Официальный сайт mixzona 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сравнительный анализ басен «Ворона и Лисица» разных авторов (урок литературы в 5 классе по программе Г.С. Меркина)

Фото пользователя Ирина Петровна Блохнина
Размещено: Ирина Петровна Блохнина - вт, 08/12/2009 - 06:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сафронова Т.И., учитель литературы I квалификационной категории
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №3 п.Эльбан
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1.введение элементов сравнительного анализа в учебную деятельность учащих-ся; 2.развитие самостоятельного мышления и творческой активности учащихся, 3.формирование положительной мотивации к исследовательской деятельности у учащихся. 4.воспитание умения работать в группе и ответственности за свою работу.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: 

 

 

Используемое оборудование: 

 1.        Пк (1 шт);

2.        Колонки

3.        Мультимедиапроектор;

4.        Интерактивная доска;

5.        Программноеобеспечение: Interwrite™ Board, Microsoft Office PowerPoint.

Используемые ЦОР: 

  Интернет-ресурсы

 

1. Интерактивное задание. «Соотнесите названия басен и персонажей» (ЦОР N 203161) http://school-collection.edu.ru/ 
2. Мультфильм по басне Крылова "Ворона и Лисица" (ЦОР N 203157) http://school-collection.edu.ru/ 
3. "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей (Садикова И.В. Урок литературы "И.А. Крылов "Ворона и лисица") http://festival.1september.ru/ 
4. Всероссийский Интернет-педсовет (Галкина И.А. «Электронные физми-нутки для глаз») http://pedsovet.org/ 
5. "Сеть творческих учителей" (материалы конкурса «Шаблоны презента-ций» - Сырцова С.В. Шаблон презентации "Пушкинская") http://www.it-n.ru/ 
6. «Я иду на урок литературы» (Е. Демиденко «Басни и сказки в 5-м и 6-м классах, интернет-версия газеты «Литература в школе N47/2003) http://lit.1september.ru/ 

 

Краткое описание: 
Уроки литературы по программе Г.С. Меркина предполагают, начиная с 5 класса, изучение вершинных произведений классической литературы и литературы XX века, соответствующих возрасту и уровню читательских интересов учащихся. Таким образом, постепенно, от класса к классу, должны сформироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Особый акцент в программе направлен на поисково-исследовательский метод анализа авторского текста художественного произведения, способствующего литературному образованию, философскому и нравственно-эстетическому осмыслению мира автора и его произведения. Разумеется, в 5 классе учащиеся только начинают овладевать элементами сравнительного анализа произведений, тем более сложным для них является сравнение произведений разных авторов из разных эпох. Данный урок предоставляет учащимся возможность совершить первую творческую попытку такого сложного анализа.

 "Уж сколько раз твердили миру...." 

 

сравнительный анализ басен «Ворона и Лисица» разных авторов

(урок литературы в 5 классе по программе Г.С. Меркина)

 

  Задачи урока:

1.        вспомнить басни И.А. Крылова, знакомство с которыми произошло в начальной школе;

2.        познакомить учащихся с творчеством Эзопа, Лафонтена, А.П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского;

3.        продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;

4.        познакомить учащихся с басней «Ворона и Лисица» разных авторов;

5.        произвести сравнительный анализ вышеперечисленных басен.

Предварительная подготовка:

За неделю до урока учащиеся получили индивидуальные и групповые задания
1.    Подготовить мини-сообщения об Эзопе, Лафонтене, А.П. Сумарокове, В.К. Тредиаковском (4 человека).
2.    Подготовить выразительное чтение наизусть басен «Ворон и Лисица» (Эзоп, Лафонтен) (2 человека)
3.    Подготовить костюмы артистам для инсценировки басни «Ворона и Лисица» (2 человека)
4.    Представить инсценировку басни «Ворона и Лисица»А.П. Суморокова (3 человека).
Ход урока
Слайд
1.       Оргмомент.
Сообщение темы и целей урока, запись в тетради темы и озвучивание эпиграфа к уроку (строки из басни Лафонтена ««Пастух и лев. — Лев и охотник»)
Басни не так просты, как кажутся:
В них учиться можно даже и у животного.
Голая мораль наводит тоску,
А рассказ поможет и урок принять.
Наша уловка — поучать, услаждая;
А рассказывать просто так — не стоит труда.
Вот почему столько славных писателей
Сочиняли нам басни, забавляясь умом.
Все они писали коротко и просто,
Каждое слово у них было на счету.
 
1
2. Актуализация знаний
а). Интерактивное задание «Соотнесите название басен и персонажей».
б). Практическое задание на определение жанра фрагмента произведения.
- По каким признакам вы догадались о жанре произведения?
 
2
 
3
3. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит знакомство с писателями, которые жили в разные эпохи, были разными людьми, но всех их объединяет одно – они были баснописцами. И, как это ни удивительно, все они являются авторами басни «Ворона и Лисица». Нам предстоит выполнить очень трудную задачу – выяснить, что же общего в этих баснях и чем они различаются. Почему в совершенно разные этим писателям пришла в голову мысль о написании такого произведения.
(тексты всех басен в распечатке на партах учеников)
3.1. Итак, мы отправляемся в VI век до нашей эры. Первый автор – Эзоп.
Заранее подготовленный ученик выступает с кратким сообщением об Эзопе (Приложение 1).
Другой ученик выразительно рассказывает наизусть басню Эзопа «Ворон и Лисица» (Приложение 2).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4
 
5
 
3.2. Далее наше путешествие продолжается во Франции. 17 век. Второй автор – Лафонтен.
Заранее подготовленный ученик выступает с кратким сообщением о Лафонтене (Приложение 3).
6
Другой ученик выразительно рассказывает наизусть басню Лафонтена «Ворон и Лис» (Приложение 4).
7
3.3. И наконец мы в России. 18 век. Третий автор – А.П. Сумароков.
Заранее подготовленный ученик выступает с кратким сообщением о Сумарокове (Приложение 5).
8
Группа учащихся показывает инсценировку басни «Ворона и Лисица» А.П. Сумарокова – Приложение 6 (при подготовке инсценировки особое внимание следует обратить на роль Вороны, т.к. она без слов, а учащийся должен показать характер птицы с помощью пантомимы).
 
3.4. Иещё один русский поэт 18 века – В.К. Тредиаковский.
Заранее подготовленный ученик выступает с кратким сообщением о Тредиаковском (Приложение 7).
9
Поскольку язык басни Тредиаковского очень сложен для пятиклассников целесообразно выразительное прочтение басни наизусть учителем.
 
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «БЕРЕГИ ЗРЕНИЕ»
10
4. Постановка проблемного вопроса
Нам, как я уже говорила, предстоит ответить на очень сложный вопрос: одинаковы ли прочитанные нами басни?
Чтобы найти решение этого вопроса я предлагаю вам подумать и ответить на вопросы по каждой басне.
11
4.1. Поиск решения: Эзоп
а) Что у ворона вместо сыра? Почему?
б) В какой форме написана басня?
в) Кто делает вывод и каков он?
г) Раскройте образ Ворона и Лисицы в басне Эзопа.
д) Объясните выражения из текста: “стать царём над птицами”, “…и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.
12
4.2. Поиск решения: Лафонтен
А)Как написана басня? Каким языком?
б) Что в клюве у ворона? Почему?
в) Кто делает вывод в басне?
г) Объясните выражения из текста: “благородный ворон”, “Феникс наших дубрав!”.
13
4.3. Поиск решения: Сумароков
а) Каков объём басни по сравнению с басней Эзопа?
б) Объясните слова: “сыру кус”, “не вспряну”, “уста”, “паче”, “в сию минуту”, “из роту”. Что это за слова?
в) Легко ли было читать басню?
г) Найдите в тексте сравнения, эпитеты
д) Назовите героев басни? В чём разница с баснями Эзопа и Лафонтена?
е) Есть ли в басне вывод (мораль)?
14
4.4. Поиск решения: Сумароков
А) Чью басню читать легче: Сумарокова или Тредиаковского?
Б) У кого больше непонятных слов? Назовите их.
В) Какой язык использует Тредиаковский?
Г) Есть ли в басне мораль?
15
5. Общие выводы по анализу басен
Учащиеся электронным маркером распределяют характеристики басен в нужную строку в соответствии с именем  автора (при необходимости копируют характеристику).
Результатом работы должен стать следующий вид страницы:
 
16
6. Знакомство с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
А сейчас, ребята, нам с вами предстоит увлекательное знакомство с басней «Ворона и Лисица» ещё одного  замечательного автора – И.А. Крылова.
Просмотр мультипликационного фильма «Ворона и Лисица» по басне Крылова.
17
6.1. Словарная работа
Задание: объяснить лексическое значение слов, встречающихся в басне:
Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.
Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.
Пленить - покорить чем-либо, очаровать.
Ангельский - нежный, кроткий, добрый.
Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.
Зоб - расширенная часть пищевода птиц.
Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.
18
6.2. Задание: замените словосочетания дословными фразами из басни (учебник с. 73-74):
Смотрит пристально, не отрываясь – «глаз не сводит»;
Подходит тихо, осторожно – «на цыпочках подходит»;
Утратила способность здраво рассуждать – «вскружилась голова»;
Каркнула очень громко – «во всё воронье горло»;
Исчезла, скрылась – «была такова»;
Трудно стало дышать – «дыханье спёрло»;
Нашёл случайно, без особого труда – «бог послал».
19
7. Работа в группах
Задания для обсуждения в группах:
·        Какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия вороны?
·        Опишите, какова ворона по внешнему виду (Этой группе необходим рисунок, представленный на слайде).
·        Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.
·        Какими качествами, по-вашему, обладает Ворона?
·        Какими качествами вы наделите Лисицу?
20
7.1. Отчёт о проделанной работе.
Возможные дополнения и вспомогательные вопросы учителя:
1.     Тяжёлые сочетания звуков "взгр", "зд", "звтр" передают неуклюжие и замедленные движения Вороны.
2.     Употребив выражение бог послал, Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.
3.     Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?
4.     Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Что означает это слово? Давайте послушаем, как Лиса льстила Вороне.
5.     Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному - "ангельскому голоску". Все вы слышали голос вороны, голос неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает.
 
8. Задание: заполните таблицу.
Ребята работают на интерактивной доске электронными маркерами. 
Результат:
21
9. Выявление отличительных признаков басни И.А. Крылова.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Как читается басня?
2. Форма басни?
3. Почему мораль находится в начале басни?
4. Для кого написана? Доступна ли детям?
5. Образ Вороны и Лисицы.
22
10. Общий вывод урока.
Несмотря на давность написания басен (25 веков назад и 100-200 лет назад), они и сегодня вызвали живые отклики и заставили нас спорить. И самое, пожалуй, главное, что эти басни заставили нас задуматься над тем, что такое глупость, лесть, хитрость, тщеславие.
23
11. Отметки за урок
 
12. Домашнее задание
Стр. 73-74 - наизусть
24

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

На: Сравнительный анализ басен «Ворона и Лисица» разных авторов


Ирина Петровна, огромное спасибо за прекрасный материал!


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн