-расширение кругозора учащихся; развитие речи, творческих способностей.
Задачи:
-воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, к устному народному творчеству ;
-развивать творческие способности, желание выступать перед зрителем;
-приучать вниманию к слову, к творчеству.
Оборудование:компьютерная презентация, рисунки учащихся, выставки книг, сочинения учащихся, «Книга зимы»
Тип урока– защита проекта.
План урока.
1.Организационная часть.
Сообщение темы и целей урока.
Прозвенел урок, начинается урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все в порядке! Хорошо.
Так оно и быть должно.
Сегодня на уроке мы подведем итог нашей проектной работы «Книга зимы». В эту книгу мы поместили приметы зимы, загадки, пословицы, репродукции картин русских художников, рисунки, наши сочинения, авторские стихотворения. Вот она долгожданная наша книга – предмет наших творений. Помогали в оформлении книги Сафина Н, Тимургалиев Р, Хисматуллин Р, Ахметшин Р., Ахмадуллин Р.Это группа оформителей.
Итак, открываем нашу книгу(1-й слайд).
Волшебной сказкой делая
Деревья и дома,
Пришла к ребятам белая-
Пребелая зима.(2-й слайд).
Зима – самое загадочное время года. Этому времени года посвятили свои картины наши великие художники(демонстрация слайдов 3-11 с картинами художников):
И.И.Шишкин «Зима», М.В.Васнецов «Снегурочка», А.Н.Попов «Декабрь», «Зимняя сказка», Ю. Голенков «Зима в лесу», Г.Олиферов «Зимняя избушка»
Комментарий к картинам:
1.Замели тропу метели.
Тишина в лесу.
Груду снега лапы елей
Держат на весу.
2.А кругом белее бели
Пух летит с небес.
Под баюканье метели
Сладко дремлет лес.
3. Осторожней, слышишь, птица?!
Вон из-за куста
Смотрит рыжая лисица,
Смотрит неспроста!..
4.Под снегом глубоким наш край,
Под пухом летучих порош.
Коль не был в лесу, побывай-
Зимой он на диво похож!
5.Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася она.
2. Беседа «Приметы дают ответы»(слайд 12).
Первая страница –«Приметы зимы».
-Кто придумал приметы?
-Почему нужно было их знать?
-Прошли два зимних месяца. Какая нынче зима?
-Можно ли заранее что-то сказать о лете, об урожае?
-По каким приметам можно узнать, какая будет завтра погода?
-А какие приметы подскажут нам о метели?
Почему сейчас люди так мало знают примет?
Перед тем, как приступить к работе над проектом мы провели опрос. В опросе участвовало 60 человек. Это наши родители, соседи, братья и сестры. От них мы узнали 12 примет зимы, 3 загадки, 4 пословицы. Затем мы отправились в библиотеку. Мы нашли 70 примет зимы.
3.Словарная работа.
Ставнискрипят зимой – к оттепели.
Ставни –
-Что такое ставни? Где вы видели их? Почему раньше были ставни, а сейчас нет?.
Курица летает по избе – к морозу.
-Почему курица летает по избе?. Объясните.
Молодцы. Вы узнали много примет. Надеюсь, впредь вы будете внимательно наблюдать за природой и за погодой.
4.Информация из прессы (обсуждение газетной статьи).
В газете «Ирек майданы» есть интересная статья. Вот какой эксперимент проводит житель Аркского района. 13 декабря ровно в полдень он зарывает под снег пучки соломы разных сельскохозяйственных культур. Через 6 дней выкапывает. Если солома чуть позеленела и набухла – значит будет хороший урожай. В этом году, по его подсчетам, ожидается хороший урожай. Этим методом он пользуется уже с 1975 года, и испытанный метод ни разу егот не подводил. На этот год он предсказывает хороший урожай огурцов, помидоров и картофеля.
5. Работа над 4-й страницей книги. «Загадки»(слайды 13, 14)
Загадывание друг другу загадок о зиме, о зимних явлениях в природе.
Кто назовет загадку последним, тот и победитель.
-В нашей копилке 34 загадки. Больше всех загадок нашел Фатыхов Нуршат.
Он будет загадывать первым. Поиграем в «Аукцион».Победит тот, кто загадает последнюю загадку.
6. 5-ая страница «Пословицы»(слайды 15,16)
Беседа «Пословица ввек не сломится». В нашей книге 45 пословиц. Объясните мне, пожалуйста, значение следующих пословиц(слайд):
Мороз не велик, да стоять не велит.
В зимний холод всякий молод.
Не то снег, что метет, а что сверху идет.
Холоду с голодом не сдружно. Холод не терпит голоду.
Зимой тулуп всякому люб.
Если б не мороз, то овес бы не вырос.
Игра «Продолжи»(учитель называет начало пословицы, дети – конец).
7. 6 – страница «Скороговорки» (слайд 17,18)
Благодаря Хисматуллину Рамилю появилась еще одна страница в нашей книге.
Работа над произношением. Скороговорка «Мороз, мороз..»
8. 7 – страница «Шедевры нашего творчества»(слайды 19)
Чтение сочинений о зиме.
9. 8- страница«Стихи о зиме». (слайд 20, 21)
Открывает эту страницу Ахмадшин Зульфат. Итак, предлагаем вашему вниманию стихотворение «Зима» в исполнении автора. Следующее авторское стихотворение Шодиевой Сурае «Здравствуй, зима!»
(Далее дети читают наизусть стихотворения марийских и русских поэтов о зиме).