Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок в 9 классе на тему "Химия организма"

Размещено: Ирина Владимировна Неронова - вс, 27/12/2009 - 09:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Неронова Ирина Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 3 г. Дубовки учитель химии
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
1. Обобщить систематизировать полученные знания о единстве процессов, протекающих в живой природе, организме. 2. Сформировать знания о медика - биологической роли таких элементов как натрий, калий и железо. 3. Познакомить учащихся с качественными реакциями на Fe 2+ и Fe 3+. 4. Установить причинно – следственную связь между строением атома и иона и их свойствами. 5. Развивать интерес к предметам естественно – научного цикла. 6. Формировать навыки составления плана и конспекта урока.
Используемое оборудование: 

 

1.     Микролаборатория для каждого ученика.
2.     Раствор FeCL 2, раствор FeCL, раствор KNCS, раствор: красная кровяная соль, раствор: желтая кровяная соль.
3.     Презентация: слайд:
 1.«Нарушение обмена микроэлементов в организме человека».
2. « Топография важнейших элементов в организме человека».
Краткое описание: 
Урок-лекция с использованием микролаботорий. В настоящее время известно более 100 химических элементов, однако только небольшое число из них входит в состав живого на планете Земля, и в том числе в организм человека.Цель лекции: повторить, обобщить и получить новые знания, новые сведения о химии нашего организме, т.к. о содержании и биологической роли биогенных элементов, таких как Na (натрий), K (калий), Fe (железо).

 

Урок в 9 классе на тему:
« Химия организма».
 
 
Цели:
1.       Обобщить систематизировать полученные знания о единстве процессов, протекающих в живой природе, организме.
2.       Сформировать знания о медико-биологической роли таких элементов как натрий, калий и железо.
3.       Познакомить учащихся с качественными реакциями на Fe 2+ и Fe3+
4.       Установить причинно–следственную связь между строением атома и иона и их свойствами.
5.       Развивать интерес к предметам естественно – научного цикла.
6.       Формировать навыки составления плана и конспекта урока.
 
 
 
Тип урока:
 
  урок-лекция с использованием микролаботорий и  мультимедийным сопровождением.
 
 
 
 
 
 
Оборудование:
1.     Микролаборатория для каждого ученика.
2.     Раствор FeCL 2, раствор FeCL, раствор KNCS, раствор: красная кровяная соль, раствор: желтая кровяная соль.
3.     Презентация: слайд:
 1.«Нарушение обмена микроэлементов в организме человека».
2. « Топография важнейших элементов в организме человека».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В настоящее время известно более 100 химических элементов, однако только небольшое число из них входит в состав живого на планете Земля,  и в том числе в организм человека.
Наша лекция называется «Химия организма»
Цель лекции: повторить, обобщить и получить новые знания, новые сведения о химии нашего организме, т.к. о содержании и биологической роли биогенных элементов, таких как Na (натрий), K (калий), Fe (железо).
По ходу лекции вы будете выполнять разно уровневые задания:
1уровень: составления плана урока.
2 уровень: составление краткого конспекта урока.
Записи ведете в своих тетрадях.
Учитель: к элементам, играющим особо важную роль в жизнедеятельности организма человека относится 10 металлов: Na(натрий), K (калий), Mg (магний), Ca (кальций), Zn (цинк), Cu (медь), Co (кобальт), Mn (маргонец), Fe (железо), Mo (молибден).
И 6 элементов – органогенов: H (водород), O (кислород), N (азот), C (углерод), P (фосфор), S (сера),составляющих основу биологически важных молекул и макромолекул. Кроме указанных, в состав живых организмов входят: B (бор), Cr (хром), F (фтор), CL ( хлор), Br (бром), I (йод).
 
                (Учитель пишет элементы на доске).
 
Учитель: состав и строение химических соединений в нашем организме., так же как и механизмы их превращений, ничем не отличаются от их аналогичных превращений вне организма. Однако, одно из главных особенностей химии состоит в том, что все химические реакции в живом организме начинаются, протекают, прекращаются под влиянием других систем организма, и в первую очередь нервной и гуморальной. В организме человека реализуется около 100.000 процентов, причем каждый из них представляет собой совокупность различных химических превращений.
 
 Современная медицина широко исследует взаимосвязь между содержанием элементов в организме и возникновением различных заболеваний. Основоположником этого направления является В.И. Вернадский.
Оказалось что особенно чутко организм реагирует на изменив концентрации микроэлементов, то есть элементов присутствующих в организме в количестве меньше одного грамма на 70 кг массы человеческого тела. К таким элементам относятся медь, цинк, марганец, железо и др. Это может быть вызвано при непосредственном обогащении или обеднении организма этими элементами (первичные факторы) или в результате влияния различных воздействий внешней среде (вторичные факторы): ионизирующее излучение, химический состав пищи. Слайд № 1.
 
Например: при гипертонии   отмечено уменьшение концентрации в тканях кобальт, при туберкулезе  содержании меди снижается, а марганца увеличивается. Увеличение содержания меди в организме наблюдается при атеросклерозе. Дефицит хрома прослеживается при сахарном диабете, а кобальта и железа – при гипертонии у детей.
 
По мнению специалистов, современное человечество, особенно в больших городах, живет на грани нехватки многих элементов. В стрессовой ситуации скрытая нехватка может стать явной и привести к тяжелой патологии.
 
 Органы человека по – разному концентрируют в себе различные химические элементы. Слайд № 2.
 
Учитель: химические элементы образования вещества, которые входят в состав клеток и тканей: например: КРОВЬ. Кровь – это ткань. Разновидностью какой ткани является кровь?
 Ответ: соединительной.
Учитель: в состав плазмы крови входят различные соли. Главная из них – поваренная соль ( хлорид натрия NaCL ), но в организме эта соль находится в виде ионов.
 
 Чему равна концентрация этой соли в плазме крови и как называется такой раствор?
Ответ: 0,9% ,физиологический.
 
 
Проблемная ситуация:
Привезли тяжелого больного, чтобы его поддержать, необходимо ввести физиологический раствор.
 
Задача: сколько граммов поваренной соли необходимо для получения 250 г физиологического раствора?
 
        Дано                                      
 
WNACI     = 0,9%=0,009             W=     m в-ва
                                                                m р-ра
 
                                                 m = 0,009*250= 2,25г                          
m        = 250
 
mNACI      - ?
            
Вывод: Ион натрия ( Na+ ) поддерживает осмотическое давление в крови, кислотно -щелочное равновесие, влияет на работу ферментов. Ион натрия – это главный внеклеточный ион.
 
Учитель: Основным внутриклеточным ионом является ион калия. Этот ион участвует в работе сердца – понижает возбудимость, проводимость, участвует в образовании мембранного потенциала, является активатором многих ферментов.  Больше всего калия  в кураге, изюме. Суточная норма: 3,5 г. калия.
Решим задачу: сколько грамм кураги надо съесть, чтобы получить суточную норму в 50 г. кураги содержится 1,017г калия.
Решение:
В 50г. кураги -1, 017г калия
В x г кураги – 3,5г калия
 X =172г (кураги).
 
У доски стоят 2 человека.
     1.Строение атома Na и K
2.Электронная конфигурация; схема получения ионов Na+ и K+.
3.Сделать вывод: в чем различие атомов Naи Kот их ион6ов?
Учитель: В состав крови входят и гемоглобин (белок), а металл, входящий в гемоглобин – это железо, а точнее ион железа Fe3+ .
Из курса биологии вспомните роль гемоглобина (ответ учащихся).
Засоления, вызванные недостатком ионов железа: аммония, язвенная болезнь, рак.
 
Учитель: Задания  учащимся:
1.     Строение атома железа.
2.      Электронная конфигурация.
 
 Пробная ситуация: почему железо проявляет степень окисления не только +2, но +3. (Дополняет учитель).
 
Учитель:  Представьте, что вы находитесь в лаборатории и с помощью химического эксперимента надо определить, в какой из пробирок находится ион Fe² +  а какой Fe³+ .
Учитель знакомит учащихся 9 класса с особой группой кровяной солью и желтой кровяной солью и реактивом на Fe³+ - роданидом калия ( KNCS).
 
Учащиеся проводят лабораторные опыты по обнаружению Fe²+   Fe³+ ( качественные реакции). С помощью учителя  записывают уравнения реакций, устанавливают признаки реакций.
 
Опыты делают в микролабораториях.
 
Учитель: подводит итог.
 
 Учащиеся говорят о ключевых положениях усвоенных на уроке.
 
Домашнее задание: по уровням.
1.      уровень: подготовить перечень продуктов, содержащих ион железа.( уровень А)
2.      уровень: почему поваренную соль называют «белая смерть»?
( уровень В).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Галина Николаевна Драницына

На: Урок в 9 классе на тему "Химия организма"


Уважаемая Ирина Владимировна! У Вас получился интегрированный урок (химия и биология),ребята узнали о биологической роли таких важных элементов,как натрий,калий и железо.Продолжайте творить в том же направлении, удачи Вам!



Фото пользователя Валерий Викторович Гречушкин

На: Урок в 9 классе на тему "Химия организма"


Думаю, интересную и полезную информацию из этого урока дети усвоят качественно. Творческих успехов!

С уважением,Валерий Гречушкин.



Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория