Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Отметки и отметины

Размещено: Антонина Анатольевна Ревенко - пн, 13/07/2009 - 10:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ревенко Антонина Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ с. Семёновка, социальный педагог
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Краткое описание: 
А какие у тебя отметки в школе? – часто именно так начинают разговор с ребенком – школьником пришедшие в семью гости. Задумываются ли взрослые, какой отзвук рождается в этот момент в его душе?

 

А какие у тебя отметки в школе? – часто именно так начинают разговор с ребенком – школьником пришедшие в семью гости. Спрашивают не потому, что это кого-то, в самом деле, занимает, а Корее для приличия, «так уж принято». Вроде «Как поживаешь?»
Но этот по видимости нейтральный вопрос вовсе не безразличен ребенку. Задумываются ли взрослые, какой отзвук рождается в этот момент в его душе? У отличника вопрос вызывает ощущение торжества (для него это лишняя возможность подтвердить свою успешность, значительность), а того, кто еле тянет на тройки, повергает в уныние (он чувствует себя неуютно, он боится прочесть разочарование в глазах взрослого, услышать в его голосе нотки жалости и снисходительности). Ребенок понимает, что своим ответом он сам себя ставит на определенную ступень некой лестницы: кто0то забрался высоко, а кто-то вынужден с завистью глядеть на него снизу вверх.
Встречают по отметке
Отметка, изобретенная, в общем, для того, чтобы оценивать конкретные знания ученика, незаметно переродилась в оценку его личности. Это особенно ощущается в начальной школе. Ребенок воспринимает себя «хорошим», когда получает хорошие отметки, и «плохим», когда его усилия оцениваются низко.
Начинающий школьник еще не в состоянии развести оценку, которую получает за свои знания, и оценку его самого, его личности.
Постепенно он начинает понимать истинную магию хорошей отметки – она обеспечивает спокойную и приятную жизнь, поощрения, похвалы, высокий статус. Ребенок видит, что отметка – это разменная монета в школьной жизни, и чтобы ее заработать, нужно играть по определенным правилам. Главное: чтобы быть признанным и одобренным учителем, надо получать хорошие отметки. ( И не только учитель «любит» ребенка за хорошие отметки.  Родителям тоже больше нравится, если ребенок приносит домой дневник с пятерками и четверками).
Довольно быстро дети начинают понимать, насколько условна отметка, как часто не связана она с действиями умениями и знаниями. Но волшебная сила, стоящая за ней, зачаровывает. Собственный опыт школьной жизни помогает ребенку находить разные способы получения хороших отметок – от зарабатывания их тяжким трудом до примитивного списывания, нарочитой демонстрации примерного поведения и даже подделывания записей в журнале и дневнике.
Детская личность по-разному вступает в борьбу за лучшую жизнь в семье и в школе, гарантируемую хорошими отметками. В этой борьбе есть кака успешные игроки, так и неуспешные. Кто-то удачно использует свои природные возможности, кто-то не умеет этого делать. А у кого-то, вероятно еще не созрел познавательный интерес. Так или иначе, каждый в конце концов оказывается привязанным к отметкам того или иного уровня, и уже они определяют его, как любят сейчас говорить, имидж. И не говорите, что отметки – это внешнее. По одежке встречают. А ведь как трудно бывает сменить человеку гардероб.
В чем сущность оценки и отметки?
Оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких – либо объектов или процессов. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Оценка основывается на данных имеющейся информации и результатах проведенного контроля. Понятие роценка и отметка хотя и близкие, но далеко и не идентичные. Оценка – понятие более широкое и емкое, так как оно выражает качественное состояние подготовленности учащегося, тогда как отметка дает лишь условную количественную характеристику.
Отметка – результат оценочного суждения, выраженная баллом. Оценка знаний является одним из самых спорных и дискуссионных во всей проблеме учета знаний. Этот вопрос вызывает в практике и в работе учителей много затруднений, хотя является сильным стимулирующим средством и имеет большое воспитательное значение при условии, если она правильно применяется в условиях педагогического процесса. Оценка в системе образования должна характеризовать только знания учащегося. Она не должна быть наградой или средством наказания. Поощрением или порицанием должны служить слова и указания учителей в связи с выставлением оценки.
Диктатура отметки.
Отметка – это то, что связано не только с учением. Оценки, выраженные в той или иной форме, - неотъемлемая часть всей общественной и культурной жизни людей. Общество склонно ранжировать и классифицировать всех и всё. И оценка «по совокупности заслуг» - весьма удобная вещь, позволяющая, не вдаваясь в тонкости и подробности, охарактеризовать личные и общественные достижения. Высокая оценка – знак успеха. А для растущего человека высокие школьные баллы – это не только показатель успешной учебы, но и благоприятный прогноз на будущее.
Притягательные ориентиры в виде высоких оценок ребенок еще до школы получает в семье от своих родителей. Когда он идет в первый класс, он уже знает, что надо стремиться к пятеркам. Начиная учебу, он не просто копит баллы – со своими отметками ребенок вступает в непростые отношения. Далеко не всегда достается ему желанная пятерка, но собственной творящей силой обладает любая отметка. Очень трудно представить себе все явное и неявное воздействие ее на личность ребенка., однако некоторые детские реакции позволяют об этом в какой-то мере судить.. одни дети как будто спокойно воспринимают свои отметки, даже если получают совсем не те, что желали. Другие же, жестко ориентированные на высокие достижения, драматизируют свои неудачи, иногда даже отказываются ходить в школу, погружаются в болезнь. Школа как бы проводит водораздел между теми, кто считает возможным для себя получать только пятерки, и теми, для кого самое важное – хотя бы избежать двоек. Ребенок формируется под влиянием своего индивидуального набора оценок , который складывается как из того, что он реально получает, так и из того, о чем он мечтает или на что рассчитывает в результате у каждого возникает собственное представление об удаче и неудаче, высоком и низком достижении. Все это влияет на самоощущения ребенка, на его самооценку, удовлетворенность или недовольство собой, на основе устойчивых представлений о себе – так называемого образа Я. Речь идет не только о школьных делах – обо всей жизни ребенка. И о мостике в будущее.
Не потерять себя: отметки вопреки.
Мы с детства строим свой индивидуальный образ Я . каким он будет зависит и от тех оценок, которые мы получаем, и от того значения, которое мы этим оценкам придаем. Понимая то влияние, которое любые отметки оказывают на формирование личности ребенка, взрослым не стоит их абсолютизировать. Родители могут подготовить ребенка к тому, что в мире ест отметки и оценки. Он сам с первых шагов берет на вооружение этот инструмент, деля окружающее на хорошее и плохое. Задача родителей – показать относительность этих определений, а в дальнейшем – относительность и школьных отметок. Нередко родители и педагоги, стремясь вдохновить первоклассников на хорошую учебу, внушают им представление об исключительной значимости отметок во всем – включая отношения с родителями, учителями, сверстниками, будущую карьеру и т.п. дети с повышенной чувствительностью излишне драматизируют такие установки, что может привести к возникновению у них опасений не справиться с огромной ответственностью, боязни разочаровать родителей, стать неуспешным и потому нелюбимым. Все это порождает неврозы, депрессию, апатию. Другие дети могут сделать получение высоких оценок единственной своей целью, что неизбежно сузит круг их интересов и возможностей.
Некоторые дети не в состоянии посвятить себя исключительно школе и бросить все силы для добывания хороших отметок. Возможно, у кого-то слабы познавательные интересы. Возможно, кто-то испытывает те или иные затруднения в усвоении учебного материала. А кто-то, возможно, обладает какой-то яркой «внешкольной» склонностью ( к музыке, к спорту, технике, опытам в природе), которая полностью поглощает его. Уважая и принимая такие особенности и способности детей, родители не должны ориентировать их на сплошные успехи в школе. Лучше выделить те предметы, по которым они могут стараться и вполне в силах получать высокие оценки, причем не обязательно пятерки. Максимальная отметка индивидуальна для каждого ребенка. Для кого-то это будет четверка, а для кого-то и тройка. Тут важно не столько сравнение с другими, сколько с самим собой.
Когда ребенок переступает порог школы, его цель – учиться, расти, развиваться, а не получать любой ценой высокие баллы. Поняв действительное место отметок, ребенок сможет более правильно выстраивать свой образ Я. Он сможет принимать себя таким, какой он есть, получать удовлетворение от своих реальных успехов – и не только в школе.
Есть дети, которые словно самой природой нацелены на борьбу за лидерство, на достижение высших результатов. Им помогает в этом психическое и физическое здоровье. Для них высокая оценка – знак признания их успешности, заведомо причитающаяся награда. Другая цена стоит за высокими оценками тех детей, которым приходится изо всех сил стараться, трудиться, добиваться. Какими же разными будут воспоминания о школьных оценках и достижениях у тех и других! Характер реконструированных воспоминаний окажется зависимым от того, каким захочет теперь видеть себя человек – безусловным лидером, неудачником, незаметным середнячком. А кто-то предпочтет попытку напрочь забыть свои отметки.
В этом вся психология памяти: для личности человека не столь важно, что происходило с ним на самом деле; главное – каким он видит себя в потоке своей жизненной истории , родители и мы, педагоги, можем повлиять на краски этой истории, оставив в памяти ребенка как можно больше радующих его воспоминаний.
 
Безотметочное обучение
 
Отказ от оценок как единственного средства построения оценочных взаимоотношений учителей и учеников на разных основаниях совершают различные педагогические системы. Ш.А. Амонашвили громко заявил про травматизм пятибалльной системы еще в 70 –х годах.
Аргументы против отметок:
Первый – в отметках всегда сосредоточилась и продолжает сосредоточиваться вся власть взрослого (учителя и родителя над ребенком). Авторитарно-императивный процесс обучения, который был и пока еще остается преобладающим в российской школе, держался и держится, так сказать на «вооруженной силе». Иначе как ему обеспечить спокойствие и повиновение в своей «империи», как заставить, принудить школьников  учиться усердно, вести себя сдержанно, не шалить, не хулиганить, не мешать учителям,  проводить уроки?
Вооружаются учителя традиционной школы пусть вовсе не современными видами оружия, но зато испытанными школой средневековья, усовершенствованные трудом и потом многих поколений учителей надежными способами, чтобы держать детскую массу в руках, а точнее в страхе. Отметки всегда «охраняли» управляемый учителем процесс обучения. Охраняют, скажите вы от кого? От учеников, конечно, которые каждую минуту готовы помешать процессу обучения, уклониться от учения и знаний.
Итак, в отметках сосредоточена вся власть взрослых по следующим причинам:
- Отметки сменили множество изощренных форм физического и нравственного наказания учащихся в школах средневековья, сменили не с той целью, чтобы изгнать из школы наказание вообще, а стой, чтобы переложить часть этого дела на родителей: пусть родители, увидев плохие отметки своего ребенка, сами решают, какие им дальше принимать меры.
- Общественность и педагогов всегда волновал вопрос: как контролировать процесс учения собственных детей? Именно отметки взяли на себя эту роль.
- Долгое время на практике закреплялось недоверие к детям в том, что они смогут учиться без подстегивания, без педагогического кнута и пряника.
- Отметки стали олицетворять всю личность ребенка – его нравственность, его интеллект, его направленность: до настоящего времени «хороший» ученик тот, который учится на хорошие отметки, «плохой» же тот, который получает плохие отметки.
- Право выставления ученику отметок имеет только учитель, только ему знать, за какие знания и умения, кому и какая отметка полагается. От ученика эта сфера деятельности учителя засекречена.
Второй - в отметке выражается признание школой своего бессилия.
Отметка мало-помалу стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Школа рассчитывала на помощь семьи. Она признавала свое бессилие в борьбе с известными явлениями детской души и призывала семью помочь ей в деле обучения детей. При этом школа не давала ей никаких полезных советов относительно того, в чем должна выражаться эта помощь. Отсюда нетрудно догадаться, какое отношение к отметке сложилось у детей в связи с вмешательством семьи. Плохая отметка стала для них предвестницей неприятностей в семье. С отметки ненависть и страх переносятся на учителя, выставляющего эти отметки. При такой ситуации вместо любви и взаимного понимания в школе и в семье воцаряются злоба и взаимное отчуждение.
Третий - отметка есть валютная купюра на школьном и семейном рынках.
Из класса в класс, из года в год растет недовольство детей из-за полученных ими плохих отметок и спекуляции на хороших. Им нужны отметки вовсе не как действительные измерители их знаний и умений, а как валютные купюры, на которые можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей, какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку на улицу и т. п. ( в зависимости от возраста ребенка). Ребенок хочет получить любой ценой высокую отметку, независимо от того заслуживает он ее или нет. Поколения учеников выработали весьма сложную систему самозащиты от агрессивной по отношению к ним авторитарной педагогики. С одной стороны, мы учим детей не лгать, быть честными, правдивыми, с другой – мы тут же с помощью отметок создаем такие жесткие условия, которые нарушают жизненное равновесие детей и вынуждают их прити к самозащите, т.е хитрить, ускользать, лгать, - в общем, поступать нечестно ради все тех же льгот, зарабатываемых хорошими отметками.
Четвертый - отметка есть способ соревнования детей.
Соревновательность, конечно, полезна, ее следует поощрять. Но отметка, призванная вызвать в детях соревновательность, в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же, как антиобщественное чувство, разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения. Другими словами, система отметок, во-первых, вызывает в детях чувство страха; во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми; в-третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся; в-четвертых, содействует возникновению и упрочнению формального отношения к делу со стороны, как учащихся, так и педагогов.
Из вышесказанного можно сделать только один вывод:
Отметки вредят детям, и они будут вредить им до тех пор, пока они не лишатся свое социальной значимости, своей претензии представлять, характеризовать личность ребенка, сортировать детей на хороших и плохих, успевающих и отстающих, устанавливать социальную погоду вокруг ребенка.
Отметки будут вредить до тех пор, пока общество, и особенно родители, не откажутся видеть детей через мутное окошечко отметок, пока общество не поймет, что в учебном труде усилия и старания ребенка достойны большего внимания, чем сам их результат.

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн