Вы не зарегистрированы

Авторизация



От Святой до Незнакомки (Урок-калейдоскоп по лирике А.Блока)

Фото пользователя Татьяна Владимировна Полякова
Submitted by Татьяна Владимировна Полякова on Tue, 15/09/2009 - 17:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Полякова Татьяна Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ"Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Рассмотреть градацию женских образов в лирике Блока.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

  Сборники стихов «ANTE LUKEM»1898-1900, «Стихи о Прекрасной Даме» 1901-1902, «Город» 1904-1908, «Фаина» 1906-1908.

 

 

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Краткое описание: 
Данный урок предназначен для изучения одной из ключевых тем ранней лирики Блока.Поиск Прекрасной Дамы вслед за автором,наблюдение за созданием идеального женского образа,градация идеала от Святой до Незнакомки в портретах и фотографиях, использование внепрограммных произведений - вот особенности этого урока литературы.

Ход урока

 

 

I  Организационный момент. Определение темы и задач урока.

 

 

II   Основная часть. Вступительное слово учителя.

 

« Сегодня у нас с вами будет долгий и, хотелось бы надеяться,  интересный разговор о том, как А.Блок, который начинал как символист, искал свой собственный идеал женщины, получившей имя Прекрасной Дамы.

Поэтический поиск  мы представим в зрительных образах или символах и попытаемся определить, какой из них является центральным, ключевым.

Посмотрим на портрет юного Блока…Глядя на него, вы должны понять, почему речь сегодня пойдет о поиске таинственной и недоступной Дамы и почему в качестве одного из эпиграфов выбраны строки: « Я и молод, и свеж, и влюблен…» Внешность Блока – образец человеческих представлений о том, как должен выглядеть молодой поэт. Это синтез всех образов известных нам поэтов. Кудри его ассоциируются у нас с Пушкиным и Есениным, глаза с Гумилевым, Маяковским.

Кажется, перед нами оживший лирический герой стихотворения Валерия Брюсова «Юному поэту» ( «Юноша бледный со взором горящим»).

Для меня же ранний Блок – это рыцарь в серебряных латах, рыцарь печального образа, разыскивающий в этом полувраждебном мире чистое, божественное создание – Даму своего сердца. Но ее зовут не Дульсинеей Тобосской. Поэт сам еще не знает ее имени».

1.      Поэт начинает поиски прекрасной незнакомки в храме.

Чтение стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»

  1 слайд

Работа со стихотворением и со слайдом.

·                    Какой, по мнению Блока, должна быть Прекрасная Дама?

·                    Какое изображение на иконе больше всгео подойдет для обозначения зрительного образа Дамы?

 

2.      Вторая картина тесно связана с биографией поэта. Часто в Шахматово Александр Александрович устраивал любительские спектакли по трагедиям Шекспира. Самым популярным  был «Гамлет». Офелию играла будущая жена поэта и первая его любовь… Любовь Дмитриевна Менделеева.

Выразительное чтение «Песни Офелии».

 2 слайд. Работа со вторым слайдом.

·                          Чем похожи Святая и Офелия?

·                          Какой цвет выбирает поэт для художественного изображения Офелии?

·                          Офелия вспоминает о возлюбленном. Кто он? (Рыцарь в серебряных латах.)

 

3.      Искал Прекрасную Даму поэт и среди простых крестьянок, таких как Светлана Жуковского.

 Чтение наизусть начала «Светланы» «Раз в крещенский вечерок  девушки гадали…»

·                     Какое настроение чувствуется в этом стихотворении?

Чтение стихотворения Блока «Ночь на Новый год».

 3 слайд. Работа со слайдом.

·                    Сравните двух девушек на картинах. Чем они похожи?

·                    Обратите внимание на дату. Какой вывод можно сделать из очевидного сходства двух красавиц, принадлежащих к разным временам?

 

4.      Слишком проста была Светлана для Блока. Поэтому, наверное, поэт ищет незнакомку на страницах книг.

Чтение наизусть «Странных и новых ищу на страницах…»

·   Какой цвет буквально льется со страниц стихотворения?

·   Как называет поэт свою незнакомку?

 

5.      Белый цвет становится ослепительно-снежным в стихотворении «Снежная Дева»

Чтение наизусть.

   4 слайд. Работа со слайдом и распечатками на партах.

 

6.      Наш поэт страшится встречи с идеалом. Какая Она? Не ждет ли его разочарование?

Чтение «Мне страшно с тобою встречаться…»

 

7.      Но все ближе шаги … Вот …в маленькой таверне…мы видим ее…

Чтение «Незнакомки» (учительское чтение как образец). Во время чтения появляется неизвестная и вскоре уходит.

·                    Если разделить стихотворение на две части: до появления Незнакомки и после, то как можно было назвать каждую из частей?

·                    Как можно интерпретировать последнюю фразу: «Я знаю: истина в вине»?

·                    Верите ли вы в существование Незнакомки?

 

5 слайд. Работа со слайдом.

·                                Наверное, все-таки она существовала, если портрет Неизвестной рисовали художники во все времена.

·                                Как вы можете объяснить сходство всех этих женщин?

·                                Найдем центральный образ.(Дети работают в режиме создания слайда, используя картинки, увиденные на уроке и располагая их  в определенной градации).

 

8.      Проверка результатов.

·                    Какой образ является центральным? И почему?

 

III Подведение итогов.

6 слайд Работа со слайдом

·                    Чем должны были закончиться эти поиски?

 Тест по ранней лирике.

 

IV Домашнее задание. Наизусть «Незнакомку».

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах: