<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Крестовые походы против гуситов.
<!--[if !supportLists]-->5. <!--[endif]-->Народное войско. Ян Жижка.
<!--[if !supportLists]-->6. <!--[endif]-->Конец гуситских войн. Значение. Итоги.
Эпиграф:“Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус)
1. Чехия в XIV веке (Слайд 1).
К концу Средневековья в Чехии возникло определенное представление о месте своей страны в том огромном мире, в котором после ВГО оказался средневековый человек Европы. Согласно этому представлению центром планеты является, конечно же, Европа, центром Европы – Германская империя, центром империи – Чехия, а центром Чехии – ее столица Прага. Была создана специальная географическая карта, изображавшая Европу в виде знатной женщины, голова которой образовывала Пиренейский полуостров, длинная юбка доходила до Уральских гор, правая рука была Италией, а сердце Дамы Европы представляла собой Чехия. Так что Чехия в представлении самих ее жителей становится центром мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”.
Что дало жителям этой маленькой страны право так думать о ней?
Учебник 4 абзаца С.195
Прочитать и ответить на поставленную проблему.
Деятельность Карла IV (слайд 2)
Он соединил западноевропейскую династию Люксембургов и местную Пржемысловцев, и в своей политике император и король стремился осуществить внутреннее объединение Империи и Чехии, причем именно Чехия как его наследственное владение становилось “благороднейшей частью” Империи. Поэтому маленькая Чехия не растворялась в огромной империи, а становилась ее центром. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”.
Это был человек с незаурядными способностями:
талантливый писатель;
самый богатый коллекционер своего времени (собирал церковные реликвии и мощи святых, остатки предметов, связанных с жизнью Христа);
основатель первого Университета в Центральной и Восточной Европе (Прага, 1348 г.)
покровитель искусства;
в то же время, глубокорелигиозный человек.
Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства, равного которому не было во всей Священной Римской империи, приглашались мастера из Франции, Италии, Германии.
Экскурсия по Праге:
Карлов мост через р. Влтаву (Слайд 3);
Замок Карлштейн ( 1348) (Слайд 4)
Собор Святого Вита (1344 – 1929) (Слайд 5)
Прага сегодня (Слайд 6)
Но был ли счастлив чешский народ в своей стране?
Учебник, с.196. (Ученики читают, отвечают на вопрос)
Доп. В социально- экономическойжизни Чехии наступил период материал стабилизации. Закончилось освоение земель местными и пришедшими из Германии крестьянами. В городах, вначале населенными немцами, появляется значительный слой чешского населения, который начинается бороться за свои права.
Церковьв Чехии находилась в руках немецкого духовенства. Поведение высшего духовенства вызывало искреннее негодование и возмущение народа. Церковь учила нестяжанию, а алчность духовенства вошла в пословицу. Молва гласила: “Если бы Христос пришел бы в Рим, с ним бы не стал разговаривать без взятки”. В народе говорили, что в Риме продают должности, как свиней на рынке, что папа больше всего любит золотое лекарство – деньги.
Церковь была самым крупным феодалом средневековья.В Чехии ей принадлежало до ? земли. Один пражский епископ владел 900 селениями и 14 городами. Высшее духовенство, чуждое чешскому народу по языку и обычаям, угнетавшее его поборами и повинностями, были ненавистны народу.
Мелкие дворяне– число увеличивалось за счет раздробления владений – обнищание, попадали в зависимость к крупным дворянам – панам. Основное занятие – война, служба как наемников. В самой Чехии враждебно настроены к панам и церкви, королевской власти.
Горожане –стремились участвовать в городском самоуправлении, оттеснить немцев на задний план. Также критиковали дорогие церковные обряды.
Крестьяне.Кроме феодальных повинностей платили королевский налог и несли повинности в пользу государства. К нач 15 в. главной повинностью стал денежный оброк, но увеличивалась и барщина. Крестьяне не были лично свободными и целиком зависели от пана.
Какие настроения были у чешского народа?
Кто был недоволен своим положением? Почему? (Слайды 7, 8, 9, 10)
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Жизнь и смерть Яна Гуса.
(Слайд 11).В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса (Слайд 12).
Давайте и мы послушаем, о чем говорит он.
“отними у собак кость – они перестанут грызться; отними имущество у церкви – не найдешь для нее попа”.
“Чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях”
“ Кто были бургомистры и ратманы (члены городских советов) во всех королевствах Богемии (Чехии)?"
- Немцы.
- Где произносились проповеди для всех немцев?
- В соборах.
- А для чехов?
- На церковных погостах и домах”
- “Духовенство не учит, а портит народ своим …богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они наоборот только то том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ” - Почему священники причащаются хлебом и вином, как телом и кровью Христа, а простые люди только хлебом? Разве не все одинаковы перед Богом?”
- “Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как не казать после этого, что он хитрее и злее вора?”
К чему призывал Ян Гус?
Кто этот человек?
Рассказ о Яне Гусе по плану:
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Рождение в 1371 г. в местечке Гусенец – Ян из Гусеница.
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Учеба в университете - ректор Пражского университета – первый среди чехов.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Проповеди – не только критиковал церковь, а требовал реформы:
отнять у церкви богатства и земли;
отменить плату за обряды;
проводить богослужение на родном языке (разработал грамматику на родном языке);
покончить с засильем немцев.
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Интердикт на Прагу.
<!--[if !supportLists]-->5. <!--[endif]-->Гус уезжает на юг Чехии.
<!--[if !supportLists]-->6. <!--[endif]-->Вызов на Констанцский собор (Слайд 13). Охранная грамота императора.
1434 г. – битва у г. Липаны - измена умеренных (Слайд 22)
Итоги и значение гуситских войн (Слайд 23):
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Утвердилась гуситская церковь. Католическая церковь потеряла все свои владения и влияние в обществе. Гуситская церковь была более демократичной и близкой к народу.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Церковные земли достались дворянству, поэтому никто не был заинтересован в восстановлении власти церкви.
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом. Чехия – сословная монархия.
<!--[if !supportLists]-->5. <!--[endif]-->Из городов изгнано немецкое население, Чехия превратилось в почти однонациональное государство.
<!--[if !supportLists]-->6. <!--[endif]-->Гуситское движение надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития. Если при Карле страна находилась в центре культурной, идеологической и политической жизни Европы, то теперь она стала совершенно замкнутой в рамках своих местных религиозно-политических проблем. Праге было больше не суждено стать мировым центром.
<!--[if !supportLists]-->7. <!--[endif]-->В ходе борьбы были уничтожены сокровища церковного искусства.
IV. Закреплениев форме рефлексии:
Что нового сегодня я узнал на уроке?
Какие умения и навыки мы отрабатывали?
С какими новыми терминами познакомились?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
V. Домашнее задание: п. 25, вопросы 4, 5; заполнить контурную карту.
Размещено вт, 01/12/2009 - 01:52 пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова.
Александр Игоревич, если вам понравился чей-то урок, то его можно разместить в прикрепленном файле в разделе Материалы к урокам, с указанием имени автора. А здесь АВТОРСКИЕ уроки УЧАСТНИКОВ сообщества.
—
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
Размещено вт, 01/12/2009 - 06:07 пользователем Александр Игоревич Зобов.
Здравствуйте, коллеги. Вы всё верно подметили. Повторюсь, что задания модуля не запрещают этого делать. Комментирую второй план конспект я Елене Елене Евгеньевне написал что их пока нет. В этом я немного слукавил. Они есть, но я ими недоволен. Из-за этого размещать их не буду принципиально. Могу только добавить в свою защиту, что я выставил свои ЦОРы. Может быть они немного смягчат ваш приговор. Всё будет, дайте срок.
Размещено вт, 01/12/2009 - 15:06 пользователем Елена Евгеньевна Воробьёва.
Александр Игоревич! Обязательно разместите ссылку на источник чужого конспекта. Здесь вопрос авторского права. И у нас здесь не приговор никакой, а диалог с коллегами.
На: Гуситское движение в Чехии
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294
На: Гуситское движение в Чехии
Александр Игоревич, если вам понравился чей-то урок, то его можно разместить в прикрепленном файле в разделе Материалы к урокам, с указанием имени автора. А здесь АВТОРСКИЕ уроки УЧАСТНИКОВ сообщества.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
На: Гуситское движение в Чехии
На: Гуситское движение в Чехии
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294
На: Гуситское движение в Чехии
Елена Евгеньевна, я обязательно последую вашему совету. Спасибо за конструктивное замечание.