимодействия с внешним миром. Л. С. Выготский разработал концепцию развития психики, которая является методологической основой изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте. Он ввел понятия социальной ситуации развития. Она представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа.

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-hansi-font-family:Calibri;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:246353439; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-1601252714 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1;} @list l0:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:53.45pt; text-indent:-18.0pt;} @list l1 {mso-list-id:302776447; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-444834372 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1;} @list l1:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:53.45pt; text-indent:-18.0pt;} @list l2 {mso-list-id:413822735; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:2027835796 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1;} @list l2:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:53.45pt; text-indent:-18.0pt;} @list l3 {mso-list-id:1237784662; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:1965463668 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1;} @list l3:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:53.45pt; text-indent:-18.0pt;} @list l4 {mso-list-id:1420714671; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:410579238 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1;} @list l4:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:53.45pt; text-indent:-18.0pt;} @list l5 {mso-list-id:1956056654; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-1796427060 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1;} @list l5:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:53.45pt; text-indent:-18.0pt;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom:0cm;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";} <![endif]-->

Пассивная стимуляция щек. (рекомендации для родителей)

Для проведения такого массажа всегда найдется хороший предлог – процедура умывания и ухода за кожей лица. Привлекательности ему добавят красивые, приятные на ощупь аксессуары (салфетка, полотенце, щеточка, массажные мячики, валики и пр.)

Все массажные движения выполняются при умывании теплой водой. Направление движений – от средней линии лица к ушам.

<!--[if !supportLists]-->1.                <!--[endif]-->«Пальцевый дождик» - постукивание по поверхности щек кончиками пальцев.

<!--[if !supportLists]-->2.                <!--[endif]-->Поглаживание разведенными пальцами.

<!--[if !supportLists]-->3.                <!--[endif]-->Растирание подушечками пальцев.

<!--[if !supportLists]-->4.                <!--[endif]-->Легкое пощипывание – выполняется большим и указательным пальцами.

<!--[if !supportLists]-->5.                <!--[endif]-->Потряхивание - выполняется большим, указательным и средним пальцами.

<!--[if !supportLists]-->6.                <!--[endif]-->Растирание мячиками tetra-Kid (с мягкими массажными шипами)

Активная стимуляция щек.

<!--[if !supportLists]-->1.                <!--[endif]-->Надувание обеих щек одновременно «Надуваем шарик». (используйте тягу ребенка к подражанию, спровоцируйте его на «дразнилки», рассматривание зеркального изображения. Можно использовать и настоящий надувной шарик, чтобы заразить ребенка действием)

<!--[if !supportLists]-->2.     <!--[endif]-->Втягивание щек в ротовую полость: «Шарик сдулся. Нет шарика»

Пассивная стимуляция губ.

Все упражнения для губ следует проделывать осторожно и обязательно в развлекательном, «клоунском» жанре. Для этого используют детский крем для лица, из которго делают «грим клоуна» - точечно распределяя его по зонам массажа и просто на лице ребенка. А далее он выполняет функцию смазки.

<!--[if !supportLists]-->1.                <!--[endif]-->«Пальцевый дождик» - постукивание подушечками пальцев по губам.

<!--[if !supportLists]-->2.                <!--[endif]-->«Клоунская улыбка» - растяжка губ с фиксацией в уголках рта.

<!--[if !supportLists]-->3.                <!--[endif]-->«Красивые рожицы» - ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ..

<!--[if !supportLists]-->4.                <!--[endif]-->«Дракоша» - удержание оскала верхних и нижних зубов.

<!--[if !supportLists]-->5.                <!--[endif]-->«Птичка» - верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелки и против нее.

<!--[if !supportLists]-->6.                <!--[endif]-->Растирание губ маленькими мячиками tetra-Kid.

Активная стимуляция губ

<!--[if !supportLists]-->1.                <!--[endif]-->«Поцелуйчик» - вытягивание сомкнутых губ – возвращение в нормальное положение.

<!--[if !supportLists]-->2.                <!--[endif]-->«Клоун» - вытягивание губ – растягивание губ в улыбку при раскрытых челюстях.

<!--[if !supportLists]-->3.                <!--[endif]-->«Мартышка» - вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).

<!--[if !supportLists]-->4.                <!--[endif]-->«Никому не скажу!» - втягивание губ внутрь рта, с плотным прижиманием к зубам.

<!--[if !supportLists]-->5.                <!--[endif]-->«Кусака» - прикусывание нижней губы верхними зубами.

<!--[if !supportLists]-->6.                <!--[endif]-->«Капризка» - втягивание нижней губы под верхнюю.

<!--[if !supportLists]-->7.                <!--[endif]-->«Слоненок» - вращательные движения губ, вытянутых хоботком (желательно с помощью взрослого, который помогает удержать хоботок)

<!--[if !supportLists]-->8.                <!--[endif]-->Питье через трубочку или соломинку большого диаметра и выдувание через нее пузырей в воде.

<!--[if !supportLists]-->9.                <!--[endif]-->Удерживание трубочки или соломинки губами (зубами). Задача взрослого – в игровой форме делать попытки отобрать трубочку (выдернуть ее из губ ребенка).

 Активная стимуляция языка

Эти упражнения хорошо выполняются. Когда ребенок ест любимое лакомство. Каждую ложечку можно сопровождать совместными движениями.

<!--[if !supportLists]-->1.                <!--[endif]-->«Все проглотил?» - высовывание языка.

<!--[if !supportLists]-->2.                <!--[endif]-->«Достань ложечку» - поворачивание сильно вытянутого языка вправо-влево. Язык удерживает ложечку возле уголка губ.

<!--[if !supportLists]-->3.                <!--[endif]-->Облизывание губ.

Массаж лица

Нарисуем мы очечки

А потом погладим щечки

(Родитель и педагог рисует очки и гладит щеки)

Самомассаж лица

Ручки растираем

(Сначала все действия выполняет взрослый, а потом ребенок вместе со взрослым. Потирают ладони.)

И разогреваем

(хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим

Нежно умываем

(разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают

Все плохие мысли,

(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро.

(растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз)

Их вперед сгибаем

(сгибают руками ушные раковины вперед)

Тянем вниз за мочки,

(оттягивают вниз за мочки)

А потом руками трогаем мы щечки.

(легко похлопывают щеки ладошками)

Массаж пальцев рук

<!--[if !supportLists]-->1.     <!--[endif]-->Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

<!--[if !supportLists]-->2.                <!--[endif]-->Растирание ладоней шестигранным карандашом (взрослые делают детям сначала на одной руке, потом на другой).

<!--[if !supportLists]-->3.     <!--[endif]-->Взрослый выполняет массаж пальцев одной руки. Затем другой винтообразными движениями.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальцы погулять.

Этот палец самый толстый,

Самый сильный и большой

(массируется большой палец)

Этот палец для того,

Чтоб показывать его

(массируется указательный палец)

Этот палец самый средний,

И стоит он в середине

(массируется средний палец)

Этот палец безымянный,

Избалованный он самый.

(массируется безымянный палец)

Этот палец, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

(массируется мизинец)

<!--[if !supportLists]-->4.     <!--[endif]-->Массаж пальцев с помощью массажного шарика и колец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-hansi-font-family:Calibri;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:791745878; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:1294651720 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1 -1;} @list l0:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:53.45pt; text-indent:-18.0pt;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom:0cm;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";} <![endif]-->

Рекомендации педагогам

<!--[if !supportLists]-->1.           <!--[endif]-->Установление психологического контакта с ребенком.

<!--[if !supportLists]-->2.           <!--[endif]-->Создание предметно-пространственной среды, имеющей несколько зон.

- Зона развития крупной моторики

- Зона развития мелкой моторики

- Зона сенсорного развития

- Зона упражнений с водой

- Зона продуктивной и изобразительной деятельности

- Зона развития речи.

3. Оречевлять все действия ребенка (умывание, одевание, кормление и т. д.)

4. Развивать понимание речи, используя простые инструкции и используя прошлый опыт ребенка. Неоднократно повторять сказанное.

5. Использовать в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал –бах.

6. Привлекать к занятиям – через развитие понимание речи (дай ручку, покажи носик); через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (прятки, ищем игрушку, самого ребенка, или часть тела), рассматривание семейных фотографий; через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?) использовать книжки-раскладушки, в сухом бассейне; через выступление на утреннике.

7. Петь ребенку перед сном, лучше не часто менять репертуар.

8. Рассказывать и читать русские народные сказки и стихи. Побуждать досказывать слова.

9. Не перегружать ребенка телевизионной, видео и аудио-информацией. При чтении сокращать текст до понятных фраз.

10. Не говорить при ребенке о его отставании.

11. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький). Соотносить цвета, форму (дай такой же), количеству (один – много).

12. Проводить массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока – белобока»

4 стиля общения матери и ребенка.

1-ый стиль. Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и со взрослыми. Этот тип назвали «Оптимальным».

2-ой стиль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь!». Ребенок. Стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка, и он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль назвали «Мать молчит, ребенок говорит».

3-ий стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и не пытается вступить в контакт с матерью. На улицах в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок – в другую; они ни как не общаются друг с другом, у обоих замкнутое выражение лица. Этот стиль назвали «Оба молчат».

4-ый стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль назван «Мать агрессивна».

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   
Дошкольное образование Серовского городского округа

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн