Интегрированный урок "Землетрясения. Происхождение землетрясений"
Submitted by Надежда Юрьевна Иволгина on Fri, 22/01/2010 - 16:16
Учитель ОБЖ:На прошлом занятии мы говорили о ЧС природного характера - ураганы, бури, смерчи и действиях населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь и смерчей.
Давайте проверим ваши знания по прошлой теме. (работа с тестами)
Учитель ОБЖ: Сегодня мы начинаем изучение другого природного явления, которое может привести к возникновению ЧС. Послушайте внимательно стихотворение Низами и подумайте - о каком природном явлении идет речь?
Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…
Ответы учащихся: О землетрясении.
Учитель ОБЖ:А как вы понимаете слово «землетрясение»? (Слайд 3)
(ответы учащихся)
Учитель ОБЖ:Человек – это часть природы. Несомненно, что она дала нам жизнь. Но, зачастую, она-же ее и отнимает. Природные катастрофы забирают жизни сотен тысяч человек каждый год. Ураганы, наводнения, оползни, но самое серьезное стихийное бедствие – землетрясение. Ни один другой катаклизм не делает столько разрушительных последствий и не приносит столько жертв, как землетрясения. Фото их разрушений облетают весь мир, перепечатываются из газеты в газету. Сообщения о них ужасают слушателей и не дают остаться равнодушными.
Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.
(Слайд 4)
Учитель ОБЖ:Давайте прочитаем определение землетрясения. (Слайд 5)
Учитель географии:Причины землетрясений до конца не выяснены. В 18 веке ученые сделали выводы о том, что сотрясаются молодые участки земной коры в результате смещения горных пород по разлому. Чем больше разлом, тем больше сила подземного толчка. В некоторых районах землетрясений проходят довольно часто. Эти районы называются сейсмически активными (от греческого слова «сейсмос»: землетрясение).
Давайте рассмотрим причины возникновения землетрясений.
В недрах земли постоянно происходят сложные процессы накопления энергии, высвобождение которой и вызывает сейсмический толчок. Момент высвобождений этой энергии, которую принято называть энергией тектонических процессов, связывают с движением плит, на которые разбита земная кора. На границах между плитами могут происходить три явления: в одних случаях плиты раздвигаются, в других — сдвигаются или скользят одна относительно другой.(Слайд 6)
В месте столкновения двух плит происходит деформация земной поверхности с выделением накопленной энергии. Землетрясения подобного типа называются тектоническими. Иногда случаются землетрясения во внутрённих частях плит — так называемые внутриплитовые землетрясения. Они возникают из-за развития деформации (накопления энергии) в плитах, вызванной давлением на их краях.
Основными плитами земной коры являются: (записывают в тетрадь)
- Американская, Антарктическая, Африканская, Евразийская, Индийская и Тихоокеанская. Всего насчитывается около 20 плит, на которых расположены целыё страны, континенты, моря и океаны. Зоны стыков этих плит известны. Именно там расположены области наиболее активных сейсмических явлений.
(Меловая схема «Классификация землетрясений по причинам их возникновения»)
Землетрясения:
1. Землетрясения природного происхождения
2.Землетрясения, вызванные деятельностью человека
3.Тектонические
4.Вулканические
5.Обвальные
6. Краевые (на краях тектонических плит)
7. Внутриплитовые
Учитель географии:В России чаще всего землетрясения возникают в районе Тихого океана, на Курило-Камчатской дуге. Многие считают, что землетрясения происходят в тех районах, где есть горы. Но это не так. В нашей стране нет места, где бы когда-то не произошло сильное землетрясение.
Существует часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений — это Антарктида (записать в тетрадь). Можно сказать, что это своего рода сейсмическая загадка, так как в Антарктиде есть и молодые горы, и действующие вулканы.
Учитель ОБЖ:У каждого землетрясения есть свой очаг и эпицентр.
(Слайд 7- зачитать вслух)
Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие сейсмические волны.
(Слайд 8- зачитать вслух)
Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.
(Слайд 9- зачитать вслух)
А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью.
Учитель ОБЖ:По интенсивности и глубине очага создана 12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера).
(Слайд 10)
Условно землетрясения подразделяются на:
• Слабые - 1-3 балла
• Умеренные - 4 балла
• Довольно сильные – 5 баллов
• Сильные – 6 баллов
• Разрушительные - 8 баллов
• Опустошительные – 9 баллов
• Уничтожающие – 10 баллов
• Катастрофические – 11-12 баллов.
Возьмем для примера 3 фрагмента.
4 балла. Умеренное землетрясение.
Сотрясения ощущаются внутри здания многими людьми, под открытым небом – немногими. Спящие могут проснуться. Колебания схожи с сотрясением, создаваемым проезжающим тяжело нагруженным грузовиком. Дребезжат окна, двери, посуда, скрипят полы и стены. Висячие предметы слегка раскачиваются. Будут ли разрушения при таком землетрясении?
7 баллов. Очень сильное землетрясение.
Люди пугаются, выбегают из помещений, многие с трудом удерживаются на ногах. Самостоятельно звонят большие колокола. В стенах каменных зданий появляются трещины, отдельные строения разрушаются. Возможны оползни, небольшие горные обвалы, трещины на дорогах.
11 баллов. Катастрофа.
Разрушаются кирпичные здания, мосты, железнодорожные пути. Шоссейные дороги приходят в негодность. Ломаются деревья. Животные мечутся.
Учитель ОБЖ:Предсказывать землетрясения очень сложно. Но есть признаки, по которым можно определить приближающееся землетрясение. Это - следующие явления: запах газа в районах, где раньше этого не отмечали; вспышки в виде рассеянного света зарниц; искрение близко расположенных (но не соприкасающихся) электрических проводов; голубоватое свечение внутренней поверхности домов. (Слайд)
Изменения в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение: собаки воют, лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения.
Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах.
Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Слайд 11)
Он помогает предсказать землетрясение и определить его силу.
Ученик 1:Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями.
Ученик 2:Современные сейсмографы представляют собой сложные электронные устройства. В них используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа — инерционное тело — груз на пружине. Этот груз подвешен к кронштейну, который жестко закреплен в твердой горной породе и поэтому приходит в движение при землетрясении. Барабан с бумажной лентой также прикреплен к корпусу сейсмографа. Когда почва колеблется, груз маятника отстает от ее движения. Сейсмические волны регистрируются пером на движущейся бумажной ленте. Запись сотрясений почвы называется сейсмограммой.
Учитель ОБЖ:Ежегодно приборы фиксируют несколько сотен тысяч землетрясений. Люди ощущают лишь около 10 тыс. землетрясений, из них примерно 100 бывают разрушительными.
Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержение вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.
Вот некоторые печальные факты: (Слайды)
1995 году – полностью разрушен город Нефтегорск. Из 3 тысяч его жителей погибли и были ранены свыше 2 тысяч человек.
Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1988 г. в 11 ч. 41 мин. В Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек.
Учитель ОБЖ:Ребята, ответьте на мои вопросы
- Для чего мы с вами на уроках ОБЖ изучаем эту тему?
- Где чаще всего происходят землетрясения и почему?
- Скажите, какие самые страшные последствия приносят землетрясения?
- Что мы можем сделать, чем помочь самим себе в этой ситуации?
- Значит, делаем какой вывод?
Вывод:Самое главное надо иметь знания, ведь от этого может зависеть жизнь ваша или близких вам людей.