Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Урок – эпилог к роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Размещено: Галина Петровна Марьясова - пн, 09/11/2009 - 17:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Марьясова Галина Петровна
Место работы, должность: 
МОУ ОУ гимназия №2 г.Красноярск
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
• сформировать личное отношение к роману; • заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню; • увидеть и понять нравственные уроки Ф.М. Достоевского, общественное звучание романа.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК под редакцией В.Я.Коровиной

Краткое описание: 
Содержание урока направлено на постижение смысла произведения, поэтому предложена форма урока-эпилога, которая помогает проникнуть в художественный замысел писателя. В основе урока лежит диалог – ”совместный поиск истины”. Используются эффективные дидактические средства, помогающие пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературного произведения. Урок способствует повышению уровня литературно–художественного образования школьников, их гуманитарной подготовки и воспитанию активной личности, в которой так нуждается современное общество.

 

 
Урок – эпилог к роману Ф.М. Достоевского
“Преступление и наказание”.
( Урок – размышление, 2 часа)
                                                             Марьясова Галина Петровна,
                                                             учитель русского языка и литературы
                                                             МОУ ОУ гимназия №2 г.Красноярск
                                                     
Тема: Обретение веры. (Размышляя над страницами романа).
Задачи урока: 
·        сформировать личное отношение к роману;
·        заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;
·        увидеть и понять нравственные уроки Ф.М. Достоевского, общественное звучание романа.
Эпиграф к уроку.
                                Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.
 Ф.М. Достоевский. “Братья Карамазовы”
Оформление урока:
·        портрет Ф.М. Достоевского;
·        выставка книг;
·        иллюстрации И. Глазунова к роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
I.Объявление темы и задач урока.
II.              Чтение эпиграфа.
III.           Вступительное слово учителя.
     Вот и подошла к концу наша встреча с романом Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.
А это главное!
Еще раз взглянем на обложку романа “Преступление и наказание” – перед нами судебный роман с этическим конфликтом – преступлением – греха и наказания – возмездия. Уже начальная формула - “Преступление и наказание” – внушает нам мысль о высшей закономерности наказания, идее вины и морального суда.
Наши ожидания не напрасны. Действительно, для Достоевского и его героев самое главное –“это мысль разрешить”. И суд имеется в виду «высший»: тот, который вершится в сфере нравственных идей.
   В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя Ф.М. Достоевского нашел отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма,
Французскими просветителями(XVIIIв.) в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сути мира, т.е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. Фридрих Ницше (1844-1900гг.) создал учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. Ф.М. Достоевский увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.
 Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.
 Отчеты рабочих групп, подготовленных заранее. Ученики в группах работают по карточкам. В них изложены разные задания. Работа объединена общим вопросом. В каждой группе выбирается “дежурный учитель”, который следит за ходом подготовки и готовится в случае необходимости в любой момент заменить любого участника своей группы. Задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора; стремиться к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учеников.
 
I.      Первая учебная ситуация
     В чем состоит необычность преступления, совершенного
      Р. Раскольниковым? 
     (Л.Н. Толстой: “Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”. Перед нами идейный убийца, и идея эта ” носится в воздухе” – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Р. Раскольникова в “мысли”, предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события - расплата за это).
II. Вторая учебная ситуация.
Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?
Выступление ребят.        2 группы: адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)
Ш. Третья учебная ситуация.
  Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?
(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т.е. соверши преступление( а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).
        IV.   Четвертая учебная ситуация.
 Преступление совершено. Какое же наказание?
( Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит  Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ” ( нет Бога, нет бессмертия, нет добродетели). Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том , что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединение числа “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,числа мирового порядка, их сумма является символом союза человека с Богом. А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.
Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?
IV.           Пятая учебная ситуация.
Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” - к Соне Мармеладовой?
(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его  –  дорога к самоуничтожению).
В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге.  Каким же предстает он перед нами?
VI. Шестая учебная ситуация.
       ( Выборочная работа с текстом).
Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.
Какими же путями проникает истина в душу человека?
 Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.
Групповые задания.
Проследить по тексту, свой вывод обосновать.
1 версия: нравственное преобразование уже произошло?
2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?
3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?
Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.
Отчет 3-ей группы.
(1.    Внешне остался прежним, не зря его не любят каторжане.
 2. В теорию свою верит, как и раньше, и страдает от своей слабости: ”О, как бы счастлив бы он был, если бы мог сам обвинить себя. Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться”.
3. “Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования ему всегда было мало: он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он счел себя тогда человеком, которому больше разрешено, чем другому”.
Раскольников   убеждает сам себя, убеждает настойчиво, не получая желанного облегчения.
4. Мечта видится ему теперь просто надеждой, фантазией.
 “ Чем, чем, - думал он,- моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит?”.
5. Уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. Но он скажет: ''Совесть моя спокойна”.
Отчет 2-ой группы.
1. Спокойна ли?
Отчего же вновь и вновь возвращается он к содеянному, в который раз верша суд над собой? Тягостные эти раздумья прерывает голос автора, утверждающего, что невыносимо признать Раскольникову. “Он… не мог понять, что уже тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в своих убеждениях глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения, будущего нового взгляда на жизнь”.
 Каторга совпала для Раскольникова с глубоким осознанием случившегося и предчувствием перемен. В это время рождается новый взгляд на жизнь.
 Чем он отличается от прежнего?
 

Прежний взгляд:
 

сосредоточенность на себе;
замкнутость;
презрение к человеку.
Новый взгляд:
 
расширяется его поле зрения, он начинает всматриваться и вслушиваться сам, по своей воле:
“ О каторжанах - как они все любили жизнь, как они дорожили ею…”

  
Задумаемся, почему автор останавливает наше внимание на этих минутах? Потому что именно сейчас предчувствие переходит в прозрение, когда герой учится по- иному слышать и видеть, т.е. рождается новый человек. Он и себя прежнего видит по-новому, словно со стороны: "Он жил как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом". А ведь раньше подобное обстоятельство воспринималось как должное. Но это прозрение подготовлено теми встречами с "обыкновенными", которые пережил Раскольников, теми уроками, которые они дали.
 Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека - когда ему некуда пойти, а самое бесценное - это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. И самых дорогих людей доверяет Разумихину, в высшей человеческой ценности которого- порядочности - никогда не сомневался. А ведь для Разумихина, Сони, Дуни, Порфирия страшен человек, которому все дозволено!
 Разве можно утверждать, что это единодушие не оставило следа в душе Раскольникова?
Отчет 1- ой группы.
И наступает момент, когда в новом свете предстает то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряженных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. (Выборочное чтение с комментированием). Это тревога писателя- гуманиста за будущее человечества, предвиденье, к чему может привести теория эгоцентризма. Как заманчиво все-таки желание ощутить себя лучше других, как велико наслаждение признать себя первым даже среди последних. Но жизнь вносит поправки. В этом сне люди, стремящиеся самоутвердиться любой ценой, предстают “бесноватыми и сумасшедшими”. Где же искать “ чистых”? Уж не среди ли обыкновенных? Важность сна для понимания эволюции героя подчеркивает Ф.М. Достоевский: “Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячечных грез”. Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Начались поиски ответов на вопросы:
 -Что считать добром и злом?
 - Как очиститься от дурных помыслов?
 - Как научиться жить среди людей?
И пока не смирение, а поиск ответа на эти вопросы приводит его к Евангелию. Иначе, зачем Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать? Не слова ли Иисуса “Я есмь воскресение в жизнь” – в романе они выделены курсивом! Изменилось и отношение к Соне (спасительная сила чистоты): “Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени”. 
Эти слезы – рубеж нового этапа его жизни: “…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившемся существом своим…”. “В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжане, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. И даже сам разговаривал с ними, и ему отвечали ласково”.
Новое отношение к людям глубоко психологически оправдано. Если раньше Раскольников подавлял движения сердца, отчаянно противившегося злодейству, то сейчас он освобождается от пут теории и возвращается к самому себе. Раскольникову становиться легче дышать (ранее - “Воздуху!”), а это значит освободиться от плена идеи. Мы видим Раскольникова на берегу большой реки (иллюстрация И. Глазунова), необозримые степные просторы открываются ему, и перед перспективой новой жизни отступает прошлое: “Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь… каким – то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступала жизнь, и в сознании должно было выработаться что – то совершенно другое”. Какой же дорогой ценой оплачен этот вздох облегчения!  
- Ребята, давайте еще раз вслух прочитаем последнее предложение, которым заканчивается роман. Опять появляется цифра 7. Какую смысловую нагрузку она несет? (“Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет…”- надежда на союз человека с Богом).
          Слово учителя.
Прочитан и изучен роман Ф.М. Достоевского ”Преступление и наказание”. Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т.к., с точки зрения Ф.М. Достоевского, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у А.С. Пушкина: ”Мы все глядим в Наполеоны…”).
История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ”насильно” устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей ”обыкновенных”.
Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:
1.     убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;
2.    развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.
Какие же нравственные уроки получает Раскольников?
( Ребята поочередно записывают их на доске. Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).
1.     Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.
2.     Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.
3.     Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.
4.     Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие.
5.     Преступление всегда ведет к разрушению личности ”переступившего”… и другие.
 Где же источник противостояния злу?
( Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать ” бесконечные источники жизни”. Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя).
И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященных религией.
Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении
перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя
великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность:
высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, -
напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного
сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и
обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет
заблуждения. Сомнения  -результат интенсивной работы мысли,
важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок Ф.М. Достоевского.
       Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Написать сочинение по роману ”Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского. ”Размышляя над страницами романа ”Преступление и наказание”.
Во время семинара на доске составляется таблица ”Путь прозрения Раскольникова”. (Опорный конспект см. в прикрепленных файлах)

»  Тэги к этому документу:

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн