Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ю. Васнецов – художник иллюстратор.

Размещено: Вера Трофимовна Ульман - пн, 21/12/2009 - 09:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ульман Вера Трофимовна
Место работы, должность: 
СОШ №10 пос. Каменский Красноармейского района, учитель начальных классов
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 
Воспитывать у детей художественный вкус, умение понимать картину и средства её выразительности; активизировать речь детей.
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемое оборудование: 

Выставка книг с иллюстрациями Ю. Васнецова, портрет художника, компьютер, мультимедиа проектор, презентация  Power  Point, экран.

Краткое описание: 
Классный час с использованием ИКТ проводила для учащихся 2 класса. Предварительно пришлось много искать материала в книгах с иллюстрациями Васнецова, в сети Интернет.

Тема: Ю. Васнецов – художник иллюстратор.

Цель: воспитывать  у детей художественный вкус,  умение понимать картину и средства её выразительности; активизировать речь детей.

Оборудование: выставка книг с иллюстрациями Ю. Васнецова, портрет художника, компьютер, мультимедиа проектор, презентация  Power  Point, экран.

Ход проведения.

I. Вступительная  беседа.

        На  уроках рисования  вы говорили о жанрах изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет. Сегодня мы вспомним, что такое графика (ответы детей). Слово графика  образовано от греческого слова «графо», то есть  «пишу», «рисую». Графика – это  рисунки, сделанные карандашом или тушью, это - искусство рисования.

С самого раннего возраста мы радуемся книгам (показать), их обложкам, красочным рисункам. Рисунки художников в книгах – книжная графика. 

Итак, в некотором царстве, в нашем государстве жил был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов (слайд 2). Этому удивительному художнику удалось почти невозможное – заново открыть читателю русскую сказку. Знакомые, хорошо известные сюжеты художник представил так, что «старые-старые сказки» засияли-заиграли, удивляя яркостью и самобытностью образов. Но вы спросите: «Почему волшебник? Ведь волшебники только в сказках бывают. Верно, и не верно. Он, конечно, не мог превратить избушку в хрустальный дворец и вершить прочие чудеса, но зато мог нарисовать всё, о чём рассказывается в сказках.  И нарисовать для нас так, что сказка предстаёт перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство? (слайд  3).

Творчество Ю. А. Васнецова широко известно. Уже не одно поколение ребят смотрит книги с его иллюстрациями. Его работы наполнены сказкой, животворящей силой. Они притягивают к себе, излучая доброту и радость. А каким был сам художник? Послушайте интервью  с ним (слайд 4).

Ваши любимые занятия?

-Люблю писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.

Любимые ваши сказочные персонажи?

- Медведь, лиса, заяц. В лесу зайца увидишь – красота! Но и многих других люблю – петухов, мышей. Ежей люблю, страшно интересно.

(слайд 5)

Качества, необходимые другу?

- Чтобы добрый человек был, честный, открытый.

 

Качества, самые неприятные в людях?

- Ложь, хитрость,  грубость.

Ваши советы юным художникам?

- Рисуй, пиши, что любишь. Работай в цвете. Больше смотри вокруг.

(слайд 6)

Ваши любимые цветы?

- Незабудки очень нравятся своей голубизной и жёлтенькими пятнышками в серединке. Ландыши…Когда я их нюхаю с закрытыми глазами, мне кажется, что я король.

Что удивительнее всего в природе?

- Страшное чудо – гроза. Очень её боюсь. Солнце удивительное. Какое оно всегда разное! Зима с её белизной, инеем, метелями.

Самый дорогой подарок, полученный Вами?

- Жизнь. Подаренная мне жизнь.

Юрий Васнецов родился в 4 апреля 1900года в семье священника в старинном городе Вятка (сейчас Киров). Вся вятская губерния славилась кустарными промыслами – мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными (слайд 7). В памяти художника на всю жизнь остались и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни. «От сердца, от души расписаны» - восхищался работой умельцев Васнецов.

Художник не только смотрел, но и сам мастерил, красил – без дела не жил. Любил всевозможный ручной труд. Ему интересно было шить сапоги и переплетать книги, расписывать печи и дуги, кататься на коньках и пускать змея. Любимое слово Васнецова было: «Интересно».

Замечательные избы рисовал Юрий Васнецов  для своих любимых зверей (слайд 8) – расписные, уютные, гостеприимные. Сразу видно, что живёт в них неплохой народец мастер на все руки. Как в русских народных песенках:

Как петух в печи пироги печёт,

Кошка на окошке рубаху шьёт,

Поросёнок в ступе горох толчёт,

          Конь у крыльца в  три копыта бьёт,

Уточка в сапожках избу метёт.     

Деревни нарисованы у Васнецова настоящие. И какие только весёлые сказочные сценки не разыгрываются на  деревенских улицах! Вот две девушки – красавицы  смотрят в окна из своих уютных  домиков и смеются: (слайд 9)

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха!

 Не только драки и весёлые сказочные сценки  разыгрываются на  деревенских улицах. Ещё можно видеть и такое необычное:

Фома едет на курице

Тимошка  - на кошке.

 

Читая народные песенки, потешки, прибаутки, он словно видел наяву своё детство, знакомые вятские игрушки. Давайте вспомним песенки к  следующим иллюстрациям; эти песни вам мама напевала, когда вы были совсем маленькие: (слайд 10)  

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт,

Забодает, забодает, забодает.

 

Эта песенка вам  тоже знакома: (слайд 11)

Сорока – белобока

Печку топила,

Кашу варила,

На порог скакала -

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали.

Всю свою кашу

Сорока – белобока

Деткам отдала.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Зачем дров не пилил,

Зачем  воду не носил!

 

А вот другая песенка о сороке:  (слайд 12) 

   Сорока – белобока

Печку топила,

Кашу варила,

На порог скакала -

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

И на рисунке мы  видим её гостей. Сова, белка, уточка, зайчик. Всех сорока угощает, все её благодарят.

Физкультминутка

 Давайте отдохнём вместе с гостями сороки.

    (Зарядка)

 

 Каждый раз, когда художник работал, возникал волшебный мир сказки, так хорошо знакомый и любимый с детства.

А теперь для вас загадка: (слайд 13)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём  (лес).

Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях

Ю. Васнецова. Лес для художника – место действия самых страшных волшебных сказок. Вы, наверное, помните лес из сказки «Три медведя»:  огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебной жути. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает  в тёмные объятия этот таинственный великан, и чудятся зеленоватые мерцания волчьих глаз, неведомый леший с кикиморой, какие – то шорохи, тени лесных обитателей – ух, страшно.

 Но при дальнейшем рассматривании мы видим (слайд14), что Маша уже не боится, свободно ведёт себя в чужом доме, раскачивается на стульчике Мишутки, держит ложку.

А вот уже и медведи домой возвращаются.  Смотрите, Мишутка боится отстать и потеряться, за маму держится.  Медведи устали, домой торопятся с полной корзинкой.

Если обратим внимание на вид из окна, то увидим лес на светлом фоне неба на одном рисунке и ночное небо  (слайд 15) на другом, и можем сделать вывод: вот как долго девочка была у медведей.

Постепенно мы замечаем множество подробностей жизни медведей: рябина, грибы сушатся на зиму. У кроваток тапочки, коврик. Художник умеет глубоко раскрыть содержание сказки, точно передать её настроение.

          Создавая рисунок к сказке про курочку рябу (слайд 16),  Юрий Васнецов основным цветом выбирает тёмный, почти чёрный, остальные цвета приглушает, настраивая читателя на грустный лад. Красный цвет гребешка привлекает внимание к широко раскрытому клюву: курочка кричит о своём яичке, успокаивает деда и бабу. Голубые цветы наверху обращают внимание на ранние события: дед и баба белыми полотенцами вытирают слёзы, на скамейке золотое  яичко. Сияние, идущее от него, помогает заметить и то, что яичко разбито, и силуэт мышки – виновницы происшествия.

К сказке «Лиса, заяц и петух» (слайд 17) художник показывает завязку и кульминационный  момент. Увидев, как велико горе зайчика, мы сочувствуем зайчику  и переживаем вместе с ним.   И радуемся вместе с Васнецовым – кончилось горе, прогнали лису.

На рисунке к сказке «Репка» (слайд 18) весёлые контрастные цвета говорят о радостном событии. Сказочно большая   жёлтая репка вырисовывается на фоне голубого неба. Её величину подчёркивают  белые облачка. Все участники событий выделены, синим, белым, красным цветом.

Одевает Васнецов своих героев нарядно, празднично.  Козе, (слайд 19) кошке обязательно нарисует цветную юбку в оборках да кружевах, а на зайку тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, старался художник не наряжать, не заслужили они красивой  одежды.  На картинке вы видите иллюстрацию  (слайд 20) к колыбельной, которой убаюкивают малышей.

Баю - баюшки - баю,

Не ложися на краю –

Придёт серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Катю не буди.

 Художник показывает волка злым, бессердечным, он мешает детям спать, и поэтому нет у него нарядной и тёплой одежды.

Но когда приходит к героям Васнецова беда, тревожно становится на картинке (слайд 21). Волнуется камыш, клювы летящих гусей своим красными цветом на тревожном синем фоне будто предупреждают об опасности. Ещё бы: свирепый волк украл гуся, припустил наутёк, держа его в страшной пасти.

Гуси вы, гуси, красные лапки!

Где вы бывали, что вы видали?

- Мы видали волка: унёс он гусёнка,

Да самого лучшего, да самого большого!

Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щиплите вы волка – спасайте гусёнка!

На этой картинке (слайд 22)   у героев тоже горе, и мы видим, как звери стараются помочь попавшей в беду кошке:

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом.

    Кошка выскочила,

    Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

Сказки оставались для Юрия Алексеевича Васнецова любимым чтением до старости, он их читал вслух,  многие знал наизусть. Если собрать вместе все картинки, нарисованные художником за его  долгую жизнь, то получится одна большая  добрая сказка. О многом  она рассказывает, чего и в книжке не написано.

Обобщение.

Что вы знаете и что запомнили об Юрии Васнецове?  Чтобы это проверить, отгадаем кроссворд (слайд 23).

 Спасибо всем за внимание (слайд 24).

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Валентина Борисовна Антипова

На: Ю. Васнецов – художник иллюстратор.


Вера Трофимовна, мне понравился урок! А не могли бы Вы его прикрепить к сообществу "БиблиоШОК"? Мне кажется, материалы будут интересны и полезны школьным библиотекарям - ведь они проводят уроки об иллюстраторах и иллюстрациях детских книг.
с уважением, Валентина Борисовна Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн