Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


музыка в баснях

Фото пользователя Энзилэ Фазылзяновна Нигматзянова
Размещено: Энзилэ Фазылзяновна Нигматзянова - пт, 11/09/2009 - 13:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Нигматзянова Энзилэ Фазылзяновна
Место работы, должность: 
МОУ "Заинская средняя общеобразовательная школа №6"
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
• На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре «басня». • Познакомить с творчеством А.П. Бородина. • Закрепить понятие «квартет». • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Материалы к уроку:
Зрительный ряд:  (оформление доски)

·                   Эпиграфы:

* Чтоб  музыкантом быть, так надобно уменье…

* Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, просто мука.

                                               И.А.Крылов

·                   Портрет И.А.Крылова, А.П.Бородина.

·                   Музыкальные инструменты

·                   Карточки

·                   Мультимедийная презентация в Power Point

Литературный ряд:

·                   И.А.Крылов, басня «Квартет»

Музыкальный  ряд:

·                   А.П.Бородин «Второй квартет», 3 часть «Ноктюрн»

·                   «Туган тел» татарская народная песня

·                     «Марш Черномора» М.И.Глинка

·                    «Вокализ» С.В.Рахманинов

·                   «Волшебный смычок» норвежская народная песня

·                    «Снежинка» Е.Крылатов

 

Используемое оборудование: 

·                   компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, курай, музыкальный центр

Краткое описание: 
Аннотация к уроку Тема: «Музыка в баснях» Выполнила: Нигматзянова Энзилэ Фазылзяновна, учитель музыки, муниципальное общеобразовательное учреждение «Заинская средняя общеобразовательная школа №6» Заинского муниципального района Республики Татарстан. Предмет: музыка Класс: 5 Дидактическая направленность: материал подготовлен к уроку по музыке. Может использоваться при обобщении темы полугодия «Музыка и литература»; Формат документа и технологии: технологии Microsoft Power Point, Microsoft Word Объем работы: 7 html-страниц, 11 слайдов. Время реализации – 45 минут. Оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, курай, музыкальный центр. № п/п Этапы урока Время № слайда 1. Организационный момент 1 минута №1 2. Музыкальное приветствие 2 минуты - 3. Беседа по теме 5 минут №2, №3 4. Слушание басни И.А.Крылова «Квартет» 4 минуты №4 5. Слушание «Квартета» А.П.Бородина 3 минуты №5, №6 6. Динамическая пауза 2 минуты - 7. Викторина 5 минут №7 8. Исполнение песни «Волшебный смычок» 5 минут №8 9. Диагностика обученности: тестирование 3 минуты №9 10. Слушание «Снежинка» 3 минуты №10 11. Итог урока 2 минуты - 12. Домашнее задание 1 минута - 13. Музыкальное прощание 1 минута №11 Слайды: 1. Титульный. 2. Басня. И.А.Крылов 3-5. Квартет 6. А.П.Бородин 7. Скрипка 8. Текст песни «Волшебный смычок 9. Тестовое задание 10. Текст песни «Снежинка» 11. Прощание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

ЗАИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ

 5 КЛАСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

      УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

    НИГМАТЗЯНОВА

ЭНЗИЛЭ ФАЗЫЛЗЯНОВНА

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАИНСК 2009

Тема урока: "Музыка в баснях"

Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала

<!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> Цель

·           На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре «басня».

·           Познакомить с творчеством А.П. Бородина.

·           Закрепить понятие «квартет».

·           Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

·                   познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем - И.А.Крыловым;

·                   развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

·                   воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;

·                   учебные: формирование понятия роли музыки  в литературном жанре басня.

Методы:

·           организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

*объяснительно-иллюстративный

*частично-поисковый

·           стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

*ситуация занимательности

*сравнение, анализ, обобщение

*приём сопоставления со смежными видами искусств

·           по источнику информации и характеру деятельности:

*словесные

*наглядные

*практические

·           по назначению и дидактическим задачам

*приобретение знаний

           *формирование умений и навыков

            *применение знаний

            *повторение

Приёмы:

·                   слушание

·                   исполнение

·                   сюжетно-ролевая игра

Оборудование:

·                   компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, курай, музыкальный центр

Программное обеспечение:

·                   компьютерная презентация.

Материалы к уроку:
Зрительный ряд:  (оформление доски)

·                   Эпиграфы:

* Чтоб  музыкантом быть, так надобно уменье…

* Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, просто мука.

                                               И.А.Крылов

·                   Портрет И.А.Крылова, А.П.Бородина.

·                   Музыкальные инструменты

·                   Карточки

·                   Мультимедийная презентация в Power Point

Литературный ряд:

·                   И.А.Крылов, басня «Квартет»

Музыкальный  ряд:

·                   А.П.Бородин «Второй квартет», 3 часть «Ноктюрн»

·                   «Туган тел» татарская народная песня

·                     «Марш Черномора» М.И.Глинка

·                    «Вокализ» С.В.Рахманинов

·                   «Волшебный смычок» норвежская народная песня

·                    «Снежинка» Е.Крылатов

Структура урока:

1.      Организационный момент                                   1 мин

2.      Музыкальное приветствие                                  2 мин

3.      Беседа по теме                                                        5 мин

4.      Слушание басни И.А.Крылова «Квартет»      4 мин

5.      Слушание «Квартета» А.П.Бородина              3 мин

6.      Динамическая пауза                                             2 мин

7.      Викторина                                                               5 мин

8.      Исполнение песни «Волшебный смычок»       5 мин

9.      Диагностика обученности: тестирование         3 мин

10. Слушание «Снежинка»                                        3 мин

11.  Итог урока                                                              2 мин

12.  Домашнее задание                                                 1 мин

13.  Музыкальное прощание                                      1 мин

 

 

Ход урока:

I. Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята,  мы продолжаем тему четверти «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы». (Слайд №1)  На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? На доске записаны строчки из литературных произведений. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?

Ученики: Басня

Учитель: Кто написал эти басни?

Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни -  Ива́н Андре́евич Крыло́в.

(Показ портрета И.А.Крылова)

 Учитель: Басня – что же означает это слово? Давайте обратимся к уважаемому архивариусу.

 (Слайд №2)

Архивариус: Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

Учитель: Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни.

Учитель: Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Тема сегодняшнего нашего урока звучит так «Музыка в баснях». (запись на доске)

Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение.(Слайд №3)

 

Дуэт + квинтет - трио = ?  /квартет/

 

Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.

Учитель: Что такое квартет? (Слайд № 4)

Архивариус: Слово  квартет  произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.

Соло буду петь один,

А дуэт с товарищем.

Трио с Сашей будем петь,

Нам двоим не справиться.

А квартет весёлый звонкий

Будем вместе петь с Алёнкой.

 Учитель: Приведите примеры квартетов.

Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.

Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.

Учитель читает фрагмент басни.

Проказница Мартышка, Осел, Козёл

Да Косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет…

Анализ фрагмента.

Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.

/показ инструментов/ (Слайд№ 5 )

Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?

Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.

Учитель: Кто участвует в басне?

Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”.

Анализ басни.

Учитель: Какую роль играет музыка?

Учитель: С какой целью она здесь использована.

Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.

Учитель: Какая музыка по характеру?

Учитель: Может у такой музыки быть композитор?

Учитель: В чем мораль сей басни?

Ученики:  Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.

Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Предлагаю прослушать фрагмент
музыкального произведения.

Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин

Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.

Учитель: При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.

Слушание “Квартет” А.П.Бородин

Анализ музыкального произведения.

 

Ответы детей.

Учитель: Как звучала музыка?

Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно

Учитель: Звучание  каких музыкальных инструментов вы услышали?

Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет (Слайд №6)

Учитель: Кто исполнял эту музыку?

Ученики: Инструментальный ансамбль

Архивариус: Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал  он над ним в течение 2 лет.

Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он и пишет этот квартет.

Учитель: Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”

Архивариус:   Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.

Учитель: Кто же написал эту красивую музыку? Узнаем, сделав следующее задание, но сначала мы немного отдохнём.

Динамическая пауза

Учитель: Теперь я думаю, вы зарядились энергией и готовы выполнить задание

Викторина

На доске пластинки из цветного картона, на них написаны названия произведений. Звучит фрагмент музыкального произведения. Ученик выходит, выбирает нужную пластинку.
На обратной стороне слоги  /бо/, /ро/, /дин/.

1.         Татарская народная песня  «Туган тел»

2.         С.Рахманинов «Вокализ»

3.         М. Глинка «Марш Черномора»
Учитель: Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик.

(Показ портрета А.П.Бородина)

Архивариус: Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в  1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Учитель: Глядя на портрет, что вы можете сказать о композиторе как о человеке?

Ученики:  Добрый - жизнерадостный – влюбленный - мужественный....

Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?

Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.

В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит … (Слайд №7 )

Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики: «Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль  и исполним песню. (Слайд №8)

Исполнение песни «Волшебный смычок»

Повторение мелодии.

Исполнение по ролям.

 

Учитель: Ребята, у вас на столах есть тестовые задания, с которыми я думаю, вы легко справитесь. Прошу вас  внимательно прочитать и выбрать верный ответ.

Диагностика обученности: тестирование. (Слайд №9)

Учитель: Квартеты у нас на уроке звучали инструментальные и вокальные, пример ещё одного вокального квартета сейчас и послушаем.

В исполнении вокального квартета звучит песня

«Снежинка» (Слайд №10)

 

Учитель: Спасибо нашим гостям. Они приблизили нас к наверное  любимому празднику всех – Новому году. И внесли радостное и  праздничное настроение.

Итог урока:

Учитель: И в заключении  нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в  литературе?

Ученики: Музыка обогащает литературу.

Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку. (Слайд №11)

Домашнее задание: Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово «квартет»

Музыкальное прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн