Каждый урок – это маленькое путешествие в страну знаний. Мы сегодня с вами отправляемся в волшебную страну – страну сказок. Но сначала давайте познакомимся. Меня зовут Гульнур Фатыховна. Живу я далеко от Йошкар – Олы, в Параньгинском районе. Работаю в Куянковской средней школе (С. №1).Преподаю татарский язык и литературу. И сегодня я постараюсь немножко приобщить вас к татарскому языку и литературе. Куянково от слова – Куян. Может кто – нибудь знает значение этого слово. Что означает слово куян? Может кто – то догадается? (Показ эмблемы). Это – эмблема нашей школы. Какой красивый зайчик – куянчик! (С. №2)
(С.№3)Учу я таких же, как и вы, умных и талантливых детей. Они у меня разговаривают на родном татарском языке, знают и русский, и английский и немного марийский. Мои пятиклассники, узнав, что я еду к вам, передали вам подарок – волшебный сундучок.
Давайте посмотрим, что у нас в волшебном сундучке?
Учащиеся написали вам письмо. «Привет всем! Сэлам! Салам лийже! Так же, как и вы, мы учимся в 5 классе. Живем очень дружно! Занимаемся спортом, активно участвуем во всех делах школы. Любим рисовать, петь, плясать, но больше всего на свете мы любим сказки.(С.№4) А вы , друзья, любите сказки?»
Учитель.Ребята! Вы любите сказки? Тогда этот урок посвятим сказкам, не только русским, но и татарским. Сначала проверим, какой у вас багаж знаний о сказках. Далее в письме, мои пятиклассники задают вам вопросы.
Назгуль(С.№5). Скажите пожалуйста, когда возникли народные сказки и кто их автор?
( Народные сказки возникли в далекой древности. Тогда еще не было письменности. Автором народных сказок является народ.)
Учитель. Какие типы сказок вы знаете? (волшебные, сказки о животных и бытовые).
Ильзия(С.№6). Какой зверь самый популярный в сказках о животных? (Лиса).В татарских сказках толке.
Учитель. Спасибо, ребята. Мы убедились, что вы очень много знаете о сказках, молодцы!
Действительно, сказки – это чудесные и невероятные события, которых нет в жизни. Здесь животные говорят человеческим голосом, летают ковры – самолеты, за одну ночь ткутся красивые ковры, строятся золотые дворцы.
Динара(С.№15)Динара – юный художник, ко всем прочитанным сказкам она делает иллюстрации. Динара прислала вам свои рисунки.
попробуйте по этим рисункам сочинить сказку.
Работаем в группах (в парах). (Дети отвечают по рисункам )
Учитель. Ребята, ваши сюжеты оказались очень близкими по содержанию со сказкой, которую написал великий татарский поэт Габдулла Тукай (работа с книгой). Сказка называется «Су анасы» («Водяная»). Сначала несколько слов об авторе. (С.№16)В деревне Кушлауч Арского района Республики Татарстан, в домике под соломенной крышей, в семье муллы Мухамммедгарифа 26 апреля 1886 года появился на свет Габдулла Тукай. Уже к четырем годам Тукай становится круглым сиротой. Жил он всего лишь 27лет. Но он оставил нам свои замечательные стихи и сказки. Давайте с вами прочитаем эту сказку. Я начну, а вы продолжите.
Вопросы:
1.Сказка вам понравилась? Чем понравилась вам сказка?
2.Как вы думаете, что нам хотел сказать автор?
3.Хотели бы вы похожими на главного героя? Почему?
Физкультминутка.Устали. Ребята? Давайте немного отдохнем. Медведь – аю, зайчик – куянчик. Как они ходят?
А сейчас посмотрим мультфильм по сказке Габдуллы Тукая «Су анасы»(Отрывок)(С.№17).
Учитель. Что у нас еще в сундуке, давайте посмотрим. Еще одна книга. Ну – ка – вместе прочитаем. Габдулла Тукай. «Шурале»(С. №18 – 19).
В незапамятные времена жил – был один дровосек. Пошел он как – то в лес за дровами и встретил шурале – лесного лешего. А хвост у шурале длинный, на лбу рог торчит, а пальцами он так и шевелит, так и шевелит. Как тебя зовут? – спрашивает шурале у дровосека. А сам знай себе хохочет. Как зовут? Былтыр – вот как зовут, - отвечает дровосек. (Былтыр- Вгодуминувший). А знаешь, Былтыр, давай пощекочемся, предложил Шурале. А что было потом, сами узнаете, прочитав эту сказку. Это будет ваше домашнее задание. А книги я вам оставлю в подарок.
Зрительная гимнастика.Закрываем глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, раскрываем, расслабив мышцы глаз, посмотрим вдаль через окно на счет 1 – 6. Повторяем 4 – 5 раз.
Учитель.Посмотрим, что еще у нас осталось в сундуке? (С.№20 ). Мои ученики прислали вам буклет «Мой первый татарский словарь». Может когда – нибудь этот словарь кому – то в жизни пригодится. Послушайте, как правильно надо читать эти слова.
Әни мама
Әти папа
Әби бабушка
Бабай дедушка
Мин я
Син ты
Ул он (она)
Сәлам привет
Исәнмесез здравствуйте
Сау булыгыз до свидания
Рәхмәт спасибо
Яратам люблю
Мәктәп школа
Китап книга
Синең исемең ничек? Как тебя зовут?
Минем исемем Гөлназ. Меня зовут Гульназ.
Мин татарча сөйләшәм . Я разговариваю по – татарски.
Подведение итогов.
Учитель.
1.Ребята, понравился вам сегодняшний урок?А что именно понравилось?
2. Что нового узнали сегодня на уроке?
3.Как зовут автора сказок “Су анасы” и “Шурале”?
Ребята, вы мне тоже очень понравились.Спасибо вам за помощь и поддержку в проведении этого урока. Вы показали хорошие знания, очень старались и поэтому и всем за урок ставлю оценку “5”. .Я вас очень полюбила, для вас в нашем сундуке приготовлен подарок.Это – чак – чак. Чак – чак – татарское народное блюдо. Оказывается, слово «чак – чак» есть и в марийском языке и переводится как «очень близко- близко». Как видите, зернышки этого чак – чака находятся очень близко друг к другу. Вот точно также все народы нашей многонациональной республики и во всем мире должны жить в дружбе и согласии. Спасибо за урок. Рэхмэт!