Структура урока:
1. Вступление - символический язык декоративного искусства.
2. Адаптированное целеполагание.
3. Завязка - путешествие в Средневековую Европу. Едем вместе с рыцарем из города Зеебурга в Доброград.
4. Постановка проблемы - как узнать, кто этот рыцарь и откуда он?
5. Кульминация - рыцарский турнир; прибытие заморского корабля. Герб
– это символическое изображение.
6. Правила выполнения гербов.
7. Эпилог – задание: сделать герб города Доброграда и ремесленников.
8. Создание группы герольдов, раздача индивидуальных заданий,
выполнение заданий детьми.
9. Выставка работ, итог урока.
10. Домашнее задание.
Ход урока.
Ребята, на предыдущих уроках мы много узнали о символическом языке декоративного искусства.
Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина.
Человек во все времена окружал себя знаками, символами. Они помогали выявить роль человека в обществе, защитить, оберечь, организовать общение людей. И вот опять символ становится главным героем сегодняшнего урока.
Сегодня мы узнаем историю появления гербов, правила, по которым они составлялись, их символический смысл. И самое главное - вы сами попробуете сделать герб.
Загляните в наш словарик (доска). Эти термины мы знаем, и сегодня они нам понадобятся. А вот значение последних слов нам предстоит узнать.
Чтобы это все у нас осуществилось нам нужно попасть в XIII в. (т.е. на 800 лет назад) в Западную Европу. Пусть это будет Англия или Франция. А может Германия? Это было время рыцарей и прекрасных дам, грозных королей и трудолюбивых ремесленников.
Итак, на берегу моря стоит славный город Доброград. Отправимся в гости к жителям города и к их королю. Посмотрите, а вот этот рыцарь из Зеебурга тоже направляется туда. Он закован в железные латы, даже лошадь в железных доспехах.
Как вы думаете, легко ли стражам города узнать с какими намерениями едет этот рыцарь, какого он роду-племени, откуда прибыл? (Ответы детей, выявление проблемы: нужны «опознавательные» знаки).
Показываем щит рыцаря. Как вы думаете, ребята, а что может рассказать нам вот этот щит о его владельце. На красном фоне благородный «царь зверей» – лев. Каков он – рыцарь, владеющий этим щитом? Ответы детей: мужественный, храбрый, отважный, знатный. Такого благородного рыцаря встретят с почетом в городе Доброграде!
А наш рыцарь уже участник рыцарского турнира в честь прекрасной принцессы (обсуждение изображений на щитах участников турнира) Но посмотрите, на горизонте показался корабль. Жители города Доброграда выходят встречать новых гостей (показ макета корабля). Какие интересные узоры на парусе и на щитах. Быть может это узоры для украшения корабля, как вы думаете? Правильно, это символы.
Яркие рисунки на щитах должны были помочь воинам отличать соратников от врагов, узнавать, откуда этот человек, к какому роду принадлежит.
Символические изображения, выполненные по определенным правилам, и отражающие степень знатности рода, основные занятия и заслуги рода стали называться гербами. Герб (нем.) – наследство (запись в словарик).
Вначале личные гербы имели только аристократические семьи. Изображались гербы на щитах и флагах (штандартах). Но позже появились так называемые «гербовые платья» (см. таб.): сочетание цветов подбиралось по цвету фамильных гербов и украшалось фигурными символами. И хотя символический язык гербов был понятен современникам, появились люди, изучающие и составляющие гербы - герольды. А специальная наука, изучающая гербы, называется геральдикой (запись в словарик).
Давайте запишем на доске каковы же правила составления гербов? Откройте учебник на стр. 124-125.
1. Форма - разная, повторяющая формы боевых щитов.
2. Деление щита (см. рис. в учебнике).
3. Цвет - «геральдические эмали». Значение цвета давайте посмотрим в таблице, обратите внимание на современное значение цвета.
4. Геральдические фигуры - глава, пояс, крест, столб – они выделялись другим цветом.
5. Негеральдические фигуры - изображение людей, животных, кораблей, построек, фантастических животных ( давайте посмотрим на справочную таблицу и в учебник).
Со временем герб становился сложнее - щит стали поддерживать щитодержатели, герб стала украшать лента с девизом и короной.
Девиз - выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Жители славного города Доброграда - ремесленники и портные, оружейники и хлебопеки, гончары и их добрый король - просят вас ребята стать герольдами и придумать герб для их города и для мастеров-ремесленников.
Но вы должны сдать экзамен:
1. Прочитаем гербы, которые сделали ребята в прошлом году (2-3 герба).
2. Давайте обсудим основные символы для города Доброграда –( см. таб. и учебник). Негеральдические: ключ, открытые ворота, голубь мира т.п., геральдические цвета и фигуры - выбирайте (см. учебник и таблицу).
Давайте объединимся в группы. А кто будет работать сам? – пожалуйста. Итак, задание: Придумать герб города Доброграда и герб-эмблему для ремесленных цехов (Дети начинают работать). Вы должны выбрать: 1) форму герба; 2) выбрать цвет; 3) выбрать или придумать негеральдические фигуры; 4) составить выразительную композицию (принцип симметрии, законы сочетания цветов, помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга). Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко видны издалека. Итог: Сегодня мы с вами доказали, что простое, четкое изображение, символ может выражать очень важные идеи, жизненные принципы человека, города, государства. Научились сами четко, ясно выражать собственные идеи с помощью символов, эмблем.
На следующем уроке мы поговорим о истории государственного герба России и нашего города.
Выполните дома творческое задание в рабочей тетради «Твоя мастерская» на стр. 26-27.
На: "О чем рассказывают гербы и эмблемы. Язык геральдики" - урок
Валентина Ивановна, спасибо за урок!!!
Пусть в новом учебном году у Вас будет много интересных уроков, приносящих радость творчества Вам и Вашим детям!!!
На: "О чем рассказывают гербы и эмблемы. Язык геральдики" - урок
Уважаемая Антонина Александровна, спасибо за отзыв! С наступающим 1 сентября, будем творить!
На: "О чем рассказывают гербы и эмблемы. Язык геральдики" - урок
Это замечательные планы!!!