Цель урока:
• дать понятие о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи;
• развитие умений в определении род таких существительных;
• воспитание уважительного и доброго отношения к товарищам.
Оборудование:
• мультимедиа- проектор, диск «Русский язык. Морфология. 5-6 классы», слайды
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Подведение к новой теме.
Сообщаются тема, цель урока. Фронтальный опрос. Игра «Да-нетка». Я буду вам читать вопросы. Если вы согласны с вопросом, пишете «+», а если нет, пишем «-». Готовы?
- 1. Имя существительное - это главный член предложения?
+2. Имя существительное обозначает предмет?
+ 3. Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам?
- 4. Слово «Казань» нарицательное сущ-ное?
+ 5. Имя существительное имеет 3 рода?
- 6. Все эти слова сущ-ные: дом, тетрадь, зимний?
+7. Человек – это одушевленное сущ-ное?
-8. Все ли эти слова сущ-ные ср.р.: окно, на столе, поле, море?
+9.Все ли эти сущ-ные 1 склонения: папа, дядя, мама?
+10. В предложении сущ-ные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами?
2. Повторение пройденных тем:
(слайд 2) Вставьте пропущенные буквы и определите род и склонение сущ-ных
глубок… ноч… , остр… нож… , детск..плач… , спел… рож…
дружеск… помощ… , лесн… глуш… , зелен… камыш…
3. (слайд 3) Укажите строчку, в которой встречаются слова мужского, женского и среднего рода.
а) От улыбки хмурый день светлей.
б) Вдруг запляшут облака, и кузнечик запиликает на скрипке.
в) С голубого ручейка начинается река.
г) От улыбки в небе радуга зажжется.
(слайд 4) Следующее задание мы сделаем в группах: 1 вар.- распределите слова по строкам таблицы следующие слова: карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом.
2 вар.- распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе.
Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.
- А теперь давайте проверим, справились ли мы с работой? (слайд 5)
Молодцы, ребята! А теперь вернемся к слову «умница» в первом предложении слайда 6. Отгадайте, о ком идет речь- о мальчике или девочке?
З. Изучение новой темы.
.
1. «Умница!» - сказала бабушка внуку.
2. Тихоня не торопился домой.
3. Наша Маша – хвастунишка.
- Как можно определить, к кому роду относятся слова умница, тихоня, хвастунишка? Какие слова помогут нам в определении рода данных сущ-ных? (умница – к мальчику, тихоня – к мальчику, хвастунишка – к девочке)
- Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)
Вывод: УМНИЦА, ТИХОНЯ, ХВАСТУНИШКА – слова общего рода. Таким образом, сегодня на уроке мы будем говорить о существительных общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Род этих сущ-ных нужно определять по опорным словам.
умница – внук (мужской род)
тихоня – торопился (а не торопилась) , (мужской род)
хвастунишка – Маша (женский род)
Вывод: Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода, и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.
А теперь давайте послушаем объяснение новой темы в электронном учебнике.
(работа с диском - электронным учебником)
- Поняли тему. А теперь, опираясь на полученные знания, будем делать задания.
(слайд 11) Поставьте правильное окончание прилагательного или глагола в прошедшем времени: (письменно)
1. К нам приехал… известн… врач Иванов.
2. К нам приехал… известн… врач Иванова.
3. Знаменит… дирижер Семенов был… рад… приглашению за рубеж.
4. Знаменит… дирижер Семенова был… рад… приглашению за рубеж.
(слайд 12) Исправьте ошибки в согласовании существительных общего рода с глаголами и прилагательными.
Петя – круглая сирота.
Лена – большая умница.
Валера – большая кривляка.
Марина- большой работяга.
Главная инженер нашего завода Сидорова
пригласила всех на совещание.
Водитель трамвая Петрова был признан лучшей на маршруте.
В русском языке очень много сущ-ных, которые характеризуют различные качества человека. Значения многих из них вы еще и не знаете. Давайте ознакомимся с толкованием таких сущ-ных .
(слайд 13)
• Пустомеля – пустослов (тот, кто болтает вздор).
• Ябеда – 1)мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник.
• Тихоня – тихий, смирный человек.
• Соня – сонливый, любящий много спать человек.
• Плакса – тот, кто много и часто плачет.
• Лежебока – лентяй, бездельник.
• Непоседа – очень подвижный, суетливый, беспокойный ребенок.
• Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры.
• Неряха – неряшливый человек (неаккуратный, лишенный опрятности).
• Белоручка – тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной, грубой работы.
Подумайте, а когда можно использовать эти слова: когда говорим о хорошем человеке или о плохом?
(слайд 14) -Ребята на этих примерах мы убедились, что слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола. Подумайте, нет ли таких слов на татарском языке? (матурым, алтыным, аппагым, акыллым)
(слайд 15)
(Слайд 16) В каких строчках указаны слова не только общего рода.
(слайд 17) Отгадайте загадку. Найдите в ней спрятанное существительное общего рода.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (еж) недотрога – обидчивый, чрезмерно щепетильный человек)
(слайд 18) Игра «Переводчик»
1) Кто быстрее заменит слова в словосочетаниях синонимами?
2)По значениям слов угадайте слова общего рода, имеющие положительную эмоциональную окраску.
а) Очень трудолюбивый, старательный человек - (работяга, трудяга)
б) умный человек - (умница)
в) неопрятный, грязный человек – (грязнуля, неряха))
г) тот, кто много и часто плачет – (плакса)
д) рассеянный, невнимательный человек – (разиня),
е) человек, который зазнается- (зазнайка)
(Слайд 19) - Составьте 3 предложения с данными словами, употребляя их для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола.
1 ряд- со словами, которые характеризуют положительные качества человека,
2 ряд – отрицательные качества.
Сирота, молодчина, зазнайка, соня, плакса, умница, бедняжка, работяга
(слайды 20-21) Очень часто сущ-ные общего рода встречаются в произведениях УНТ: в пословицах, загадках, сказках. Но их также используют писатели в своих произведениях. Ребята, что вы знаете об И.А.Крылове, что он писал? Какие его басни вам знакомы?
В отрывке из басни И.А. Крылова выделено слово общего рода. Прочитай внимательно текст и определи, кого оно называет. Отметь правильный ответ.
1) Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
«Орёл и Пчела»
- Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Какое слово вам помогло определить род. Кто та бедняжка, которая трудолюбива и умна?
2) Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку...
«Волк на псарне»
- Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Кто этот серый?
Задание: спишите пословицы, существительные общего рода подчеркните.
На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская). Гуляка в молодости – скромен в старости (турецкая). Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская). Языком мастер, а делом – левша (адыгейская). Пьяница как курица: где ступит, там и клюнет (русская).
10. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие особенности имеют имена существительные общего рода?
Домашнее задание:
а) Упражнение 220 (1 гр), 218 – (2 гр.) (письменно).
б) Словарная работа. Найти значение слов невежа и невежда по толковому словарю. Придумать с этими словами предложения, применяя их к лицам мужского и женского пола.