Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



программа "Математика и конструирование"

Размещено: Светлана Анатольевна Филиппова - пн, 04/01/2010 - 20:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Филиппова С.А., Симдянова И.К.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №9,
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 
Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструктивно-практического характера. в основном это аппликации с использованием геометрических фигур. На уроках дети знакомятся не только с длиной, площадью и объёмом, но и учатся практически пользоваться линейкой, треугольником, циркулем.
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Программа курса «Математика и конструирование»

                                Пояснительная записка.

Программа по курсу «Математика и конструирование» рассматривает геометрический материал ныне действующей  программы 1 – 4 класс, но более углублен и расширен. На занятиях предусмотрено раскрытие основных понятий, терминов, определений на подсознательном уровне ребёнка, в результате сопоставления, сравнения, наблюдения, нахождения геометрических объектов в окружающей среде.

Материал преподносится детям в занимательной игровой форме, что активирует у детей познавательную деятельность.

Главная задача обучения младших школьников геометрии – это подготовка базы для изучения геометрии в среднем и старшем звеньях школы. Курс проводится как факультатив 1 раз в неделю.

Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструктивно -практического характера. В основном это аппликации с использованием геометрических фигур. На уроках дети знакомятся не только с длиной, площадью и объёмом, но и учатся практически пользоваться линейкой, треугольником, циркулем. Широко используются трафареты с различными геометрическими фигурами. 

Спецкурс лучше начать проводить со 2 класса.

Первый год обучения ставит цели:

Ø Сформировать у учащихся основные базовые понятия, такие как: «точка», «линия», «отрезок», «луч», «углы», «треугольники», «четырёхугольники»;

Ø Научить сравнивать, анализировать;

Ø Вырабатывать умение правильно пользоваться карандашом, линейкой, циркулем.

Второй год обучения ставит целью:

Ø Дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее;

Ø Знакомство с буквенной символикой;

Ø Научить применять формулы при решении геометрических задач;

Ø Привить навыки пользования циркулем, транспортиром;

Ø Находить  периметр геометрических фигур.

Третий год обучения ставит целью:

Ø Познакомить учащихся с понятием высота, медиана, биссектриса, их построениями;

Ø Определять площади геометрических фигур, с применением формул;

Ø Познакомить с геометрическими телами.

Формирование основных понятий:

Основные понятия:

Точка. Линия. Общее понятие. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Сравнение длин отрезков. Кривая линия. Сходство и различие.

Углы. Луч. Угол. Прямой, острый, тупой углы. Развёрнутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов).

Треугольники.  Виды треугольников. Сравнение треугольников. Построение треугольников. Составление треугольников из других геометрических фигур.

Четырёхугольники.  Четырёхугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Прямоугольник. Виды четырёхугольников. Сходство и различие.

 

Программа.

2 класс (34 часа)

Наглядность у детей:

Ø Геометрическая мозаика

Ø Трафареты

Ø Дидактический набор

 

1.     Сравнение фигур по различным признакам. Аппликация «Гусеница»

2.     Сравнение фигур по различным признакам. Аппликация: цветок из геометрических фигур трафарета.

3.     Классификация фигур по размеру и форме. Аппликация «Цветок»

4.     Классификация фигур по форме. Ось симметрии.

5.     Треугольник. Аппликация «Кораблики на море»

6.     Геометрические фигуры. Обобщение. Работа с полосками «Ромашка»

7.     Сравнение фигур. Круг. Закладка для книг (геометрический орнамент)

8.     Сравнение фигур. Квадрат. Аппликация «Дерево»

9.     Геометрические фигуры. (обобщающее занятие). Ёлочка из бумажных полосок.

10.                       Симметричный орнамент. Аппликация «Орнамент»

11.                       Начальные геометрические понятия: точка и прямая. Аппликация          « Осенняя ветка»

12.                       Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведённых через одну точку и через две точки. Построение фигур из треугольников.

13.                       Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок. Аппликация  « Осьминожка из ладошки»

14.                       Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры. Составление аппликации самостоятельно, используя в качестве трафарета ладошку.

15.                       Квадрат. Диагональ квадрата. Аппликация «Бабочка»

16.                       Контрольная работа.

17.                       Окружность и круг. Аппликация «Снеговик»

18.                       Диаметр окружности. Изготовление ребристого шара.

19.                       Окружность и её элементы. Строим орнамент с помощью циркуля и раскрашиваем цветными карандашами.

20.                       Внутри и снаружи. Базовые формы оригами. (треугольник, дверь, стрела, конверт)

21.                       Замкнутая или незамкнутая. Базовые формы оригами. (дом, водяная бомбочка, рыба)

22.                        Луч, угол, вершина угла. Базовые формы оригами (квадрат, катамаран)

23.                       Прямой угол. Виды углов. Базовые формы оригами (птица, лягушка)

24.                       Виды углов, сравнение углов. Оригами «Тюльпан»

25.                        Треугольник,  вершина, стороны. Аппликация « Разноцветная игрушка»

26.                       Виды треугольников. Оригами «Лебедь»

27.                       Построение треугольников. Составление из треугольников других фигур.

28.                       Четырёхугольники. Виды четырёхугольников. Виды симметричного вырезания.

29.                       Четырёхугольники. Вершины, стороны, диагональ. Виды симметричного вырезания.

30.                       Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Виды симметричного вырезания.

31.                       Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды симметричного вырезания.

32.                       Сходство и различие четырёхугольников. Подвижная геометрическая игрушка «Калейдоскоп».

33.                        Сходство и различие четырёхугольников. Подвижная геометрическая игрушка «Калейдоскоп».

34.                       Контрольная работа.

 

3 класс (34 часа)

1.     Обозначение буквами точек, отрезков, лучей, вершин, углов. Виды  соединений.

2.     Латинский алфавит.  Щелевое соединение. Изделие из двух заготовок.

3.     Прямая линия. Щелевое соединение. Изделия из нескольких заготовок.

4.     Параллельные и пересекающиеся прямые. Щелевое соединение. Цыплята.

5.     Отрезок. Соединение плетением. Шахматное плетение.

6.     Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Соединение плетением. Фигурное плетение.

7.     Разность отрезков. Соединение плетением. Плетение уголками квадрата.

8.     Замкнутая линия -  многоугольник. Мозаика.

9.     Контрольная работа.

10.                       Нахождение длины ломаной. Оригами «Лилия»

11.                       Периметр треугольника. Аппликация из геометрических фигур.

12.                       Нахождение стороны треугольника по периметру и двум сторонам. Изделия из полос. Пингвин.

13.                        Периметр квадрата. Нахождение стороны по известному периметру. Объёмные фигуры. Конструирование из цилиндра.

14.                       Периметр многоугольника. Объёмные фигуры. Конструирование из конуса.

15.                       Формулы нахождения периметра. Оригами «Шар».

16.                        Формулы нахождения периметра. Оригами «Шар»

17.                       Контрольная работа.

18.                       Площадь фигуры. Бумагопластика.

19.                       Нахождение площади фигуры по формуле. Бумагопластика.

20.                       Нахождение площади сложной фигуры. Бумагопластика. « Морские глубины»

21.                        Нахождение площади сложной фигуры. Бумагопластика. «Избушка на курьих ножках»

22.                       Круг, окружность, овал. Бумагопластика. «Цветы»

23.                       Сходство и различия. Объёмные изделия. Фигурки человека.

24.                       Построение окружности. Объёмные изделия. Строительные сооружения.

25.                       Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Объёмные изделия. Транспортные средства.

26.                       Контрольная работа.

27.                        Деление круга на 2 и 4 части. Аппликация « Цветок»

28.                        Деление круга на 3 части. Гирлянда из листьев.

29.                       Деление круга на 6  частей. Змея из колец.

30.                       Деление круга на 12 частей. Изготовление модели часов.

31.                        Составление круга. Изготовление модели часов.

32.                       Деление отрезка пополам с помощью циркуля. Вертушка.

33.                       Углы. Величина угла. Транспортир. Подвеска.

34.                       Контрольная работа.

 

4 класс (34 часа)

1.     Углы. Величина угла. Транспортир. Орнамент из геометрических фигур.

2.     Углы. Величина угла. Транспортир. Аппликация « Осень»

3.     Треугольники. Высота треугольника. Орнамент из цветов.

4.     Треугольники. Биссектриса. Орнамент из цветов.

5.     Прямоугольный треугольник. Аппликация « Паровоз»

6.     Катет и гипотенуза треугольника. Узор декоративно – прикладного направления.

7.     Катет и гипотенуза треугольника. Узор декоративно – прикладного направления.

8.     Составление из треугольников других фигур. Оригами «Кошка»

9.     Контрольная работа.

10.  Параллелограмм, ромб, трапеция. Диагонали и их центр. Ажурная закладка.

11.  Сходство этих фигур и различие. Аппликация « Бульдозер»

12.  Периметр и площадь. Узор с кантом на квадрате.

13.  Сравнение периметра и площади. Аппликация « Домик»

14.  Нахождение площади с помощью палетки. Узор с кантом на круге.

15.  Площадь треугольника. Аппликация « Друзья на празднике»

16.  Площадь квадрата, прямоугольника. Аппликация из бумаги, сложенной гармошкой.

17.  Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. Игольница «Цветок»

18.   Контрольная работа.

19.  Понятие объёма. Ёлочная подвеска «Зимнее солнышко»

20.  Геометрическое тело. Квадрат и куб. Объёмная  игрушка.

21.   Построение пирамиды. Объёмная игрушка.

22.  Прямоугольник и параллелепипед. Конструирование из спичечных коробок.

23.  Построение параллелепипеда. Конструирование из спичечных коробок.

24.   Сходство и различие. Фонарик.

25.  Контрольная работа.

26.   Круг, прямоугольник и цилиндр. Узор с кантом на овале.

27.   Круг, прямоугольник и цилиндр. Сюжетная картинка «Покорение космоса»

28.  Сходство и различие этих фигур. Аппликация « Под парусом»

29.  Построение цилиндра. Конструирование и плетение из бумаги. Бумажные корзиночки.

30.  Конус.  Объёмная игрушка.

31.  Пирамида. Объёмная  игрушка.

32.  Пирамида. Объёмная игрушка.

33.  Шар. Гофрированный шар.

34.  Контрольная работа.

К концу первого года обучения дети должны:

·        Иметь представление о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;

·        Знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их  и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;

·        Различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырёхугольник, круг;

·        Различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;

·        Уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить окружность с помощью циркуля;

·        Уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться трафаретной линейкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;

·        Уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;

·        Уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.

К концу второго  года обучения дети должны:

·        Владеть терминами, изученными в первый год обучения;

·        Усвоить новые понятия такие как: круг, окружность, овал, многоугольник, транспортир, радиус, диаметр;

·        Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе;

·        Уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля;

·        Знать и применять формулы периметра различных фигур;

·        Строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника;

·        Делить круг на 2,3,4,6,8,12 равных частей с помощью циркуля.

 

К концу третьего года обучения дети должны:

·        Владеть терминами: высота, медиана. Биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, палетка, параллелепипед, площадь, цилиндр;

·        Уметь строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников;

·        Строить ромб, находить центр;

·        Уметь находить различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул;

·        Различать и находить сходство:

a)     Квадрат, куб, строить куб;

b)    Треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед;

c)     Круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр.

 

 

 

Литература:

1.     С.И.Волкова «Математика и конструирование», Москва, «Просвещение», 2008 г.

2.     С.И.Волкова «Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование», Москва, «Просвещение», 2004г.

3.     В.Т.Голубь «Графические диктанты», Москва, «ВАКО» ,

4.     2004г.Н.Ф.Штейнле «Технология», 3 класс, Волгоград, «Корифей», 2005г.

5.     М.А.Давыдова «Поурочные разработки по технологии», Москва, «ВАКО», 2008г.

6.     Т.В.Жильцова, Л.А.Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», Москва, «ВАКО», 2004г.

7.     М.А.Гусакова «Аппликация», Москва, «Просвещение», 1982г.

8.     Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги», Ярославль, «Академия развития», 1999г.

9.     М.И.Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги», Ярославль, «Академия развития», 2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое описание: 
данная программа по курсу "Математика и конструирование" рассматривает геометрический материал ныне действующей программы 1-4 класс, но более углубленно и расширенно. на занятиях предусмотрено раскрытие основных понятий, терминов, определений на подсознательном уровне ребёнка, в результате сравнения, сопоставления, наблюдения, нахождения геометрических фигур в окружающем мире.

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн