Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Правописание согласных в корне слова. По учебнику О.В.Загоровской.

Размещено: Светлана Юрьевна Бабич - сб, 16/01/2010 - 00:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бабич Светлана Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ лицей №11 учитель русского языка и литературы
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
совершенствовать навык написания согласных в корне слова, углубив и обобщив знания по теме; - совершенствовать умение выделять главное в изучаемом материале; - развивать коммуникативные умения и навыки; - воспитывать любовь к слову, языку.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

Урок-практикум

Тема. Правописание согласных в корне слова.
Цель: - совершенствовать навык написания согласных в корне слова, углубив и обобщив знания по теме;
  - совершенствовать умение выделять главное в изучаемом материале;
  - развивать коммуникативные умения и навыки;
  - воспитывать любовь к слову, языку.
Оборудование. Мультимедиа проектор, презентации учащихся, словари русского языка.
 
ХОД УРОКА

I. Мобилизирующий этап.
II. Работа с текстом.
Учитель.
- Прочитайте и докажите, что это текст, назвав все признаки текста.
 Слайд 1. 
Утро застало нас у моря. О том, что ночью было опасно, что бушевал девятибалльный шторм, напоминали лишь водоросли, брошенные на гигантские кристаллические скалы. В окрестности их было так много, что кажется, как будто океан нарочно постлал здесь зелёный ковёр. У самой земли ещё влажно мерцает мелкая холодная изморось, а вверху небо уже кристально чистое.
 Вдруг брызнули первые лучи солнца, и миллионы бриллиантов заблистали везде: на ветках деревьев, на вспыхнувшей огнём перламутровой раковине, на узкой дорожке.
(1. Тематическая и композиционная целостность «Утро после бури», «Утро после шторма».
2. Структурная упорядоченность и членимость: состоит из предложений и абзацев, которые расположены в логической последовательности.
3. Смысловая и грамматическая связность (можно выделить несколько микротем: «Утро», «Окрестность после дождя», «Первые лучи солнца»).
4. Стилистическое единство текста: стиль – художественный, тип – описание.)
Учитель.
- Над какой темой работали на прошлом уроке? (Правописание гласных в корне)
Учитель. 
- Я просила вас составить тесты на тему «Правописание гласных в корне», пользуясь учебником О.В. Загоровской (кому трудно) или самостоятельно.
Учитель.
- Кто хочет защитить свой тест?
 Слайд 2. 
В каком ряду во всех словах пишется Е?
Учитель.
 - Почему ты составила тест именно таким образом? (Защита теста учеником).
Учитель.
- Кто еще?
Слайд 3. 
В каждой строке найдите лишнее слово.
 (Защита теста).
Слайд 4. 
Укажите верное написание слова.
(Защита теста).
Учитель.
 - В конце урока вы все сдадите свои тесты, я их проверю.
Учитель.
- Итак, мы повторили правописание гласных в корне.
Учитель.
- Еще раз обратимся к тексту.
Учитель.
-Я выдвигаю предположение, что вы знаете три правила о правописании согласных в корне. Ваша задача обосновать или опровергнуть мое предположение примерами из текста. (1) изморось, узкой, дорожки; 2) окрестность, солнце, гигантские; 3) миллионы, бриллиантов, девятибалльный)
Учитель.
-Можно ли считать, что все эти согласные пишутся по одному принципу орфографии? (Нет) (Удвоенные – по традиционному принципу, непроизносимые и проверяемые по морфологическому принципу)
III Сообщение темы и цели
Учитель.
- Итак, задача нашего урока обобщить и уточнить знания о правописании согласных в корне.
IV Закрепление
Учитель.
- Обратимся к упражнению 56
- Посмотрите, обратив внимание на буквы, которые надо вставить.
- Какое правило надо знать, чтобы выполнить это упражнение?
- Я бы обратила ваше внимание на пятое предложение.
- Как вы думаете, почему? (т.к. встречаются слово изморось)
- Докажите, что существует слово изморозь?
- К какому словарю надо обратиться? (Толковому)
- Зачитаем лексическое значение.
- Запишите два предложение.
1. Дождь утратил постоянство и шел порывами, переходя то в ливень, то в изморось.
2. Деревья, покрытые изморозью, выглядели сказочно
(В запушенные изморозью окна пробивался розоватый сумеречный свет.)
Учитель.
- Обратимся к тексту. Докажите, верно ли записано слово «изморось» в тексте? (Да, вода, влажные капли, море после шторма).

Учитель.
- Мы еще раз подчеркнули с вами смысловое единство текста, которое достигается использованием тематической группы слов.
Слайд 5. 
Летали впереме…ку; посажены впереме…ку
Учитель.
- Как вы думаете, какие буквы надо вставить на месте пропусков? Почему? Приведите примеры предложений. Докажите. 
Учитель.
- Запишем два предложения.
1. Захар хранил в шкафу на полке обувные щетки, ваксу, мыло вперемешку с чаем, сахаром, лимоном.
2. Высокие березы здесь были посажены вперемежку с приземистыми елями.
Учитель.
- Итак, какое правило мы повторили?
- Я взяла наиболее трудные случаи. Над тем, что не вызывает особой трудности в написании, вы поработаете дома.
Учитель.
- Прочитайте упражнение 58. На какой орфограмме основано это упражнение?
- Прочитайте теоретический материал на странице 40, скажите, что в нем для вас показалось интересным. (Искусный, яство, ровесник, сверстник)
 
Учитель.
- О словах «искусный» и «искусственный» мы достаточно много говорили в 9 классе.
Учитель.
- Давайте обратимся к этимологическому словарю, чтобы уточнить для себя слова.
Яства (ясти) кушанья
Шествовать (шестие) идти
Учитель.
- Слово «яства» произошло от старославянского «ясти», потому его нельзя проверять словом «явь», так как оно имеет другое значение, 
Слово «шествовать» произошло от старославянского «шестие».
Учитель.
- А давайте вспомним, как в 9 классе многие из вас слово «прежний» написали с д, проверив словом «прежде». Почему этого нельзя делать?
( «прежний» - русское слово, «прежде» - старославянское, русскому ж соответствует старославянское жд)
Учитель.
- А теперь выполним упражнение 57. Прочитайте про себя задание. Кому оно показалось непонятным, поднимите руку. Какие слова вам показались непонятны? (девственный) это слово многозначное. Например: девственный лес. Откройте толковый словарь и прочитайте второе значение этого слова. Выполним по вариантам.
I вариант – до слова «громоздкий»
II вариант – от слова «громоздкий», дополните «безмолвствовать»
Учитель.
- Я дополняю вам это слово не потому, чтобы у обоих вариантов было поровну, а вследствие того, что оно часто встречается, и многие допускают в нем ошибку.
- Обменяемся тетрадями, проверим работы. Кому трудно, обратитесь к слайду.
Слайд 6.
Учитель.
- В каких словах допущены ошибки? Как докажем?
Учитель.
- Мы повторили орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова», навык написания вы закрепите, выполняя домашнее упражнение.
Учитель.
- Мы с вами сказали, что написание удвоенных согласных не на стыке морфем, а в корне главным образом связано с традиционным принципом орфографии.
- Прочитайте теоретический материал на странице 41. Правильный ли вывод мы сделали? На что вам следует обратить особое внимание? (На раздел «Запомните»)
- Что мы уточнили в нем?
- Обратимся к тексту. Почему два однокоренных слова записаны по-разному? (Надо запомнить)
Учитель.
- Я даю вам право выбрать для закрепления упражнение 61 или 62.
(Я бы выбрала упражнение 61, так как оно дает мне возможность не только запомнить написание удвоенных согласных, но и уточнить лексическое значение слова)
Учитель.
- Я согласна. Но одно условие. Добавьте к заданию два своих примера.
- Кому трудно, обратитесь к толковому словарю.
- Проверяем выборочно. (Учитель читает значение 2 и 8 своих слов с удвоенной согласной. Затем дети читают значения своих слов с удвоенной согласной.)
Резервное задание. Слайд 7.
Учитель.
- Прочитайте предложение. Обратите внимание на слово «гуманизм». Верно ли употреблено оно в данном предложении? (Гуманизм и корысть являются словами-синонимами.)
Учитель.
- Составьте предложение так, чтобы слово соответствовало своему лексическому значению. (Гуманизм – отличительная черта русского народа.)

V Итог
Учитель.
- Правописание каких орфограмм мы закрепили?
- Чем полезен для вас сегодняшний урок?
(Я убедился, что тесты можно составлять различными способами… 
Я уточнил… 
Я открыл… 
Я отметил, что ...
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
VI. Домашнее задание
Учитель.
- Хочу как всегда подчеркнуть и еще раз обращаю ваше внимание на то, что каждый из вас должен определить для себя тот материал из трех орфограмм, над которым ему больше всего надо поработать.
  Часть 1. Параграф 21, упражнения 59, 60, 62, 63. Составить тесты.


 

Краткое описание: 
Конспект урока. Презентация Power Point

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн