Вы не зарегистрированы

Авторизация



Метод активного слушания при написании изложения в начальной школе

Фото пользователя Ирина Владимировна Козлицкая (Редихина)
Submitted by Ирина Владимировна Козлицкая (Редихина) on Sat, 14/11/2009 - 19:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Козлицкая Ирина Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района, учитель начальных классов
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

развитие умения передавать содержание текста- описания, пользоваться прилагательными; формирование умение писать изложение текста, воспринятого на слух; отработка умения определять тему, основную мысль текста, составлять его план; развитие умения правильно писать безударные гласные в корнях и окончаниях прилагательных и существительных в единственном числе.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. четыр.  нач. школы: В  2 ч. – М.: Дрофа,  2004

Используемая методическая литература: 

Журнал «Начальная школа» № 2, 2002:  статья Полухиной Е.А., преподавателя педагогики Кубанского колледжа культуры, экономики и права г. Краснодара, «Активное слушание в обучении изложению».

Используемое оборудование: 

у учителя – текст «Морж»  (Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. четыр.  нач. школы: В  2 ч. – М.: Дрофа,  2004), записи на  доске;

 у детей – черновики, простые карандаши,    ручки, тетради по развитию речи,  « памятки».

 

Краткое описание: 
Согласно программе по русскому языку Т.Г. Рамзаевой учащиеся 4 класса в конце первого полугодия впервые пишут изложение, воспринятое на слух. Данный вид изложения в течение года запланирован ещё дважды. Контрольное изложение в конце года – тоже слуховое. Таким образом, за три урока, разделённые довольно продолжительными промежутками времени, дети должны научиться писать изложение на слух. Я считаю, что этого явно недостаточно. Тем более что многие учителя начальных классов в своей работе сталкиваются с такой проблемой, как ослабление словесной памяти у детей 7 – 10 лет. Приёмы, применявшиеся ранее успешно, перестали работать, и всё чаще мы слышим от учеников, что они забыли начало и т.д. Выход можно найти не в увеличении количества изложений, а в применении учителем метода активного слушания. В чём он заключается, я и хочу показать с помощью этого конспекта. Подробнее об активном слушании в обучении изложению можно прочитать в журнале «Начальная школа» № 2, 2002 в статье Полухиной Е.А., преподавателя педагогики Кубанского колледжа культуры, экономики и права г. Краснодара, «Активное слушание в обучении изложению». В заключение хочу добавить, что этот урок проводился как открытое мероприятие с приглашением учителей – филологов и получил высокую оценку. Применение метода активного слушания учителями нашей школы позволило достичь высоких результатов. Начать обучение изложению с помощью активного слушания можно уже с 3 класса. Это лучше делать, используя короткие тексты (не более 10 предложений), постепенно увеличивая их сложность и объём.

ХОД УРОКА.

 

1.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

2.РАБОТА НАД ТЕКСТОМ.

     А) Знакомство с содержанием текста. Определение его темы, основной мысли. Составление плана.

МОРЖ.

МОРЖ ТОЛСТЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ. ПОХОЖ ОН НА ГРОМАДНЫЙ КОЖАНЫЙ МЕШОК С ЖИРОМ.

ДВА ЗДОРОВЕННЫХ БЕЛЫХ КЛЫКА ТОРЧАТ У НЕГО ИЗ ЩЕТИНИСТЫХ УСОВ.

ВМЕСТО НОГ У МОРЖА ЛАСТЫ. ИМИ ОН, КАК ВЁСЛАМИ,  ВОДУ ЗАГРЕБАЕТ.

НЫРНЁТ ОН ГЛУБОКО ПОД ВОДУ И ПАСЁТСЯ НА МОРСКОМ ДНЕ, КАК КОРОВА НА ЛУГУ.

ВОДОРОСЛИ ЖУЁТ, РАКУШЕК ИЩЕТ.

НАЕСТСЯ МОРЖ ВДОВОЛЬ, ВЫЛЕЗЕТ НА БЕРЕГ, ЛЯЖЕТ НА КАМНИ И ОТДЫХАЕТ.

                                                                            

(ПО Е.ЧАРУШИНУ.)

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

 

Учитель читает текст первый раз.

 

Дети слушают.

 На черновике составляют приблизительный план.

 

Учитель задаёт вопросы:

-какой это текст: повествование, описание или рассуждение?

-кого описывает автор? (тема текста).

 

-с чего начинается текст?

 

-о чём идёт речь дальше?

 

Дети отвечают на вопросы:

-это текст описание, потому что к нему можно задать общий вопрос -  «какой».

-автор описывает моржа.

 

-текст начинается с описания внешнего вида моржа.

-во второй части говорится о поведении животного.

 

Учитель проверяет умение детей

самостоятельно составлять примерный план текста,

 помогает выбрать заголовок с опорой на тему  и основную мысль каждой части текста.

 

Дети читают наброски своих планов.

Коллективно обсуждают выбор заголовка для каждой части.

Записывают откорректированный план в тетрадь по развитию речи.

                   План.

1. Внешний вид моржа.

2. Поведение животного.

 

 

 

Б) Лексико – орфографическая подготовка к написанию изложения.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 

Учитель даёт детям установку:

- слушая каждое предложение, выбрать и записать в черновик словосочетания с прилагательными, так как это текст-описание;

- во второй части необходимо будет выписать глаголы, потому что описывается поведение моржа;

-во время слушания можно делать зарисовки.

 

 

 

Учитель читает текст во второй раз.

 

Дети слушают, размечают лист черновика для восьми предложений.

 

 

1.________________________________

__________________________________

2. ________________________________

__________________________________

3. ________________________________

__________________________________

                   

                ( и так далее)

 

 

 

На первых строчках черновика (с номерами 1-8) дети карандашом записывают отдельные слова и словосочетания, делают зарисовки (например, рисуют мешок, клыки, ласты, водоросли, ракушки вместо записи этих слов).

 

Учитель задаёт вопросы:

 

-с чем автор сравнивает моржа?

 

-какие прилагательные (эпитеты)

 употребляет?

-каким словом можно заменить «здоровенных»?

-как понимаете выражение «щетинистых усов»?

-какие глаголы употребил автор, описывая поведение моржа?

-как избежать повторения слова «морж»?

 

Дети отвечают на вопросы, используя записи на черновике:

-автор сравнивает моржа с кожаным мешком с жиром.

-эпитеты – толстый, тяжёлый, здоровенные, белые, щетинистые.

-здоровенных – значит, огромных.

 

-щетинистые усы – торчат как  щетина на щётке.

-загребает, ныряет, пасётся, жуёт, ищет, наестся, вылезет, ляжет, отдыхает.

-морж, он, у него.

 

 

Учитель даёт детям задание:

-используя свои записи, восстановите предложения;

-на второй строке черновика допишите те слова, которые услышали от товарищей или учителя.

 

По ходу работы учитель записывает на доске трудные для четвероклассников слова и выражения.

 

 

 

 

Учитель напоминает о расстановке запятых в предложениях с однородными членами, знакомит с расстановкой запятых при употреблении сравнений.

 

Дети восстанавливают предложения «цепочкой», по  одному.

 

На второй строке карандашом дописывают слова, предложенные учителем и товарищами.

 

 

Дети вносят в черновик исправления в те слова, где допущены ошибки:

 

2 ПР. – ПОХОЖ, ГРОМАДНЫЙ, КОЖАНЫЙ, МЕШОК.

3 ПР. – ТОРЧАТ ИЗ ЩЕТИНИСТЫХ УСОВ.

4 ПР. – ВМЕСТО.

5 ПР. – ЗАГРЕБАЕТ.

6 ПР. – ПАСЁТСЯ.

7 ПР. – ВОДОРОСЛИ, ИЩЕТ.

8 ПР. – НАЕСТСЯ, ВДОВОЛЬ, ОТДЫХАЕТ.

 

Дети проверяют расстановку запятых.

 

Учитель третий раз читает текст. 

Дети следят по своим записям, мысленно проговаривая предложения.

После третьего чтения текст целиком восстанавливает один из учеников.

 

 

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ "ПАМЯТКИ"

 

1. НА СВОБОДНЫХ ТРЕТЬИХ СТРОКАХ ЧЕРНОВИКА  РУЧКОЙ  ЗАПИШИ СОСТАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

 ПРОВЕРЬ РАССТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ  (ЗАПЯТЫХ, ТОЧЕК).

 

2. РАЗМЕТЬ АБЗАЦЫ.

 

3. ПРОВЕРЬ, НЕ ПРОПУСТИЛ ЛИ ТЫ ЧЕГО-ТО ВАЖНОГО.

 

4. ПЕРЕЧИТАЙ ТЕКСТ И ПРОВЕРЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ.

 

5. ПЕРЕПИШИ ТЕКСТ В ТЕТРАДЬ.

 

6. ЕЩЁ РАЗ ПРОВЕРЬ ТЕКСТ.

 

7. ПРИ    НЕОБХОДИМОСТИ    ВОСПОЛЬЗУЙСЯ «ОРФОГРАФИЧЕСКИМ   СЛОВАРЁМ».

 

4. Итог урока.

 


»  Размещено в сообществах: