Официальный сайт teledu 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблемное преподавание на уроках русского языка и литературы

Размещено: Светлана Ивановена Широколава - вт, 23/06/2009 - 17:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Широколава С.И
Место работы, должность: 
МОУ сош №1 учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Проблемное преподавание на уроках русского языка и литературы

   

Введение.                                                                                                                                          В школе как преподаватель русского языка и литературы я работаю двенадцать лет, и,  как любой неравнодушный человек,/а учитель, я уверена, равнодушным быть не может/, пыталась «примерить»  на себя различные приемы и методики,                                                Так я открыла для себя метод проблемного обучения и поняла, что нашла наконец то, что искала.                                                            Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условиях  для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность.                                                                                                                                                                                                                               В процессе проблемного объяснения материала возникает проблемная ситуация, которая составляет отношение между усвоенным и новым и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы, а не «зубрить» бездумно правило.                                                                                                                                                                                                                                               Если рассматривать учебную проблему в общем плане, то она должна:                                                                                                       - - - -содержать в себе определенную познавател ьную  трудность. сталкивать учащихся с противоречиями, содержащимися в проблемной ситуации  и требовать определения путей ее решения;                                                                                                                                                          - структура проблемы, характер соотношения  известного и неизвестного должны вызывать потребность в знаниях и побуждать к активному поиску;                                                                                                                                                                                                                               - характер проблемы должен быть рассчитан на определенный уровень владения логическими операциями.                                                                                                                                                                                                                                       При подготовке к проблемному объяснению материала на уроке важно учитывать несколько основных аспектов:

- что уже знают и умеют учащиеся;                                                                                                                                                                                           -  что нового должны узнать и чему научиться;                                                                                                                                                                       - что из новых знаний и способов учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска.

Таким образом, проблемные вопросы разрабатываются на основе соотношения между известным и неизвестным.

 Глава 1. Проблемное преподавание на уроках русского языка.                             

На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие  ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.                                                                                                                                                                                                                                          Так, например, в 6м классе при объяснении темы «Форма слова» строю следующим образом:

На доске записываются слова   1

                                                           друг                             друг

                                                         о друге                        подруга

                                                          другом                       дружеский

                                                                                              дружить 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                   

Затем  я предлагаю подумать и найти, чем  отличается принцип  подбора слов в1м столбике и во 2м./, если не получается, предусмотрены дополнительные вопросы и задания:                                                                                                                                                                      - Выделите морфемы в словах вначале в 1м столбике, затем во втором.                                              -  Проверьте, какие морфемы в словах первого столбика отличаются.                                                                                                                                                                            -  Какие морфемы отличаются во втором. /Ребята работают с морфемным разбором слов и замечают, что в 1м столбике слова отличаются лишь морфемой – окончанием, тогда как во втором отличие слов друг от друга заключается либо в приставке, либо в суффиксах.                                                                              Далее я рассказываю, что каждый  предмет имеет как содержание, так и форму./В пример можно привести любой предмет: яблоко, парту книгу и т.д./   Слово тоже имеет и форму, и содержание: форма слова – это его буквенная запись.Содержание слова – это его лексическое значение. т.е., что слово обозначает.

 - Меняется ли содержание слова в 1м столбике?/ Нет, содержание слова не изменилось, изменилось лишь его число и падеж./

 - По какой морфеме мы определяем число и падеж? /Число и падеж мы определяем по окончанию/

  - Изменилась ли форма слова в 1м столбике, т.е. изменилась ли буквенная запись? / Форма изменилась, так как сменилась буква окончания./

   1й вывод: Изменение окончания ведет к изменению формы слова.

  - Каково лексическое значение слов во втором столбике: оно одно и то же или разное? /Во втором столбике разные слова: друг – мальчик, подруга – девочка, дружеское, например, отношение- хорошее отношение к человеку, дружить –действие, дружить- значит вступать в определенные отношения/.

  - Какие морфемы отличают эти слова друг от друга? /Приставка по-; суффиксы –е-;-ск-;     - и-;  - ть-/

   2й вывод: за изменение содержания слова отвечают приставки и суффиксы.

Я предлагаю ребятам вспомнить правило, которое они учили чуть ли не с первого класса:         Приставки и суффиксы – это значимые части слова, которые служат для образования новых слов.

   Общий поурочный вывод: При изменении окончания меняется лишь форма слова, а смысл, т.е. содержание, не меняется. Слово меняетс, если изменяются приставки или суффиксы./Далее работа по закреплению нового материала.                                                                                                                                                         При изучении темы «Возвратные глаголы»  предлагаю ребятам сравнить две группы глаго                                                                                                                                                                      Причешу                                                   причешусь                                                                             одену                                                        оденусь                                                                                       извиню                                                     извинюсь

   - Чем отличаются глаголы в левом столбике от глаголов в правом?/ В правом столбике  у глаголов есть суффикс – сь/

  - Как изменился смысл слова? Какое слово можно добавить к любому глаголу в правом солбике?/ Можно добавить слово сам сама/

  Вывод: Суффиксы  - ся/- сь обращают/возвращают/ действие на себя, поэтому глаголы с такими суффиксами называются возвратными. По суффиксам –ся/сь их легко  можно узнать в тексте.

   Далее работа с учебником на закрепление полеченных знаний.

   Знакомясь с темой «Настоящее и будущее время  глаголов», мне необходимо объяснить детям, что в зависимости от вида глаголы имеют разные формы. А это непросто. Предлагаю  детям: Образуйте настоящее и будущее время от следующих глаголов. При выполнении этого задания у детей получаются следующие результаты

Встречать – встречаю   …?                                                                                                                                                                                        Встретить - …? встречу                                                                                                                                                                                                                                                                    записать  -…? запишу                                                                                                                                                       записывать – записываю  …?                                                                                                                                      Я задаю вопрос: что вызвало трудности? /Дети отвечают, что в некоторых случаях они не могут образовать форму настоящего времени глагола, в других – не могут образовать форму будущего времени/   Тогда я предлагаю определить вид глагола. Ребята определяют вид глаголов: встречать –несовершенный вид, встретить – совершенный вид; записать – совершенный вид, записывать – несовершенный.

Таким образом, глаголы совершенного вида «встретить»,  «записать» не имеют формы настоящего времени.                                                                             Глаголы  совершенного вида имеют привычную форму будущего времени: встретить – встречу, записать – запишу. Будущее же время глаголов несовершенного вида образуются с помощью вспомогательного глагола «быть».

Встречать – буду встречать                                                                                                                             записывать – буду  записывать                                            

Вывод: Будущее время глаголов совершенного вида состоит из одного слова, а будущее время глаголов несовершенного вида состоит из двух слов. Далее закрепление, работа с учебником.

В седьмом классе приступаем к изучению сложнейшей части речи –  причастия, объединяющего в себе как признаки глагола, так признаки прилагательного. Как объяснить эту тему детям, чтобы они лучше ее усвоили?                                                                        Я делаю это так:

       /запись на доске/  Зеленый арбуз                                зеленеющий арбуз

  -  Посмотрите на эти два слова и найдите, что их объединяет и чем они отличаются.                 Ответы детей: объединяет то, что оба слова рассказывают о цвете арбуза, отвечают на вопрос какой?                                                                                                                                                           /Предлагаю обратить внимание на окончание/, дети с готовностью признают, что одинаковым является также и окончание.

  - Какие морфологические признаки можно определить по окончанию? – задаю я вопрос. Он для них не нов, и поэтому ребята отвечают, что по окончанию можно определить число, падеж и род в данном случае.                                                                                                                                                                                 Давйте определим эти морфологические признаки.                                                                                                                                                                           И слово «зеленый», и слово «зеленеющий» стоят в ед.ч., в и.п., в м.р.                                                     Делаем 1й вывод: Оба слова отвечают на вопрос какой? и изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательное.

 -Чем же они отличаются? Попробуем перевести оба слова в глагол. /Ребята пробуют, но переводят в глагол только слово «зеленеющий» - который зеленеет.

   - Предлагаю обратить внимание на морфемы. Какой морфемы нет у слова«зеленый»?  -ЮЩ- говорят ребята и догадываются, что это суффикс.

Вывод:  слова «зеленый» и «зеленеющий» отличаются тем, что «зеленеющий» можно перевести в глагол, а «зеленый» нельзя. У слова «зеленый» нет суффикса –ющ-.

Поурочный вывод: Причастие похоже и на глагол, и на прилагательное.

Так, двигаясь от вопроса к вопросу, сравнивая то, что уже знаем, с тем, что еще не знаем, мы совершаем на уроках свои маленькие открытия. Проблемное объяснение нового материала позволяет мне вовлечь ребят в процесс объяснения, а не бездумно «поглощать» то, что рассказывает учитель. Логическое осмысление нового правила помогает легче его учить, и запоминается такое правило надолго.                                                                                                                                                      

Глава 2:Проблемное преподавание на уроках литературы как один из приемов воспитание нравственной личности.

Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость, ибо оно направлено на творческое усвоение знаний основ литературоведения, приемов анализа произведений и приемов художественного отражения действительности, на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, содержащихся в курсе литературы, на воспитание навыков самостоятельного оперирования логическими приемами и методами исследования в сочетании с приемами художественного отражения действительности.                                                                                                                                                                                                                                                        – Каким должен быть анализ литературного произведения, чтобы учитель имел возможность воспитывать духовно – богатую личность?  Для этого, по моему мнению, необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.                                                                                                                                 Изучая какое- либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников:                                                                                                                                                                                 - Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями, плохо к ним относится?   А плохо ли? Почему они не понимают друг друга? А вас всегда понимают родители? Вы их  ?  Как вы думаете, почему так происходит? А как это объясняет автор романа?  /К уроку «Образ Базарова»/                                                                                                                                                                       -Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше, Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение. А кого из вас поддержал бы сам Толстой?./К уроку «Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова»/                                                                                                                                       -Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? А как считает Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Свое мнение обоснуйте.                        Исползуя проблемные вопросы., стремлюсь поставить учеников перед нравственным выбором, научить формировать собственное мнение, учу защищать его.                                                                                                                                                                                           В 5м классе в конце изучения  темы «Волшебные сказки» я предлагаю ребятам подумать:                                                                                                                                                                                 - За что мы любим сказочных героев: Царевну- лягушку, Василису- Премудрую, Василису- Прекрасную, Ивана- Царевича, Ивана- дурачка, других сказочных героев?                                                                                  -Какие качества этих героев сделали их столь любимыми в народе?                                                                      И подумав, дети правильно отвечают: за то что они добрые, за то, что жалеют и помогают всем, за трудолюбие, за находчивость, за верность.                                                                                                                  -А какие это качества, сказочные или нет? Нет, это не сказочные черты. И мы все вместе делаем вывод, что у сказочных героев и сегодня можно многому научиться. Кроме того. предлагаю детям написать маленькие рефераты по темам: «Мой любимый сказочный герой», «Чем похожи положительные герои волшебных сказок?», «Чем Иван- царевич отличается от Ивана- дурака и что их объединяет?», «Чему нас учат русские народные сказки?»                                                                                                                                                                            Дети готовят рефераты, не без моей помощи, конечно, /2- 3 листа/, и мы на уроке- конференции «Эта волшебная волшебная сказка» делимся своими открытиями.                                                                                  Во время знакомства с замечательным рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем вопрос:                                                                                                                                                                                      - Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину? Ребята называют такие замечательные качества, как терпение, трудолюбие, доброе отношение к людям.                                                                                                                                                               - Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья?  Дети, конечно же отвечают, что Жилина.                              - А почему? Только ли за то, что он сумел выбраться из плена?                                                                   Ребята объясняют, что Жилин- человек верный, он не оставляет Костылина в беде, хоть и попал в плен по вине Костылина. Он  хороший сын, он не просит мать заплатить за него, потому что знает, что у нее нет денег, и она будет переживать.                                                                                                                                           - Как вы думаете, какие из  качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще?- задаю я коварный вопрос. Пятиклассники, как правило, честно отвечают, что у них есть не все такие качества и признают, что им их нужно развивать. Возможен и такой вопрос:                                                                               - Не находят ли у себя ребята некоторых качеств Костылина? Вот только ответа на него  ждать не нужно, а стоит предложить поразмышлять о этом наедине с самим собой/Такая постановка вопроса позволяет заставить ребят взглянуть на сея со стороны, учит самокритичности./                                                                                                                                                                 В конце урока можно добавить, что автор рассказа сам воевал, и рассказ написал, скорее всего под впечатление реальных событий, так что таких людей, как Жилин и Костылин он встречал в жизни                                                                                                                                                                                    При чтении и обсуждении рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке», вызывающего у детей слезы, задаю вопрос:                                                                                                                                                     - Почему мальчик погиб? Дети говорят, что у него умерла мама, ему нечего было есть, нечего одеть.                                                                                                                                                                                        - А еще почему? Потому что на него никто не обращал внимания,- догадываются они.                                       - Скажите, а сегодня может случится подобное?                                                                                                   Нет, сегодня есть детские дома, где живут сироты, их там кормят, одевают.                                                     Но. ребята, мальчик умер еще и потому, что ему никто не захотел помочь. Можно ли такое увидеть сегодня?  И дети соглашаются, что и сегодня можно встретить людей, которые остаются равнодушными к чужому горю.                                                                                                                                                                       У нас в городе есть учреждение /дет. Сад № 8/, где живут и учатся дети- сироты,- говорю я и спрашиваю - --Сколько раз вы ходили в этот детский приют, чтобы узнать, как они живут, возможно, чем- то помочь? Ответ, как правило один- ни разу.                                                                                                                                 -Как вы думаете, почему?- спрашиваю и на этом вопросе завершаю урок, не желая заставлять детей оправдываться, но давая возможность подумать над этим вопросом.                                                           Читая и анализируя маленькую, но невероятно сложную повесть А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка», продираясь сквозь тернии непонятных для пятиклассников слов и выраже- ний : «Опекунский Совет», «английский сад», «Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юнос ти…» и т.п. и ругаяпро себя авторов программы за то, что такое сложное произведение помещено ими в 5й класс, пытаюсь все-таки донести до учеников основную мысль произведения:                                                                                                                                                                         - Ребята, кто из героев вам понравился больше всего и кто больше всех нравится самому автору? Как правило, ответ чаще всего правильный: больше всех и ребятам, и автору нравится Лиза. Попытаемся разобраться, почему.                                                                                                                                                         - Как вы думаете, ребята, искренны ли до конца, не притворяются ли Берестов- старший и Муромский- старший? Нет, отвечают ученики, они каждый в чем-то притворяются. Общими усилиями приходим к выводу, что Муромский хочет показать себя человеком европейским, просвещенным /ребята говорят- умным/, я их поправляю и объясняю, что это означает, а Берестов нарочито притворяется простоватым /мы вместе с ребятами подбираем слово/, хотя Берестов явно очень умный, находчивый, ученики доказывают это, подбирая примеры из текста- хороший хозяин, завел фабрику и тд.                              Теперь обратимся к детям,- говорю я. Насколько естественно, без притворства, ведет себя Алексей?    Нет, приходят к выводу ребята, Алексей тоже притворяется. Ведь он кажется перед провинциальными девушками/с подсказкой/ мрачным и разочарованным, а с сельскими веселиться и играет в горелки.                                                                                                                                                                                     - Искренна ли Лиза? / здесь также необходима подсказка. Дети говорят, что она тоже ведет себя неискренне: то притворяется крестьянкой, то старается  быть похожей на англичанку.   - Но, ребята, давайте разберемся, зачем она это делает? Дети отвечают, что Лиза хочет познакомиться с Алексеем, поэтому переодевается крестьянкой, а потом боится, что Алексей узнает ее, и одевается, как мадам Жаксон.                                                                                                                                                                                     - В какой сцене Лиза нравится вам больше всего? /Лиза самая красивая в конце, когда в простом утреннем платье читает письмо Алексея. То есть тогда, когда она естественная, когда никем не притворяется.                                                                                                                                                                         - Чем заканчивается повесть? /В конце все счастливы, потому что Алексей сможет жениться на девушке, которую любит, а их родители помирились.                                                                                   -Посмотрите, ребята, какой замечательный конец рассказа! Он замечателен еще и тем. какой глубокий смысл сумел вложить в него Пушкин: при любой ссоре, вражде только кажется, что примирение невозможно, а потом оказывается, что это очень легко, а многие ссоры возникают на пустом месте. А главное, по мысли Пушкина, - это любовь, это естественная жизнь без притворства.                              Слава Богу, что в программу вернулась повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья». С каким удовольствием читают ее ребята, как сопереживают ее героям: Васе, Вальку, Марусе. Эта повесть позволяет обсудить важный и животрепещущий вопрос:                                                                                                                                                                                       - Почему Вася,  у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки,  сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице? Дети находят правильный ответ:Вася оказался на улице, потому что дома он был никому не нужен. Отец тяжело переживал смерть жены, матери Васи, а нянькам не нравилось шумное Васино поведение, и Вася стал пропадать на улице.                                                                               - Почему Васе было хорошо в «дурном обществе»? Потому что там он был нужен, потому что там было бедно, но детей там любили, с ними по- своему, но занимались.                                                                               - Можно ли Васину ситуацию перенести в современность? Да, отвечают дети, можно. Сейчас много детей убегают из дома, потому что им дома плохо живется, потому что они никому не нужны.                                                                                                                                                                                       Работу по проблемам детства. сиротства, можно продолжить и во внеурочное время. В этом году двум группам ребят я предложила подготовить проекты: «Развитие жанра антирождественского рассказа в России, во 2й половине19 века» и « Тема детства в творчестве русских писателей рубежа 19/20в.                                                                                                                                                                                  При чтении и изучении повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» обращаю внимание детей на то, что Вакула был глубоко верующим человеком, и эта вера помогла ему одолеть черта и выполнить желание Оксаны.                                                                                                                                                                                  В курсе 6го класса по учебнику Кутузова очень много времени уделяется изучению жанра баллады. Не буду обсуждать, насколько это разумно/мы знакомимся с 12ю балладами /, но детям баллады нравятся. Мы устраиваем выразительные чтения, инсценировки, с удовольствием обсуждаем и анализируем предложенные тексты.                                                                                                                                                  Наряду с другими , в учебник помещена баллада М.Ю.Лермонтова «Бородино», которая представляет ценность и как высокохудожественное произведение, и как замечательный образец великого русского патриотизма. Подробно анализируя балладу и с точки зрения художественного своеобразия, и с точки зрения композиции, ищем ответ на вопрос:                                                                                                                     - Почему поэт ведет рассказ не от своего лица, а от лица старого солдата?                                               Здесь обязательна работа с датами: обращаю внимание ребят на дату рождения поэта – 1814г.,т.е. через 2 года после Отечественной войны с французами, поэтому сам он не мог быть участником описываемых событий. Но насколько ярко, точно, выразительно описаны в балладе переживания, чувства солдат, яркие моменты боя /Вот где необходима работа со словом/ Перед этим уроком ученики получают рабочие листы с заданиями, кроме того, в них приводятся отрывки из воспоминаний участников тех сражений. Ребята имеют возможность сравнить эти воспоминания с эпизодами лермонтовской баллады и понять, насколько правдив и точен был поэт. Мы отмечаем героизм русских солдат, их стремление дать решающий бой, чтоб защитить Москву, обсуждаем, какие картины можно представить, читая строки баллады, какие чувства волнуют старого солдата. А затем я задаю вопрос:-                     -Ребята, как вы думаете, героизм русских солдат был лишь в прошлом или и в наше время русские солдаты совершали и совершают чудеса храбрости?  /дети приносят на урок фотографии своих дедов, участников Великой Отечественной войны, фотографии отцов, служащих сегодня в армии. Они уверены, что случись беда, и их отцы защитят их страну/                                                                                                                                                                             .При изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский» ребят сильно волнует вопросы                                            -  Почему Маша не уехала с Дубровским, хотя сама просила его о помощи? и Почему Владимир, узнав, что опоздал, не увез девушку силой, ведь он был уверен, что она не любит князя Верейского? Мы перечитываем сцену объяснения Маши с Дубровским: « Я согласилась, я дала клятву…,князь мой муж… .Я ждала вас до последней минуты… .Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Я объясняю ребятам, что для Маши обряд венчании- священный обряд, она дала клятву Богу, что будет ему верной женой, и эту клятву она нарушить не может. А для Дубровского желание Маши- закон, он понимает, что не может увезти ее силой. Также по ходу прочтения романа обращаю внимание детей на то, что Дубровский отказался от мести Троекурову из- за любви к Маше и из-за этой же любви бросает разбойничать и уезжает из родных мест. Таким образом, любовь спасает Троекурова от смерти, а Владимира от окончательного превращения в мстителя и разбойника.                                                                                                                                                                Седьмой класс начинается с «места в разбег» с изучения сложнейшей повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».Внимательно исследуя текст, приходим к выводу, что описанное Гоголем время было жестоким и человек в нем ожесточался, что не является исключением и главный герой повести. Тарас Бульба- смелый воин, мудрый военачальник, верный товарищ, но к своим сынам он относится , как к воинам, поэтому не дрогнувшей рукой убивает сына Андрия. Сцена убийства Тарасом Андрия -  кульминация изучения повести. Дети никак не могут смириться с этим убийством и ищут возможность оправдать Андрия. Урок, который я провожу, подсказан моими учениками. Тема урока звучит так: «Можем ли мы оправдать Андрия?/ по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».                                                                         Задача, стоящая перед учителем – наисложнейшая: согласиться, что убийство Тарасом Андрия – это  акт жестокости, не оправдав при этом Андрия. На уроке подробно анализируем такие эпизоды, как переход Андрия  в осажденный город и сцены увиденного в католическом храме, где погибающие от голода люди молились о спасении/ здесь уместно послушать органную музыку Баха, под которую, лучше учителем , выразительно читается текст.                                                                                                                                  -Каково впечатление Андрия от увиденного, какие мысли у него появляются? Ученики отвечают, что Андрий жалеет обреченных людей, и у него появляется мысль, которая просто не приходила к нему раньше: «Видно и здесь также были святые люди и укрывались также от мирских бурь, горя и обольщений».                                                                                                                                                                  Далее работа с эпизодом « Сцена встречи с панночкой./здесь лучше заранее приготовить  выразительное чтение по ролям/.                                                                                                                                   - Почему панночка, услышав признание в любви от Андрия и явно отвечая ему взаимностью, заливается слезами? Что она ему отвечает?/здесь особое внимание уделяю ее ответу: « Не обманывай, рыцарь, и себя и меня,…знаю, и , к великому моему горю, знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец твой, товарищи, отчизна, а мы- враги тебе», а далее последующим словам Андрия: «А что мне отец, товарищи и отчизна?...И все, что ни есть, продам, отдам, загублю за такую отчизну!»                                                                                                                                                - Как относится к переходу Андрия на сторону поляков сам Гоголь?/работа с оценочной лексикой при описании боя Андрия на стороне поляков6 «…понесся, как молодой, борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. Атукнул на него опытный охотник- и он понесся…» и, безусловно. Работа с эпизодом убийства Тарасом Андрия, работа со словом: «…как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, по- чуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился в траву, не сказав ни одного слова.                                                                                                            - Как относится к изображаемому автор? Он жалеет Андрия, отмечает, что характер его не соответствует духу времени, что изображенное  время не создано для любви, но поведение  того во время боя против своих товарищей описывается Гоголем с презре- нием- предательства Гоголь Андрию не прощает,  для Гоголя выбор между чувством и долгом однозначен – он выбирает долг.                                                                                                                                                                                          В седьмом же классе изучается еще одна повесть из пушкинского цикла «Повести Белкина» - «Выстрел», где автор размышляет о том, к чему приводит жажда возвысится любой ценой. На первом уроке подробно разбираем особенности композиции, способ характеристики главных героев, обстоятельства их спора. В конце урока я предлагаю:          - Поднимите руки, кто поддерживает Сильвио, считает его правым, а теперь поднимите руки те, кто поддерживает графа и считает правым его./ Скажу честно, сторонников Сильвио гораздо больше, чем осуждающих, но есть сомневающиеся./ На основе этого опроса распределяю задания: 1я группа/оправдывающие Сильвио/ -подготовить речь в защиту Сильвио с подбором эпизодов, а 2я группа/ осуждающие и сомневающиеся/ готовят обвинительную речь с эпизодами, иллюстрирующими ее. На следующем уроке /Урок-суд/ ребята выступают со своими речами, приводят примеры из текста и чаще всего сами приходят к мысли, что Сильвио ненавидел графа потому что завидовал, что вина за начало дуэли и ее незавершении тоже лежит на Сильвио и что Сильвио не выстрелил, потому что главным для него было увидеть страх графа, почувствовать свое превосход- ство. Мне же необходимо было подвести ребят к выводу, к чему приводят такие чувства, как мстительность и уязвленная гордость.                                                                                                                             - Ребята, какова была главная цель Сильвио? Подготовленные собственными исследованиями, ученики легко отвечают, что для Сильвио главным было желание почув ствовать свое превосходство над графом . Далее обращаю внимание учеников на финал рассказа, в котором сообщается, что Сильвио погиб в отряде этеристов.                                                                                                                                 - Ребята, как вы  думаете, почему Пушкин приводит своего героя к гибели. Как правило, ребята не отвечают, вопрос очень сложный.Тогда я задаю дополнительный вопрос:                                                       -Можно ли назвать жизнью то, как жил Сильвио?                                                                                                  Ребята вспоминают, что в доме Сильвио не было ничего, кроме стен, изуродованных выстрелами, он никого не любил, у не было семьи, друзей.                                                                                                                      - Можно ли назвать такое состояние жизнью?  Ребята признают, что нельзя.                                            Пушкин приводит своего героя к гибели потому ,что душа Сильвио мертва уже давно: месть и стремление одержать верх над графом иссушили его душу. Он жил ради той минуты, когда сможет почувствовать свое превосходство, а затем он, вероятно, понял, что не знает, для чего ему жить дальше. Смерть для Сильвио – единственный выход.                                                                                                                                    -Так  какова же основная мысль рассказа?  Жизнь ради мести, ради того, чтобы доказать превосходство над другими иссушает душу, лишает смысла жизни.                                                                                             Знакомясь с «Песней про купца Калашникова…» М.Ю.Лермонтова, анализируя поэму, приходим к выводу, что главное для Степана Калашникова и его братьев – честь рода, честь семьи, и ради этого он пошел на верную смерть. Ведь Степан с самого начала знал, чем для него закончится этот бой. Он понимал, что может быть убит Кирибеевичем, поэтому и обращался к братьям, а если он убьет Кирибеевича, то Иван Грозный не простит ему смерти своего любимца и казнит. Готовы были идти на смерть ради чести своего брата и братья Степана/                                                                                                                                                                          Восьмой класс начинаем с изучения шедевра древнерусской литературы «Слова о полку Игореве».Читая эпизоды текст /на весь текст времени не хватает/, обсуждаем вопросы:                                                              - Как относится автор «Слова…» к родной земле? к княжеским междоусобицам?                                             - Как оценивает то, что ради достижения собственной славы нарушил мир с половцами?                                 - Судит ли при этом он Игоря?                                                                                                                                          В восьмом классе мы вновь встречаемся с циклом А.С.Пушкина «Повести Белкина»  и его повестью «Станционный смотритель», посвященной непростым отношениям отцов и детей. Пушкин неоднозначно трактует притчу о блудном сыне. С одной стороны, отец своей волей чуть не лишил любимую дочь счастья – ведь ее история закончилась счастливым браком, а что бы ее ждало на крошечной станции? Стареть с любящим ее отцом? С другой стороны – размышление автора о том, что счастливый конец истории не всегда возможен: блудные дети/в данном случае дочь/ рано или поздно возвращаются под родительский кров, вот только счастливой встречи может не произойти –родители до этого могут просто не дожить, как не дожил Самсон Вырин.  Я здесь я обязательно задаю вопрос:                                            -Как оценивает ситуацию сам Пушкин? Отдает ли он предпочтение кому- то из главных героев? На этот вопрос помогает ответить анализ финального эпизода, рассказывающий о возвращении Дуни уже в роли богатой барыни «в карете в шесть лошадей».                                                                                                              -Видим ли мы раскаяние Дуни? Да, отвечают ребята,- она плакала, долго лежала на могиле отца.                 - А что потом? Потом барыня пригласила попа, дала ему денег и …поехала.                                                      - Как вы думаете, для чего Дуня дала попу денег? Дети не все знают о поминальных службах, но некоторые знают и отвечают, чтобы он помянул отца Дуни, есть и такие, которые все- таки высказывают предположение, что Дуня таким традиционным способом хотела замолить грехи. Затем я обращаю внимание учеников на неоднократно повторяемые эпитеты «прекрасная барыня», «славная барыня», которые Пушкин вкладывает в уста «оборванного мальчика». И ребята приходят к выводу, что это оценка мальчика. И совсем по- другому звучат эти же слова, когда рядом описывается безрадостная, тоскливая картина сельского кладбища, на котором покоится бедный Самсон Вырин:                                      «Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцем». «Отроду не видал я тако- го печального кладбища»,- заключает повествователь. В этом противопоставлении «прекрасной барыни» и «печального кладбища» и скрыт потаенный смысл пушкинской оценки произошедших событий.                                                                        -Можно ли было избежать подобной трагедии?- задаю я вопрос и предлагаю ответить на него дома, письменно либо придумать другой финал повести и обстоятельсв, которые могли к нему привести.                                                                                                                                                                                   В учебнике Кутузова дается для чтения и изучения повесть Н.В.Гоголя «Портрет», основная идея которой- ответственность художника за все, что он создал.   На первом уроке, посвященном знакомству с судьбой художника Чарткова, мы обсуждаем проблему власти денег и славы и приходим к выводу, что стремление стать богатым и знаменитым разрушило талант Чарткова да и его жизнь. На втором уроке, изучая судьбу портрета, мы приходим к выводу, что стремление автора портрета добиться точности изображения, как в жизни, пусть и самого отталкивающего и жестокого – неправильно, потому что созданное начинает жить своей собственной жизнью и ничего, кроме зла, вокруг себя не несет. Так случилось с портретом.                                                                                                                                                       - А можем ли мы с вами сегодня привести примеры художественны произведений /фильмов, книг/, которые не учат ничему доброму,а несут в жизнь лишь кровь, ненависть? /Это задание дается заранее/. И ребята приводят примеры фильмов, сериалов, детективов, которые ничему, кроме жестокости не учат.                                                                                                                                                                                 Девятый класс я опускаю, потому что ничего, кроме негативного отношения к программе, в основе которой- ознакомление с «кусочками» и «выдержками» из замечательных произведений, у меня нет.                                                                                                                                                                                         Десятый класс представляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, об этом можно написать отдельную работу, поэтому привожу лишь некоторые фрагменты.                                                                                                                                                                        Урок «Татьяна- милый идеал» дает возможность порассуждать: почему Пушкин считает свою героиню идеалом. Не красавица, не модница, не кокетка, не любит балы, сидит в деревне и читает книги. А Пушкин восхищается ею, а Евгений Онегин при второй встрече «сходит по ней с ума».                                                                                                                                                                                          - Что же такое в Татьяне? Вначале зачитываются цитаты, затем делаются выводы: ум, сдержанность, чувство собственного достоинства, тактичность, искренность и … верность. В конце урока можно провести тайный опрос /на листочках/: считаете ли вы Татьяну идеалом? И многие, особенно мальчики, /почерки знаю/, признают, что Татьяна- идеал женщины.                                                                                                                                                                                      Роман И.С.Тургенева дает мне возможность провести один из любимых моих уроков-   «Испытание любовью героев романа». /Предварительно обращаю внимание ребят, что всех своих героев Тургенев испытывает любовью, и даю домашнее задание по группам :  подобрать эпизоды, связанные с любовью всех главных героев, причем обращаю внимание на тот факт, что Базарова Тургенев испытывает не только любовью к женщине, но и родительской и сыновьей любовью./ Выводы, которые ребята делают, их потрясают: оказывается, любовь расставила все по местам: самый счастливый человек- Николай Петрович. Он любил свою первую жену и был счастлив, он любит сына и счастлив и этим, затем он полюбил Фенечку, и опять счастлив. Таким же счастливым может оказаться и его сын Аркадий. Он счастлив в любви, полюбив, он разочаровывается в нигилизме,/ он и нигилистом –то стал, потому что восхищался Базаровым/, женится и начинает жить счастливо в кругу семьи, с любимой и любящей женой                                                                                                                                                                              Павел Петрович  большую часть своей жизни потратил на страсть/ не на любовь, мы это уточняем/ к светской львице, которая его унижала, пренебрегала им, он прожил бесцельную жизнь, но и этот герой, не самый приятный, признаем, поднимается, благодаря чувству к Фенечке, на некий пьедестал: он вступается за честь женщины, смешно, нелепо, но вступается, и тактично уходит в сторону, уезжает, чтобы не мешать счастью брата.                                                                                                                                     Любовь Базарова – дело иное. Базаров влюбляется в Одинцову и начинает осознавать, что все, что он раньше отрицал: любовь к женщине, красота природы, поэзия, волнует его, как обычного человека.                                                                                                                                                                      -Приносит ли любовь Базарову счастье?. Первый ответ лежит «на поверхности». Ребята отвечают, что Базаров несчастлив, потому что его не любит Одинцова.                                                                                     -Только ли?- уточняю я. Два- три ученика доходят до правильного ответа сами. Даже если бы Одинцова полюбила Базарова, он все равно был бы несчастлив, так как жизнь обыкновенного человека, дом, семья, его не привлекала, ведь он- то считал себя необыкновенным челове ком.                                                                                                                                                                                             - Почему Тургенев приводит своего героя к смерти? Что больше всего волнует Базарова на пороге небытия? Базаров умирает, потому что автор не видит, что ждет человека, отрицающего все общечеловеческие ценности. А Базаров на пороге смерти больше всего сожалеет о том, что оказался обычным смертным человеком: Так же любит и нуждается в любви, так же умирает, как все обычные люди, и никому не нужен, кроме своих родителей.                                                                                                        - Какова же основная мысль романа?                                                                                                                          По мысли Тургенева, самыми важными ценностями на земле были и остаются любовь и … красота природы, ну а с ней вместе и способность эту красоту увидеть, т.е. поэзия, а всех, кто это отрицает, ждет бесславный конец. Такой, как Базарова: через несколько лет лишь родительская любовь хранит память о нем, а его идеи ушли вместе с ним./ Кстати, именно Тургенев предсказал, как опасно увлечение человечества «голой» наукой, и что может произойти, если не думать о душе: ведь способность к любви- духовная составляющая человека, а мы, выходит, его не услышали/.                                                                                                                                                                Изучать Достоевского – это радость и мука, причем одновременно: неподражаемая глубина, высокая нравственность, но какая сложность, как правильно преподать его детям?/ Я горжусь тем, что уже несколько выпусков мои дети, не все, конечно, но большинство, на вопрос: что из курса литературы 10го класса понравилось вам больше всего?- отвечают «Преступление и наказание» Достоевского. Я его когда- то в школе ненавидела и так и не прочитала до конца, перечитала лишь, придя в школу./ Своими находками считаю, во- первых,то, что я сравниваю Раскольникова прежде всего с Разумихиным. Может быть, не самый удавшийся герой Федора Михайловича, но очень необходимый для правильного понимания основной идеи произведения. Здесь и работа со словом: Разумихин – разум, Раскольников – раскол/раскол в сознании/. Помещенные автором в одинаковые обстоятельства, эти герои по- разному ищут выхода из трудной ситуации: Разумихин ищет работу, а Раскольников создает теорию, способную доказать, что он человек «право имеющий». Подробно изучая теорию Раскольникова и популярную в то время теорию социалистов, подчеркиваю с одной стороны их различие, с другой- удобную возможность поддержать одну теорию другой/ что и сделал Раскольников/ Кроме того, обязательно зачитываются оценки этих теорий Порфирием Петровичем и Разумихиным. На уроке  «Раскольников. Жизнь после преступления» стремлюсь на примерах из текста /готовят дети дома/показать, какие муки испытывал сам Раскольников и сколько страданий он принес своим близким.                                                                              Для подготовленного /т.е. сильного класса/ рискую давать урок «Русские классики и их читатели» либо второе название «Читал ли Ницше русских классиков?». К этому уроку дается обширное задание по группам: 1).краткие сведения о жизни и учении Ф. Ницше;     2).эпизоды, подтверждающие о ростках идеи о сверхчеловеке; 3).Базаров и его теория;       4).Раскольников и его идея о сверхчеловеке. Дается план характеристики героев, сравнения героев. На уроке мы знакомимся с некоторыми идеями Ницше и с теми результатами, к которым они привели, говорим о героях русских классиков, о том, к чему они призывали и о том, что в итоге получилось.                                                                                                                    - Почему Печорин, Базаров, Раскольников становятся идеалами русских революционеров? Потому что неправильно прочитали романы, недопоняли. А может быть, потому что они все первоначально вызывают восхищение, вот и появилось желание подражать. Вывод по уроку: необходимо внимательно и вдумчиво вчитываться в текст, быть осторожней с выводами                                                                                    В одиннадцатом классе программа, по- моему, рассчитана на то, чтобы отучить от чтения даже тех, кто действительно любит литературу. Физически невозможно вдумчиво изучить предложенные произведения, их можно только «пробежать», похватав вершки. Выходом иногда становятся обобщающие уроки. Об одном из таких уроков я и расскажу. Урок- конференция «Офицерская честь на страницах русской литературы». Предварительное домашнее задание распределяю по группам: 1)Подвиг капитана Тушина и подвиг Андрея Болконского «Война и мир»; 2). Подвиги полковников Малышева и Най-Турса и других русских офицеров «Белая гвардия»; 3). Подвиги Сашки в повести «Сашка» В.Кондратьева; 4).Подвиг лейтенанта из повести Б.Васильева « В списках не значился». Ребята рассказывают о подвигах героев, зачитывают самые яркие примеры из текста. В конце урока я читаю отрывок из финала повести Васильева «В списках не значился», тот , где рассказывается, как немецкие офицеры отдали честь геройскому русскому солдату, который защищал Брестскую крепость до последнего вздоха, производит потрясающее впечатление, советую коллегам попробовать.                                                                                                                                                                    Так от одной теме к другой, по крохам, по кусочкам, я пытаюсь,  воспитать Человека, думающего, способного здраво оценивать ситуацию, способного сопереживать. Получается ли, скажу честно, не знаю. Это покажет жизнь, причем не моя, а уже их жизнь. А учителю остается только надеяться, что он сделал все правильно

 Учитель  русского языка и литературы                                                                                                                    Широколава Светлана Ивановна

,

 

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} ЧЧ

 

Краткое описание: 
обобщение опыта работы по использованию проблемного преподавания на уроках русского языка и литературы

»  Тэги к этому документу:

На: Проблемное преподавание на уроках русского языка и литератур


Интересный опыт. Спасибо. Считаю проблемное обучение крайне актуальным и целесообразным, хотя и требует много подготовки. Но подготовка себя оправдывает, когда видишь азарт и интерес учеников к работе.



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн