- проверка готовности учащихся к уроку (тетради, ручки)
- настрой учащихся на работу.
+Учитель – Здравствуйте ребята.
Вначале урока хотелось бы зачитать вам отрывок стихотворения русского поэта Андрея Вознесенского «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселей, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо что оконца
Лес пахнет дубом и сосной…
+Уч. Ребята, скажите пожалуйста, кто-нибудь из вас любит осенний лес?
+Учен. Да!!!
+Уч. Почему вы его любите?
+ Учен. Потому что осенью листья деревьев окрашиваются в разные цвета и становится очень красиво, можно собирать грибы, орехи и т.п.
+Уч. А что еще нам дает лес?
+ Учен. Древесину!
+ Учитель. Как деревья превращаются в доски и брусья?
+Учен !!!???
+ Учит: Ничего страшного, сегодня мы все узнаем, и так тема нашего урока «Производство и применение пиломатериалов».
2.Актуализация знаний учащихся:
Вначале давайте вспомним о чем мы говорили на прошлых занятиях.
Игра «Верно ли утверждение?».
Класс делится на 2 группы. Учитель задаёт вопросы группам. Если ученик дает правильный ответ, учитель вручает лист. (Ребята должны набрать как можно больше листьев, т.е. баллов)
1. Трещины являются пороками древесины. (да).
2. Лиственница не сбрасывает иголки зимой. (нет)
3. Кедр относится к лиственным породам древесины (нет)
4. Фанеру делают из опилок (нет).
5. Все материалы из древесины, сохранившие ее природное состояние называются лесоматериалами (да).
6. Спелость древесины определяют таксаторы (да).
7. Работой лесников руководят лесничие (да).
8. Влажность древесины характеризуется содержанием в ней влаги (да)
9. ДВП расшифровывается как древесно-стружечная плита (нет)
10.Хлыст, бревно, кряж и чураки – это лесоматериалы(да).
Ребята. Назовите, пожалуйста, продукты обработки древесины, т.е. что получают из древесины?
(РИС. 1.)Продукты обработки древесины.
Хорошо. На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Пороки древесины». Сейчас я вам раздам карточки, где вам необходимо показать стрелками пороки древесины. Время на задание 1-2 минуты.
Изложение учителем нового материала:
+ Учитель. И так «Производство и применение пиломатериалов». В 5 классе мы с вами уже познакомились с основными видами пиломатериалов. Кто мне поможет вспомнить их?
- Ученик. Брусья, бруски, обрезные и необразные доски.
+ Учитель – правильно. Мы знаем, что пиломатериалы получают в лесопильных рамах. Кто-нибудь видел, как работает лесопильная рама?
(Учитель показывает рисунок лесопильной рамы)
Бревна подают к лесопильным рамам цепными бревнотасками.
Лесопильная рама состоит из пильной рамки с набором вертикально-закрепленных полосовых пил. Набор пил в пильной рамке, установленных на определенном расстоянии одна от другой для выпиливания досок заданной толщины, называют поставом. Пильная рамка установлена на направляющих. Она может совершать вертикальные движения вверх-вниз с помощью кривошипно-ползунного механизма, приводимого в движение от электродвигателя.
Перед рамой и позади нее установлены на рельсах тележки для размещения в них бревен и досок.
Принцип работы. Бревно с бревнотаски сбрасывают на установленную впереди рамы тележку и падают его между двумя падающими, вращающимися рифлеными вальцами. Вальцы захватывают бревно и проталкивают его на движущуюся вверх-вниз пильную рамку с пилами. Пилы распиливают бревно на пиломатериал, который захватывается расположенными сзади рамы рифлеными вальцами и подается на установленную позади рамы тележку.
Так получают доски и брусья.
Обрезные доски получают путем распиливания бревна за 2 подхода.
Чтобы лучше закрепить полученные знания посмотрим видеофрагмент, как работает лесопильная рама.
4.1. Вводный инструктаж. Ребятам раздаются круги разными диаметрами (ø20-ø30)- это сечение бревен.
- Учитель – Ребята, перед вами лежат круги. Представьте себе, что это сечение бревен. Ваша задача определить, какие пиломатериалы можно получить из этих «бревен». Для этого вам необходимо иметь линейку и карандаш. Мы знаем что половая доска у нас толщиной от 40мм до 60 мм, тес от 20мм до 30мм, брус сторонами 200мм, бруски сторонами 100 мм.
- Учитель – Инструктаж по технике безопасности:
5.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
- Учитель – Ребята предоставляю вашему вниманию простой накопитель- изделие, которое закрепляется на стене, куда можно повесить ключи, щетки, что-то еще необходимое в хозяйстве. Ваша задача на основе данного накопителя разработать свой индивидуальный накопитель. Т.е. на следующие урок вы мне приносите эскиз накопителя где вы уже можете проставить примерные размеры.
6.Подведение итогов урока.
- Учитель – И так ребята сегодня мы изучали тему «Производство и применение пиломатериала».
Что нового вы для себя узнали?
- Учитель – Молодцы. Оценки за урок.
6.1.Сообщение учителем о достижении задачи урока.
6.2.Сообщение темы следующего урока «Чертеж детали. Сборочный чертеж».