Вы не зарегистрированы

Авторизация



Гуситское движение в Чехии

Фото пользователя Александр Игоревич Зобов
Размещено: Александр Игоревич Зобов - пт, 27/11/2009 - 10:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Саломатина Татьяна Сергеевна
Место работы, должность: 
Манушкинская средняя общеобразовательная школа, г. Чехов, учитель истории и обществознания
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
• познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки; • раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса; • показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн; • раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения; • совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой, тестами; • развивать умения анализировать текст, выделять главное • на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; • показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1. Учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., Просвещение, 2005.

 

 

2. Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Карта “Европа в XIV – XVI вв”

3. Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Тесты для повторения домашнего задания

 

Используемое оборудование: 

1. Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Компьютер

2. Мультимедийная установка


Используемые ЦОР: 

Презентация "Гуситское движение в Чехии"

Краткое описание: 
Данная презентация даёт представление об архитектурных особенностях периода XIV - XV вв. Показывает учащимся причины Гуситского движения. Раскрывает идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса. Показывает причины победы таборитов в ходе Гуситских войн.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Гуситское движение в Чехии

  • Цели:

    познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;

  • раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса;

  • показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн;

  • раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения;

  • совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой, тестами;

  • развивать умения анализировать текст, выделять главное

  • на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;

  • показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.

  • Оборудование:

    карта “Европа в XIV – XVI вв”

  • мультимедийная установка с презентацией;

  • тесты для повторения домашнего задания (Приложение 1);

  • индивидуальные (Приложение 2) и групповые (Приложение 3) задания для учащихся;

  • сообщение ученика о Яне Жижке;

  • учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., Просвещение, 2005.

  • Основные понятия:

    гуситы;

  • табориты,

  • умеренные (чашники),

  • церковный собор,

  • сейм

  • ХОД УРОКА

    I. Оргмомент.

    II. Проверка домашнего задания в форме тестов (Приложение 1)

    III. Изучение нового материала:

    ПЛАН.

    1.     Чехия в XIV веке.

    2.     Жизнь и смерть Яна Гуса.

    3.     Начало вооруженной борьбы. Гуситы.

    4.     Крестовые походы против гуситов.

    5.     Народное войско. Ян Жижка.

    6.     Конец гуситских войн. Значение. Итоги.

    Эпиграф: “Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус)

    1. Чехия в XIV веке (Слайд 1).

    К концу Средневековья в Чехии возникло определенное представление о месте своей страны в том огромном мире, в котором после ВГО оказался средневековый человек Европы. Согласно этому представлению центром планеты является, конечно же, Европа, центром Европы – Германская империя, центром империи – Чехия, а центром Чехии – ее столица Прага. Была создана специальная географическая карта, изображавшая Европу в виде знатной женщины, голова которой образовывала Пиренейский полуостров, длинная юбка доходила до Уральских гор, правая рука была Италией, а сердце Дамы Европы представляла собой Чехия. Так что Чехия в представлении самих ее жителей становится центром мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”.

    Что дало жителям этой маленькой страны право так думать о ней?

    Учебник 4 абзаца С.195

    Прочитать и ответить на поставленную проблему.

    Деятельность Карла IV (слайд 2)

    Он соединил западноевропейскую династию Люксембургов и местную Пржемысловцев, и в своей политике император и король стремился осуществить внутреннее объединение Империи и Чехии, причем именно Чехия как его наследственное владение становилось “благороднейшей частью” Империи. Поэтому маленькая Чехия не растворялась в огромной империи, а становилась ее центром. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”.

    Это был человек с незаурядными способностями:

    талантливый писатель;

  • самый богатый коллекционер своего времени (собирал церковные реликвии и мощи святых, остатки предметов, связанных с жизнью Христа);

  • основатель первого Университета в Центральной и Восточной Европе (Прага, 1348 г.)

  • покровитель искусства;

  • в то же время, глубокорелигиозный человек.

  • Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства, равного которому не было во всей Священной Римской империи, приглашались мастера из Франции, Италии, Германии.

    Экскурсия по Праге:

    Карлов мост через р. Влтаву (Слайд 3);

  • Замок Карлштейн ( 1348) (Слайд 4)

  • Собор Святого Вита (1344 – 1929) (Слайд 5)

  • Прага сегодня (Слайд 6)

  • Но был ли счастлив чешский народ в своей стране?

    Учебник, с.196. (Ученики читают, отвечают на вопрос)

    Доп.  В социально- экономической жизни Чехии наступил период материал стабилизации. Закончилось освоение земель местными и пришедшими из Германии крестьянами. В городах, вначале населенными немцами, появляется значительный слой чешского населения, который начинается бороться за свои права.

    Церковь в Чехии находилась в руках немецкого духовенства. Поведение высшего духовенства вызывало искреннее негодование и возмущение народа. Церковь учила нестяжанию, а алчность духовенства вошла в пословицу. Молва гласила: “Если бы Христос пришел бы в Рим, с ним бы не стал разговаривать без взятки”. В народе говорили, что в Риме продают должности, как свиней на рынке, что папа больше всего любит золотое лекарство – деньги.

    Церковь была самым крупным феодалом средневековья. В Чехии ей принадлежало до ? земли. Один пражский епископ владел 900 селениями и 14 городами. Высшее духовенство, чуждое чешскому народу по языку и обычаям, угнетавшее его поборами и повинностями, были ненавистны народу.

    Мелкие дворяне – число увеличивалось за счет раздробления владений – обнищание, попадали в зависимость к крупным дворянам – панам. Основное занятие – война, служба как наемников. В самой Чехии враждебно настроены к панам и церкви, королевской власти.

    Горожане – стремились участвовать в городском самоуправлении, оттеснить немцев на задний план. Также критиковали дорогие церковные обряды.

    Крестьяне. Кроме феодальных повинностей платили королевский налог и несли повинности в пользу государства. К нач 15 в. главной повинностью стал денежный оброк, но увеличивалась и барщина. Крестьяне не были лично свободными и целиком зависели от пана.

    Какие настроения были у чешского народа?

  • Кто был недоволен своим положением? Почему? (Слайды 7, 8, 9, 10)

  • 2.     Жизнь и смерть Яна Гуса.

    (Слайд 11). В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса (Слайд 12).

    Давайте и мы послушаем, о чем говорит он.

    “отними у собак кость – они перестанут грызться; отними имущество у церкви – не найдешь для нее попа”.

  • “Чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях”

  • “ Кто были бургомистры и ратманы (члены городских советов) во всех королевствах Богемии (Чехии)?"

  • - Немцы.

    - Где произносились проповеди для всех немцев?

    - В соборах.

    - А для чехов?

    - На церковных погостах и домах”

    - “Духовенство не учит, а портит народ своим …богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они наоборот только то том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ” - Почему священники причащаются хлебом и вином, как телом и кровью Христа, а простые люди только хлебом? Разве не все одинаковы перед Богом?”

    - “Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как не казать после этого, что он хитрее и злее вора?”

    К чему призывал Ян Гус?

    Кто этот человек?

    Рассказ о Яне Гусе по плану:

    1.     Рождение в 1371 г. в местечке Гусенец – Ян из Гусеница.

    2.     Учеба в университете - ректор Пражского университета – первый среди чехов.

    3.     Проповеди – не только критиковал церковь, а требовал реформы:

    отнять у церкви богатства и земли;

  • отменить плату за обряды;

  • проводить богослужение на родном языке (разработал грамматику на родном языке);

  • покончить с засильем немцев.

  • 4.     Интердикт на Прагу.

    5.     Гус уезжает на юг Чехии.

    6.     Вызов на Констанцский собор (Слайд 13). Охранная грамота императора.

    7.     Объявление Гуса еретиком. Заточение (Слайд 14).

    8.     Суд и казнь 6 июля 1415 г. (Слайд 15).

    9.     Памятник Яну Гусу (Слайд 16,17)

    Как соотносятся слова Яна Гуса (эпиграф) с тем, как он прожил свою жизнь? Как мы можем назвать его? ( Ян Гус – патриот Чехии).

    3.     Начало вооруженной борьбы. Гуситы.

    Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

    1419 г. – восстание в Праге.

    Какие слои населения могли подняться на борьбу? Одинаковые ли требования были у них? (Слайд 18)

    Умеренные – чашники - зажиточные бюргеры, часть дворянства:

    упразднить привилегии и землевладения церкви;

  • упростить обряды, причащение хлебом и вином (Слайд 19);

  • ввести богослужение на чешском языке.

  • Табориты – крестьяне, горожане бедные рыцари:

    реформа не только церкви, но и общества.

  • Уничтожить частную собственность, все повинности и налоги.

  • Правление должно быть передано в руки народа.

  • Гора Табор – город Табор – все равны, братья и сестры.

    Задание №1. Определите, какие высказывания являются требованиями гуситов, а какие – их противников.

    4.     Крестовые походы против гуситов.

    1420 г. – начало крестовых походов против гуситов. В Чехию вторглось 100-тысячное войско. – грабежи, пожары, убийства.

    Прага Восточные ворота – Виткова гора – победа таборитов. Еще 4 крестовых похода закончились неудачей императорских войск.

    Причины победы таборитов?

    5.     Сообщение ученика о Яне Жижке (Слайд 20, 21).

    Задание № 2. По алгоритму описания войны определите, что было причиной, поводом и т.д. гуситских войн.

    6.     Конец гуситских войн.

    1434 г. – битва у г. Липаны - измена умеренных (Слайд 22)

    Итоги и значение гуситских войн (Слайд 23):

    1.     Утвердилась гуситская церковь. Католическая церковь потеряла все свои владения и влияние в обществе. Гуситская церковь была более демократичной и близкой к народу.

    2.     Крестьяне перестали выплачивать десятину.

    3.     Церковные земли достались дворянству, поэтому никто не был заинтересован в восстановлении власти церкви.

    4.     Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом. Чехия – сословная монархия.

    5.     Из городов изгнано немецкое население, Чехия превратилось в почти однонациональное государство.

    6.     Гуситское движение надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития. Если при Карле страна находилась в центре культурной, идеологической и политической жизни Европы, то теперь она стала совершенно замкнутой в рамках своих местных религиозно-политических проблем. Праге было больше не суждено стать мировым центром.

    7.     В ходе борьбы были уничтожены сокровища церковного искусства.

    IV. Закрепление в форме рефлексии:

    Что нового сегодня я узнал на уроке?

  • Какие умения и навыки мы отрабатывали?

  • С какими новыми терминами познакомились?

  • Что понравилось и что не понравилось на уроке?

V. Домашнее задание: п. 25, вопросы 4, 5; заполнить контурную карту.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: Гуситское движение в Чехии


Опять урок не участника сообщества. Коллега!Почему не публикуете свои?

С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294




Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Боровкова

На: Гуситское движение в Чехии


Александр Игоревич, если вам понравился чей-то урок, то его можно разместить в прикрепленном файле в разделе Материалы к урокам, с указанием имени автора. А здесь АВТОРСКИЕ уроки УЧАСТНИКОВ сообщества.

С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково




Фото пользователя Александр Игоревич Зобов

На: Гуситское движение в Чехии


Здравствуйте, коллеги. Вы всё верно подметили. Повторюсь, что задания модуля не запрещают этого делать. Комментирую второй план конспект я Елене Елене Евгеньевне написал что их пока нет. В этом я немного слукавил. Они есть, но я ими недоволен. Из-за этого размещать их не буду принципиально. Могу только добавить в свою защиту, что я выставил свои ЦОРы. Может быть они немного смягчат ваш приговор. Всё будет, дайте срок.
Escander_1986



Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: Гуситское движение в Чехии


Александр Игоревич! Обязательно разместите ссылку на источник чужого конспекта. Здесь вопрос авторского права. И у нас здесь не приговор никакой, а диалог с коллегами.

С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294




Фото пользователя Александр Игоревич Зобов

На: Гуситское движение в Чехии


Елена Евгеньевна, я обязательно последую вашему совету. Спасибо за конструктивное замечание.

Escander_1986


Поиск

Loading
Сообщество учителей истории

Оценка материала

...