Официальный сайт rosregistr 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Реальность и фантастика в сказе П. П .Бажова " Медной горы Хозяйка"

Фото пользователя Татьяна Анатольевна Варламова
Размещено: Татьяна Анатольевна Варламова - пн, 23/11/2009 - 22:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Варламова Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 
МООУ СТ. "Санаторная школа - интернат №5" города Перми.
Регион: 
Пермский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Цели : Обучающая цель: 1) Овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; выявить в них конкретно – историческое и общечеловеческое содержание. 2)Понимать отличительные жанровые особенности сказки и сказа. 3)Развести понятие реальности и фантастики в сказе. 4)Уметь давать характеристику героям произведений, сравнивая их. Развивающая цель: 1)Развивать навыки групповой работы, совершенствовать речевые умения путём подготовки сообщений; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. 2)Овладеть умениями получения информации о литературе из различных источников(справочная литература , Интернет и.т.д.) 3)Применять навыки оформления полученной информации в виде опорных конспектов, схем, таблиц, презентаций, слайд –шоу . 4)Проводить самоконтроль и самооценку. Представлять результаты своих достижений в группе, в классе, на конференции. 5) Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Воспитательная цель: 1)Помочь задуматься о том, как найти человеку выход из любого затруднительного положения ; быть всегда честным, принципиальным как главный герой сказа. 2)Показать, что честный и добросовестный труд – основа жизни мастера. 3)Воспитание любви к русской литературе и культуре, обогащение духовного мира и эстетического опыта учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник -хрестоматия для образовательных учреждений . Авторы - составители : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва ,Просвещение , 2006.

Используемая методическая литература: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1.О.А.Ерёмина «Поурочное планирование по литературе» Москва. «Экзамен» 2006.

2. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева ,И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по литературе» Издание 2-е ,дополнительное. Москва. «ВАКО»  2003.

3. Ресурсы Интернет.

Используемое оборудование: 


Проектор, ноутбук.

Используемые ЦОР: 

Стартовая презентация учителя,  презентация учащихся  группы № 1 и группы № 2.

Слайд -шоу - выступление группы №3.

Краткое описание: 
Тип урока. Метод проектов 1.Цели урока: Обучающая цель: 1) Овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; выявить в них конкретно – историческое и общечеловеческое содержание. 2)Понимать отличительные жанровые особенности сказки и сказа. 3)Развести понятие реальности и фантастики в сказе. 4)Уметь давать характеристику героям произведений, сравнивая их. Развивающая цель: 1)Развивать навыки групповой работы, совершенствовать речевые умения путём подготовки сообщений; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. 2)Овладеть умениями получения информации о литературе из различных источников(справочная литература , Интернет и.т.д.) 3)Применять навыки оформления полученной информации в виде опорных конспектов, схем, таблиц, презентаций, слайд –шоу . 4)Проводить самоконтроль и самооценку. Представлять результаты своих достижений в группе, в классе, на конференции. 5) Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Воспитательная цель: Создать условия для становления субъекта учебной деятельности ; воспитание личности, способной к самообразованию и самоопределению. 2.Краткое описание хода урока. План урока. 1 Стартовая презентация учителя . 2.Реальность и фантастика. (презентация деятельности учащихся группы №1 и № 2.) 3.Антигуманная сущность крепостного права в сказах Бажова.( защита проекта группой №3 ) 4.Существуют ли сказы в наши дни? ( презентация одарённого ученика, координатора группы №3 ) 5. «Чудный мир уральских сказов» (чтение стихотворения собственного сочинения на сказы Бажова – индивидуальная работа одарённого поэтическим талантом ученика) 6.Триада вопросов, направляющих проект. 7.Вывод по уроку. 8.Рефлексия.Заполнение оценочных листов. 9.Домашнее задание. 3.Знания , умения, навыки, которые получат учащиеся от работы над проектом: Развитие навыков исследовательской деятельности. Вовлечение учеников в процесс мыслительной и познавательной активности. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Формирование художественного вкуса, обогащение духовного мира и эстетического опыта учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

До    работы над проектом: 1) Стартовая презентация учителя.2) «Мозговой штурм». 3)Разделение на группы . 4) Обсуждение вопросов. 5)Консультация учителя .

5)Критерии оценивания.

 

Работа над проектом : 1) Консультации групп.2) Оформление материала перед защитой проекта. 3) Подготовка к итоговой  конференции . 4)Итоговая  конференция  .

5)Рефлексия. 6)Итоговая самооценка и оценка проделанной работы.

 

В процессе работы над проектом  учитель ведёт журнал наблюдений, в который заносятся :

этапы  работы каждой группы, промежуточное оценивание  навыков сотрудничества внутри групп. Маршрутные листы позволяют оценить совместную работу в интересах взаимного обучения, учащиеся смогут провести анализ своих личных стратегий успешности обучения, навыков самоуправления .Оценочные листы, имеющиеся у каждого учащегося, позволяют самостоятельно строить стратегию своей работы, ориентируясь на предложенные критерии, что помогает осуществлять самоконтроль и самооценку, а также сделает более объективной и рациональной оценивание работы других групп.

В процессе работы над проектом  трое учеников  получают  дифференцированные

 задания. Ученик, для которого язык преподавания  не родной, получил задание нарисовать рисунки, необходимые для работы своей группы. Используя двуязычный словарь, подготовил краткий перевод сказа.

Одаренный ученик, работающий координатором группы №3, при работе над проектом,

нашёл  материал о современных сказах . Материал об Алексее Липкине, его                  «Сказы древней земли» трактуют по – своему  Великого Полоза, Хозяйку горы Медной и других известных нам  персонажей.

Одарённая поэтическим талантом  ученица написала стихи о любимых  героях сказов

Бажова, которые затем были отправлены на краевой фестиваль, посвящённый юбилею Бажова. В номинации «Юные поэты» она победила в конкурсе , получив диплом победителя фестиваля.

 

После завершения работы над проектом  учащиеся заполняют оценочные таблицы с учётом предложенных ранее критериев. Сопоставляются таблицы учителя и групп учащихся, проводится обсуждение, принимается решение. Итоговая  конференция предполагает представление  усвоенных учащимися знаний, умений и навыков, выявляет степень  уверенного владения материалом. Итоговое самооценивание позволяет оценить степень психологической комфортности каждого учащегося в процессе и по завершении проекта, уровень удовлетворения своей работой, спрогнозировать дальнейшую работу над этим и другими проектами.

 

Оборудование и материалы к уроку:

 Проектор, ноутбук.

 

 

 

Эпиграф к уроку.

 

                                                       « Я открыл русской литературе  целый край».

                                                                                                                              П.П. Бажов.

 

 

 

 

Ход урока:

 

 

1.Объявление темы и цели урока:

 

Слово учителя:

- Сегодняшний урок представляет собой двухчасовую итоговую конференцию, где будут представлены результаты работы в группах. Каждая группа озвучивает цели, рассказывая о ходе своей работы, выдвигая аргументацию на пути решения проблемы проекта. Присутствующие  в это время  делают  в тетради пометки , записывают вопросы, которые  сразу же смогут  задать участникам проекта после их выступления. Обсуждение проводится всеми учащимися, присутствующими на конференции.

 

Итак, сейчас мы просмотрим  ещё раз стартовую презентацию учителя,  для того чтобы всем присутствующим здесь стало понятно задание. После презентации учащиеся первой и второй группы смогут продемонстрировать нам итоги своей работы.

(просмотр стартовой презентации)

 

Учащиеся 1 (Координатор  группы №1- К.г №1) и 2 группы(Координатор группы№2К.г №2)  комментируют свои презентации. ( «Реальность или фантастика?» -Слайд№1)

 

Слайд№2

К. г №2-  группы « Сказителей» (реалистов) :  Цель нашего проекта  - доказать, что «Медной горы Хозяйка» - это сказ. Доказывать данное предположение мы решили методом от противного, поэтому сразу же  сами предложили объединиться с  группой№1  «Сказочников»(фантастов). т.к. их задача заключается в том, чтобы исследовать жанр сказок. Слово мы предоставим  им первым, т.к .с жанром сказок мы знакомы давно, поэтому им легче будет рассказать о том, что такое сказка, а нам  доказать уже то , что «Малахитовая шкатулка» - это сказ. Проанализировать, что в этом произведении является реальностью, а что – фантастикой. Доказать, что  это произведение не может быть сказкой или ,например, былью. Разграничить понятия сказка, сказ и быль;  реальность и фантастика .

Слайд№3

 К.г.  №1 : Свои доказательства мы начинаем с определения понятия сказки. Сказка – это фольклорный или литературный жанр, обычно прозаический, который представляет собой занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Конец сказки всегда счастливый( т.е. зло наказано )

К.г .№ 2 : Сказ- способ повествования, ориентированный на воспроизведение живой , устной речи; имитация импровизированного рассказа, рождающегося на глазах у читателя. Сказ – всегда «чужая» речь , повествовательная маска, за которой нужно увидеть лицо автора.

 

Слайд№4

К.г. №1 : Если перед нами сказка, то все составляющие компоненты сказки должны быть. В сказке всегда есть зачин. Зачин – начало сказки. Обычно сказка начинается так : («В некотором царстве, в некотором государстве..»,  «Жили – были…», « Давным   давно …» и т. д.)

К.г.№2 :  « Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где- то, и жарко – страсть. Парун*  чистый. А оба в горе робили, на Гумёшках то есть. Малахит – руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королёк с витком попадали и там протча* , что подойдёт.» -  начало произведения явно не  походит на  традиционный сказочный зачин.

 

Слайд№5.

К. г.№1 : В сказках всегда есть концовка. Это последние слова, завершающие сказку. У сказок всегда счастливый конец. Заканчивается сказка примерно так: «Стали они жить поживать, да добра наживать..»,  «Тут и сказки конец…», «И жили они долго и счастливо».

К. г.№2 : «Потом уж кто –то вызнал, что это у Степана слёзы Хозяйки Медной горы были. Не продал их, с ними и смерть принял. А?

Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.» - концовка  тоже не радостная , (не сказочная!) а скорее всего, реалистичная, т. к . главный герой, надорвавшись от тяжёлого труда на руднике, умирает , а Хозяйка Медной горы плачет над телом Степана.

 

Слайд№6.

К.г.№1 :Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Троекратные повторения действий или явлений в сказке. Ритмичность сказки достигается  путём  употребления постоянных эпитетов : красная девица, добрый молодец,                                                                       птицы летучие, звери рыскучие, солнце ясное, леса тёмные, поле чистое и т. д. Ещё одна особенность сказочной речи- это повторы.(Жил- был, подумал – подумал, царство- государство, искала- искала, шёл- шёл,  найти- разыскать) При чтении сказки мы замечали, что некоторые явления и события повторяются  три раза. Число  «три» в древности считали волшебным, магическим числом, поэтому в сказках часто бывает  3 сестры, 3 брата или события повторяются 3 раза.

К.г №2 : В данном произведении нет постоянных эпитетов, характерных для сказок, нет повторов слов, но есть  три испытания, которые нужно было выполнить Степану. Первые

два он выполнил успешно, но третье – забыть  и не вспоминать о Хозяйке Медной горы он не смог. Ритмичность и плавность сказа достигается путём употребления инверсий и односоставных предложений. При описании Хозяйки Медной горы и её сокровищ рассказчик употребляет много сравнений.( «Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить», «Одни, например, зелёные. Другие голубые , которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками.Одни, как стекло либо слюда блестят, а другие , как трава поблёклая. А которые опять узорами изукрашены.»

 

Слайд №7

К.г №2 : Язык сказа погружает нас в атмосферу русской старины, в нём много диалектных слов и устаревших. При работе над сказом лучше начать с объяснения тех слов и выражений, которые передают местные особенности и народный характер речи.

( «робили»- работали, «перст» – палец, посмеяться « ладил» - хотел,  «забедно» стало – обидно, «артуть» девка- подвижная, и «протча», что подойдёт – другие породы, «здоровьем хезнул»- заболел, «душной» - вонючий. Язык помогает нам увидеть образ рассказчика. Мы представляем его опытным, знающим рудное дело, работающим вместе с героями. Он  уважает товарищей, внимателен к людям и природе, сочувствует пострадавшим от несправедливости.

 

Слайд №8.

К. г.№1: Герои сказок- вымышленные персонажи, они «жители тридесятого царства, тридевятого государства» Реальны в сказке только некоторые детали жизни и быта народа. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники. В сказке действуют фантастические персонажи : Баба –яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

К.г. №2 : Герои Бажова живут не в сказочном царстве, а на Урале, причём в конкретный  исторический период (до отмены крепостного права ) . Бажов описывает домашнее хозяйство рабочих и тяжёлые условия труда.(  «Этот вовсе изробленный...», «известно , какое время было- крепость. Всяко галились над человеком» , «приковали Степана на длинную цепь, чтобы , значит, работать можно было ..», « и урок спрашивать без поблажки». Всё это помогает нам увидеть  реальность быта и тяжёлые условия труда людей, живущих в России до отмены крепостного права.

 

Слайд № 9.

К.г. №2 : Сказ похож на сказку тем, что в нём есть элементы фантастического. (Встреча с Хозяйкой Медной горы, её превращение в ящерицу, путешествие Степана в глубь горы, помощь в забое волшебных ящерок. Хозяйка помогла Степану найти нужные глыбы для столбов, подбрасывала хороший малахит, когда Степана приковали цепями в забое. Помогла освободиться от крепостного права. «Всё будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой…» )

 

Слайд №10

К .г № 1 :Вывод, к которому мы пришли в процессе работы над проектом  :

В сказках все события происходят в фантастическом , вымышленном мире. Рассказчик повествует  об очень давних временах, о которых он слышал, но не был свидетелем

тех событий. Волшебство – основа действия сказки. Герои  сказок –это не реально жившие когда – то люди, а вымышленные персонажи. Место действия сказок – это не конкретные населённые пункты, а  «тридесятое царство, тридевятое государство». Герои, события, время, место , пространство – всё вымысел. Таким образом, мы доказали, что  «Медной горы Хозяйка»  -не сказка.

К. г .№ 2 : В сказе место действия конкретное, реально существующее сейчас.

Рассказчик  либо участник, либо свидетель тех событий. Сказы Бажова населены не сказочными героями, а людьми самыми  обыкновенными.  В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда – то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями. Сказ похож на сказку тем, что в нём есть необыкновенные персонажи, с героями происходят необыкновенные приключения.

Тайная сила – источник вдохновения писателя. Отражение тяжёлой доли горняков, их понимание «земных чудес», мечта о справедливости, о лучшей доли  мастера нашла воплощение в образе Медной горы Хозяйки.

Слайд №11

Вывод ,  к  которому пришла наша группа в процессе исследования, такой.

«Медной горы Хозяйка» - сказ :

1)      Герой – люди обыкновенные.

2)      Фольклорная  первооснова.

3)      Присутствие рассказчика – человека из народа.

4)      Волшебство и таинство – неотъемлемые  части повествования.

Слайд№13

«Медной горы Хозяйка» былью мы назвать не можем  т. к. есть присутствие фантастических образов, поэтому оно является  сказом.

 

Слово учителя: Спасибо координаторам 1 и 2 группы за презентацию работы в группах.

А сейчас , если , конечно , у присутствующих нет вопросов, мы послушаем  о том, как проходила работа в группе № 3. Пожалуйста, слово координатору  группы № 3 –

(К.г. №3)

 

Слайд№1

К.г.№3: Тема нашего  проекта  такова. Прочитав сказ «Медной горы Хозяйка», мы должны исследовать антигуманную сущность крепостного права.

Свою работу над проектом  мы , конечно – же, начали с работы над  текстом, чтобы проанализировать  события, которые происходят с главным героем сказа.

Слайд№2

« Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы  у них дальние были.                 За  Северушкой где – то. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун  чистый. А оба в горе робили, на Гумёшках  то есть . Малахит – руду добывали, лазоревку тоже. Ну , когда  королёк с витком попадал и там протча, что подойдёт.

Один – от молодой парень был, неженатик, а  уж в глазах зеленью отливать стало.   Другой  постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, щёки будто зеленью подёрнулись. И кашлял завсе тот человек.»   Прочитав начало сказа , мы узнаём о том, что          в те времена  на Гумёшках, так же , как и  на территории всей Руси , существовало крепостное право.

Слайд№3

 Рабочие Уральских заводов были крепостными, прикреплёнными к тем заводам, на которых они работали, и являлись собственностью хозяев – заводчиков.

Из сказа мы узнаём о том, что день был праздничный, поэтому два парня отправились за Северушку, чтобы проверить, не пора ли уже начинать покос. Раз заводские парни ещё и косили, значит у них было какое – то хозяйство. (У Степана , нам известно, была корова и лошадь.)

Слайд№4

Оба парня уснули на траве , т. к. они оба «изробленные», у одного «в глазах зеленью отливать стало», а у другого и «в глазах зелено, и щёки будто  зеленью подёрнулись, и кашлял завсе*  тот человек.»  Т.е. и молодой парень , и постарше были уже больны от тяжёлой  работы на руднике, даже лица их имели зелёный оттенок.

Слайд№5

 За дерзость приказчик приказал Степана сначала выпороть, а потом приковать в забое на длинную цепь, чтобы работать мог. «   -Выпороть его- кричит приказчик , да спустить в гору  и в забое приковать!  А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и урок спрашивать без поблажки. Чуть что – драть нещадно.

Слайд№6

Ну, конечно, выпороли парня и в гору, надзиратель рудничный, - тоже собака не последняя, отвёл ему забой – хуже некуда. И мокро тут , и руды доброй нет, давно бы бросить надо.

Слайд№7

 Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы , значит, работать можно было. Известно, какое время было – крепость*. Всяко галились над человеком. Надзиратель ещё и говорит:

- Прохладись тут маленько. А уроку с тебя будет чистым малахитом столько – то , - и назначил  вовсе несообразно.»

Слайд№8

Из этой сцены нам стало известно о  телесных  наказаниях ,уроках и штрафах, которым подвергали дерзких или провинившихся рабочих. Рассказчик в этом эпизоде сочувствует Степану- «всяко галились* над человеком» т. е издевались.

Слайд№9

Надзиратель объявил Степану, что если тот найдёт малахитовую глыбу,  то  приказчик его освободит от крепостной зависимости. «  Пообещай ему, что на волю выпустим, пущай только малахитовую глыбу во сто пуд найдёт».

«Вскорести нашёл им Степан глыбу такую. Выволокли её наверх. Гордятся, - вот – де мы какие, а Стапану воли не дали. О глыбе написали барину, тот и приехал из самого , слышь –ко, Сам –Петербурху*.

Слайд№10

 Узнал, как дело было , и зовёт к себе Степана.» Степана обманули, он остался опять крепостным .И дворянскому слову барина, который обещает ему вольную за то, если Степан найдёт « столбы не меньше пяти сажен длиной»,он уже не верит. «Учёный  я ноне. Сперва вольную пиши, потом стараться буду..»

Слайд№11

 Получив вольную, не долго прожил Степан . «Жить  бы ровно да радоваться, а он невесёлый стал и здоровьем хезнул*. Так на глазах и таял.» Бажов на страницах своих сказов говорит о том, что «у мраморных» не долог век, т.е. у людей, которые работают с камнем на рудниках «недолог век» - недолго живут на свете , быстро умирают от тяжёлого труда в забое.

Слайд № 12

Вывод к которому пришла наша группа в процессе работы над проектом :

Крепостное право – явление антигуманное. Бажов восхищается работой горных мастеров, их таланту и умению. Главные герои сказов Бажова- люди честные, справедливые, талантливые, творчеством и смекалкой этих людей славилась земля уральская.

 Автор обеспокоен судьбой героев, их тяжёлой жизнью, крепостной неволей, ранней смертью. Бажов о своих героях говорил так : « Медной горы Хозяйка, полоз, его дочери Змеёвки*     - вся эта «тайная сила» действует по- человечески, вполне сознательно : одним помогает, других наказывает, барам и начальству всегда враждебна.»  Исходя из анализа данных

строчек , мы пришли к выводу : тяжело жилось рабочим во время крепостного права.

«До бога высоко , до царя далеко…» Да и не верил народ в справедливого барина, примером тому служит эпизод со Степаном, которому пообещали «вольную» и обманули.

Поэтому –то отражение тяжёлой жизни горняков , их понимание «земных чудес», их мечта о других условиях жизни, мечты о вечной справедливости -  олицетворяет собой образ Хозяйки Медной горы. «Исчезла жилка – Полоз отвёл; в камне оказалось золото – Змеёвка прошла, след оставила; нашёл человек редкие по красоте и объёму глыбы малахита – Хозяйка горы помогла». Мечта народа о счастливой и безбедной жизни нашла воплощение в образе  «тайной силы», в которую верил крепостной уральский народ.

Слайд№12

В процессе работы над проектом с группой №3, я получил ещё и дифференцированное задание, т.е.доказав с группой  «антигуманную сущность крепостного права», я должен ответить на вопрос : «Существуют ли сказы в наше время?»

Слайд№13

«Если посмотреть на мифологические персонажи Бажова с точки зрения истории, то можно сказать следующее. Медной горы Хозяйка – хранительница драгоценных камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой в виде ящерицы  в короне, »- так пишет Алексей Липкин в «Сказах древней земли»

Слайд № 14, 15

«Происхождение своё ведёт скорее всего, от  «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини  Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков веков  в 18 веке клеймилась полевская медь.

Слайд № 16

Великий Полоз – ответственный за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легенд и приметах « горщиков и рудознатцев».

Один из самых запоминающихся и диковинных героев сказов Бажова - Великий Полоз. Он предстает то в облике огромного змея с человеческой головой, то в виде пусть и сугубо людском, но все равно странном, необычном, пугающем. Он способен навсегда "увести" золотую жилу в неведомые земные недра, подальше от алчных душонок, а вот того, кто ему понравится, наоборот, одарит золотом. Этот владыка недр в сказах Бажова смотрится стопроцентно сказочным, подобно Бабе Яге, Жар-Птице или говорящей щуке. Казалось бы, образ, созданный гением сказочника, ничего общего с реальностью не имеет. Однако...
Известная собирательница фольклора, свердловский ученый В.П. Кругляшова, десятки лет изучала предания и легенды Урала - в тех местах, что и Бажов, порой слушая тех же стариков, что поведали небывальщины Бажову. И собранный ею материал при внимательном изучении являет другого Полоза, не в пример более крепко привязанного к реальности.
Впрочем, не будем забегать вперед. Начнем с рассказов и в самом деле предельно сказочных...
А.Ф. Щипанов: "Слыхал я, люди про Полоза рассказывают. Говорят, будто Полоз указывает золото. Если человек хороший, то Полоз покажет ему, где золото, а если плохой - наведет на ложный след. Когда Полоз ползет, то после него остается золотистый след. Сказывают, многие теряли голову от этого золотистого следа. Начинали копать, но ничего не находили. Главное - это заметить место, где Полоз исчезнет. Там и золото. Неправда, конечно, все это".

Слайд№17

«Существуют ли сказы в наши дни?» Работая над индивидуальным своим проектом ,                               я пришёл к выводу, что в нашей стране достаточно большое количество писателей и журналистов интересовалось и интересуется  этой темой.( Рассказ учащегося о Миролюбове Ю.П., Рапове М.А. и Липкине А.Б.) Безусловно, сказы существуют и по сей день.

Слово учителя :

Есть вопросы к участникам проекта группы №3? Если нет, то мы переходим к следующему заданию.

Молодцы  и  ребята группы №3 («Историки –исследователи») А сейчас мы прослушаем ещё одно  творческое  задание. Это стихотворение, которое было написано ученицей нашего класса Мусихиной К. Стихотворение посвящается любимым  героям Бажова и называется «Чудный мир уральских сказов»

Чтение стихотворения ученицей.  

 

«Чудный мир уральских сазов»

Сказы Бажова любят дети.
Лучше их нет, вы мне поверьте.
Данила
главный герой.
Он сначала был тощой.
Прокопьич затем мальца откормил,
Не одной водою поил.
Катя невестой его была.
Девушка красива и мила.
Родился у них сыночек Митя.
Он не малый вырос дитя.
Жили счастливо, не знали
Горя, бедности, печали.
Помогало им всегда
Мастерство и доброта.
Митюха вырос, мастером стал.
Камень словно живой заблистал,
В его руках самоцветы светились,
Данила и Катя сыном гордились.
Сказы Бажова живут на свете,
Сказы Бажова любят дети.
Они помогают нам понять,
Как в этой жизни умелым стать.
Мастером быть золотые руки,
Чашу из камня творить без скуки,
Работой сердца людей покорить,
Хозяйки горы похвалу заслужить.
Чудный мир уральских сказов
Вам откроется не сразу,
Нужно терпеливым быть
И страну свою любить.

 

Вопросы классу :  Ваше впечатление от стихотворения?

Триада вопросов, направляющих проект.

Основополагающий вопрос:  Существуют ли сказки и сказы в наше время? Ваше отношение к этим литературным жанрам? Какое место занимают они в авторской  и фольклорной литературе? Какое смысловое наполнение соответствовало им на заре цивилизации и в современное время?

Учебные вопросы: Что привлекало в произведениях Бажова представителей различных видов искусств: поэтов, художников, композиторов, скульпторов, кинорежиссёров, балетмейстеров? Назовите известные вам работы по мотивам сказов Бажова?

Вопросы по содержанию : Какие идеи воплотил Бажов в образе Медной горы Хозяйки?

Какова взаимосвязь природы и творчества? Почему Бажов заканчивает свой сказ словами:  «Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с  ней встретиться – горе , и доброму – радости мало» . Объясните ваше понимание концовки сказа.

 « Какой изображена Хозяйка Медной горы в лаковой миниатюре художников Палеха?

Вывод по уроку : На памятнике П.П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из сказа : «Работа, она штука долговекая, умрёт человек, а дело его останется…»

Объясните, как вы понимаете смысл данной фразы?  А теперь вернёмся к эпиграфу урока   (  «Я открыл русской литературе целый край…»)       

 и соотнесём  эти слова  со словами , высеченными на памятнике.

 

 

 

 

Рефлексия деятельности. Заполнение оценочного листа(лист прилагается отдельно)

Домашнее задание :

Рецензия или эссе на любой сказ из цикла «Малахитовая шкатулка»

Прикрепленный файл Размер
Приложение1Стартовая презентация.ppt 1.54 Мбайт
Реальность и фантастика в сказе Бажова.ppt 1.42 Мбайт
Приложение 3 Антигуманное явление в сказах Бажова.ppt 1.27 Мбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Реальность и фантастика в сказе П. П .Бажова " Медной горы


Спасибо за Ваш материал и участие в конкурсе!

С уважением, Антонина Александровна



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн