Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории русской культуры «Россия в злате куполов», внеклассное мероприятие по истории России.

Фото пользователя Курочкина Светлана
Размещено: Курочкина Светлана - вт, 03/11/2009 - 10:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Курочкина Светлана Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ Семибратовская СОШ
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 
формирование ориентации на непреходящие духовно- нравственные ценности русской культуры.
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

История русской культуры Ю.С.Рябцева.М.: Русское слово, 2002. 

Используемая методическая литература: 

Березовой Л.Г., Берменова Н.П. История русской культуры: в 2 ч. – М.:ВЛАДОС, 2002.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1: От древнейших времён до 16века. Очерки, - М.:Искусство,1985.

3.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб.: Союз, 1998.

4. Партина Н.С. Архитектурные термины: Иллюстр. Словарь. – М.: Стройиздат, 1994

 

5. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий/ Авт.-сост.Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко. – М.:5 за знания, 2005.

 

Используемое оборудование: 

стенгазеты,  презентации, магнитофон, компьютер, проектор,  экран

Краткое описание: 
"Россия в злате куполов". Обобщающий урок, урок – презентация.

  

  «Россия в злате куполов»

 

Эпиграф: «…Россия в злате куполов,

                 молитвой и веками освящённых»

Великий князь Константин Романов.

 

Цель: - формирование ориентации на непреходящие духовно- нравственные ценности русской культуры.

·        Задачи:   -   ознакомление учащихся с основами древнерусской архитектуры;  развивать навыки самостоятельных исследований, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; развитие коммуникативно-речевых умений.

·        - развития интереса к исследованиям, творческому труду, навыкам общения, развития интереса и уважения  к истории и культуре своей страны, воспитанию патриотизма, бережному отношению к культурному и историческому наследию, для осознанного формирования собственной культурной среды.

 

Тип –  внеклассное занятие

 

Оборудование: стенгазеты,  презентации, магнитофон, компьютер, проектор,  экран.   

 

Основные понятия: культура, архитектура, зодчество, храм, собор, церковь.

 

 

                                                 Ход занятия

 

Учитель начинает занятие на фоне компьютерной презентации, где отражены: тема и эпиграф к уроку, вопросы к рассмотрению.

 

I.                   Вступительное слово учителя: тема, эпиграф, цель.

 

Учитель: Тема внеклассного занятия по истории - «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме, мы к ним ещё вернёмся. Удивительно, как много великолепных храмов, украшенных мозаикой, фресками, иконами, было возведено зодчими Древне Руси. О своей любви к соборам, красиво написал Александр Блок.

 

 Видеофоном  идёт демонстрация слайда -  Дмитриевский собор во Владимире

 

Ученик №1- читает стихотворение А.Блока «Люблю высокие соборы…»

 

 

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать,

Входить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать.

Боюсь души моей двуликой

И осторожно хороню

Свой образ дьявольский и дикий

В сию священную броню.

В своей молитве суеверной

Ищу защиты у Христа,

Но из-под маски лицемерной

Смеются лживые уста.

И тихо, с неизменным ликом,

В мерцанье мертвенном свечей

Бужу я память о двуликом

В сердцах молящихся людей.

Вот – содрогнулись, смолкли хоры,

В смятенье бросились бежать…

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать.

 

Учитель:  Фоном к этому красивому стихотворению был Дмитриевский собор во Владимире, а что вы о нём знаете? Обратимся к помощи учебника – с.183.

 

-  Расскажите, что вы узнали?

 

Учитель: - Кто знает, в чём разница между понятиями «собор – храм – церковь», в каких случаях мы должны употреблять то или иное понятие?  Сообщение ученика.

            Все архитектурные постройки возводятся по формуле Витрувия « прочность, польза, красота». Пояснение учителя.

 

II.                Храм Святой Софии в Новгороде

 видеофоном служит слайд с изображением храма 

Учитель: На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Киевской Руси после Киева. В 1045-1050 годах повелением князя Владимира Ярославича был возведён один из самых известных соборов Древней Руси – собор Софии Новгородской. Храм стал символом города, даже в бой новгородские ратники ходили с кличем: «за святую Софию!».

 Ученик №1:

Собор построен из плоского кирпича и камня. Новгородский храм выглядит сурово, монументально и компактно. Пять его мощных куполов высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создаёт впечатление необычайной энергии вертикального движения.

Ученик №2:

Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от артиллерийского обстрела и был разграблен оккупантами. В послевоенное время его с любовью и старанием отреставрировали. Но многие фрески погибли безвозвратно.

 

Учитель:  Заглянем вновь в учебник, что он нам расскажет… (с.180) ЧИТАЕМ ВСЛУХ

 

Ученик №3:

Он, словно шлем, надвинул главы

И стены выставил, как щит.

Он весь – тугая соразмерность,

Соотношение высот,

Асимметрия, тяжесть, верность

И сводов медленный полёт.                                       В.А.Рождественский.

 

III.             Храм Покрова-на-Нерли              Видеофоном служат слайды храма.

Учитель:

Во всей русской архитектуре, наверное, нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова-на-Нерли. Это удивительно гармоничный белокаменный храм называют поэмой, запечатлённой в камне.

 

Ученик №1:

Предание гласит, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова-на-Нерли после смерти своего любимого сына Изяслава – в память о нём. Поэтому светлой грустью веет от этой стоящей на берегу Нерли церкви. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился сверкающий белизной храм, словно свеча, вырастающая над просторами заливных лугов.

 

Ученик №2:

Трудно поверить, что храм Покрова-на-Нерли только чудом спасён от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

 

 Ученик №3

Церковь Покрова-на-Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают её постройку с победоносным походом полков на Волжскую Булгарию в 1164 году – в этом месте и погиб молодой князь Изяслав.

 

Ученик №4:

Храм был посвящён новому на Руси празднику – Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородице Владимирской земле.

 

Ученик №5:

Место для постройки церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам Андрей Боголюбский. Из-за широкого весеннего половодья специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня.

 

Ученик №6:

Конструктивно храм Покрова-на-Нерли чрезвычайно прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный храм.Светлый и лёгкий храм Покрова-на-Нерли – это воплощение победы духа над материей. Сказочная лёгкость форм храма создаёт впечатление невесомости, устремлённости  ввысь.

 

Ученик №7:

Неизвестные архитекторы постарались придать этому сооружению ощущение движения. Совершенно невозможно заметить, что стены храма наклонены слегка внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Венчает церковь полукружие главы, которая раньше была шлемовидной. А сейчас напоминает луковицу.

Ученик №8:

Красив резной  убор церкви. В центре каждого фасада наверху находится рельефная фигура библейского царя Давида-псалмопевца. Давид играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птицы – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа.

 

Ученик№9:

Храм Покрова-на-Нерли, как выдающееся произведение русских мастеров. Получил всемирную известность и признание, стал своеобразной визитной карточкой России.

 

Ученик №10

 

По какой ты скроена мерке?

Чем твой облик манит в дали?

Чем ты светишься вечно, церковь

Покрова на реке Нерли?

Невысокая, небольшая,

Так подобрана складно ты,

Что во всех навек зароняешь

Ощущение высоты –

Так в округе твой очерк точен,

Ты так здесь для всего нужна,

Будто создана ты не зодчим,

А самой землёй рождена.                  Н.Коржавин.

 

IV.              Слово гостям

 

1) На нашем занятии присутствуют гости, это ученики 11бкласса, ребята представят вашему вниманию презентацию "Деревянная сказка Руси", посвященную архитектурному комплексу в Кижах, которую они выполнили в качестве зачётной работы на уроках по мировой художественной культуре. Им слово.

 

      V.       Беседа с классом:

  • назовите особенности древнерусской культуры;
  • вспомните истоки, корни древнерусской культуры;
  • каков был характер древнерусской культуры?
  • какие храмы сегодня были иллюстрацией к нашей теме?
  • как наш край связан с древнерусской культурой?
  • какой вклад в историю русской культуры можем внести мы лично, каждый из нас?

 

 

 

 

VI.              Рефлексия.

 

Учитель: Пришло время подвести итог. Прошу обратить внимание на вопросы, которые были поставлены в начале урока, давайте на них ответим.

 

Сделаем вместе вывод с помощью хорошо освоенного вами приёма «синквейн». Выберем тему «Храм».

 

 Пример для учителя:

  1. храм
  2. прекрасный, одухотворённый
  3. облагораживает, сохраняет, прославляет
  4. музыка, застывшая в камне
  5. душа

 

Завершение занятия.

 

 Ученица читает стихотворение В.А.Рождественнского «Зодчество».

 

Видеофоном  идёт демонстрация слайдов храмов Древней Руси (Святой Софии в Киеве, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля,  Архангельский собор Кремля, Благовещенский собор Кремля, Колокольня Ивана Великого в Кремле, Храм Василия Блаженного). Звучит музыка.

 

Когда я с изумлением смотрю

На эти древнерусские соборы,

Я вижу с них, подобно звонарю,

Родных лесов и пажитей просторы.

Не чад кадил, не слепоту сердец,

Взалкавших недоступного им рая,

А творчества слепительный венец,

Вознёсшегося, время попирая.

 

Великий Новгород и древний Псков –

Нас от врага спасавшие твердыни –

Вот что в искусстве старых мастеров

Пленяет нас и радует поныне.

Был точен глаз их, воля их крепка, 

Был красоты полёт в дерзаньях отчих,

Они умели строить на века.

Благословим же труд безвестных зодчих!

 

 

Сегодня звучала инструментальная музыка, которая помогла нам прочувствовать всю красоту древнерусской архитектуры,  автор – Пол Морет, композиция «Последний день лета»;

и стихи поэтов: Рождественского, Коржавина, Блока.

Провести это внеклассное мероприятие мне помогли девятиклассники, которые посещали элективный курс «В профессию – через творчество!».

 

Спасибо всем за работу и  внимание!

Список литературы

 

1. Березовой Л.Г., Берменова Н.П. История русской культуры: в 2 ч. – М.:ВЛАДОС, 2002.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1: От древнейших времён до 16века. Очерки, - М.:Искусство,1985.

3.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб.: Союз, 1998.

4. Партина Н.С. Архитектурные термины: Иллюстр. Словарь. – М.: Стройиздат, 1994

 

5. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий/ Авт.-сост.Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко. – М.:5 за знани


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Боровкова

На: Методическая разработка урока-презентации по истории русско


Материал урока подобран хороший, тема благоприятна для размышления. Хотелось бы оценить и презентации, которые наверняка украсили урок.  Возникает несколько вопросов к автору. Этот конспект урока или внеклассного мероприятия? К уроку особые требования. И хотелось бы услышать пояснения относительно типологии урока/занятия. Как-то обобщения изученного материала не видно. Большой объем нового присутствует, это верно.  Но в любом случае, спасибо за ваш опыт.




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Методическая разработка урока-презентации по истории русско


Из названия понятно, что это внеклассное мероприятие. А иллюстративный и звуковой ряд не помешали бы, в этом согласна с Татьяной Геннадьевной. Я знаю, что это первый опыт автора по размещению материалов в ОК, поэтому с благодарностью принимаем, а дополнения всегда можно сделать

С уважением, Антонина Александровна



Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Боровкова

На: Методическая разработка урока-презентации по истории русско


Название я тоже прочитала. Меня смутило несоответствие

Цель урока: 
формирование ориентации на непреходящие духовно- нравственные ценности русской культуры.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
И далее по тексту

Тип: внеклассное занятие.

 
Вот и возникли вопросы
Комментарий был изменен с момента создания (бтг1965, пт, 06/11/2009 - 00:09).



Фото пользователя Курочкина Светлана

На: Методическая разработка урока-презентации по истории русско


Коллеги, спасибо за интерес к моей работе и первому опыту публикации. Учту все пожелания. Это заключительное, обобщающее занятие по предпрофильному элективному курсу в 9 классе. Открытое мероприятие. Презентацию пытаюсь прикрепить уже 3 раз.Надеюсь повезёт.

Светлана Владимировна


Сообщество учителей истории

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн