Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок "Землетрясения. Происхождение землетрясений"

Фото пользователя Надежда Юрьевна Иволгина
Размещено: Надежда Юрьевна Иволгина - пт, 22/01/2010 - 16:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иволгина Надежда Юрьевна
Место работы, должность: 
Периксинский филиал МОУ Сатинской СОШ
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Цель урока: 
дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях, рассмотреть землетрясение как одну из ЧС природного характера, систематизировать усвоение учащимися знания в области ОБЖ и географии.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

 

1.     Ю.Л. Воробьев «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для  7 класса, М., Астрель 2007

2.     А.Г. Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии 6 – 9 классы», учебно-методическое пособие, М., Дрофа 2006

3.     В.А. Коринская «География» учебник для 7 класса, М., Дрофа 2006

 

Используемая методическая литература: 

А.Г. Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии 6 – 9 классы», учебно-методическое пособие, М., Дрофа 2006

Используемое оборудование: 

географическая карта материков, меловая схема «Классификации землетрясений на основе причин их возникновения», презентация, CD диск «Земля наш дом»

Краткое описание: 
Интегрированный урок ОБЖ и географии в 7 классе, дает понятие землетрясений и описание их происхождений.

 

 

Учитель ОБЖ:   На прошлом занятии мы говорили о ЧС природного характера - ураганы, бури, смерчи и действиях населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь и смерчей.

Давайте проверим ваши знания по прошлой теме. (работа с тестами)

 

Учитель ОБЖ:  Сегодня мы начинаем изучение  другого природного явления, которое может привести к возникновению ЧС. Послушайте внимательно стихотворение Низами и подумайте -  о каком природном явлении идет речь?

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.

Сотрясенье земли унесло города…

Все оковы небес разомкнуться смогли.

Свел разгул сотрясенья суставы земли,

Сжал он бедную землю в такие тиски,

Что огромные скалы разбил на куски…

 

Ответы учащихся: О землетрясении.

 

Учитель ОБЖ: А как вы понимаете слово «землетрясение»? (Слайд 3)

(ответы учащихся)

Учитель ОБЖ:   Человек – это часть природы. Несомненно, что она дала нам жизнь. Но, зачастую, она - же ее и отнимает. Природные катастрофы забирают жизни сотен тысяч человек каждый год. Ураганы, наводнения, оползни, но самое серьезное стихийное бедствие – землетрясение. Ни один другой катаклизм не делает столько разрушительных последствий и не приносит столько жертв, как землетрясения. Фото их разрушений облетают весь мир, перепечатываются из газеты в газету. Сообщения о них ужасают слушателей и не дают остаться равнодушными.

   Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.

(Слайд 4)

Учитель ОБЖ: Давайте прочитаем определение землетрясения. (Слайд 5)

Учитель географии: Причины землетрясений до конца не выяснены. В 18 веке ученые сделали выводы о том, что сотрясаются молодые участки земной коры в результате смещения горных пород по разлому. Чем больше разлом, тем больше сила подземного толчка. В некоторых районах землетрясений проходят довольно часто. Эти районы называются сейсмически активными (от греческого слова «сейсмос»: землетрясение).

Давайте рассмотрим причины возникновения землетрясений.

   В недрах земли постоянно происходят сложные процессы накопления энергии, высвобождение которой и вызывает сейсмический толчок. Момент высвобождений этой энергии, которую принято называть энергией тектонических процессов, связывают с движением плит, на которые разбита земная кора. На границах между плитами могут происходить три явления: в одних случаях плиты раздвигаются, в других — сдвигаются или скользят одна относительно другой.(Слайд 6)

В месте столкновения двух плит происходит деформация земной поверхности с выделением накопленной энергии. Землетрясения подобного типа называются тектоническими. Иногда случаются землетрясения во внутрённих частях плит — так называемые внутриплитовые землетрясения. Они возникают из-за развития деформации (накопления энергии) в плитах, вызванной давлением на их краях.

Основными плитами земной коры являются: (записывают в тетрадь)

 - Американская, Антарктическая,  Африканская,  Евразийская,  Индийская и Тихоокеанская. Всего насчитывается около 20 плит, на которых расположены целыё страны, континенты, моря и океаны. Зоны стыков этих плит известны. Именно там расположены области наиболее активных сейсмических явлений.

(Меловая схема «Классификация землетрясений по причинам их возникновения»)

 Землетрясения:

1. Землетрясения природного происхождения

2.Землетрясения, вызванные деятельностью человека

3.Тектонические

4.Вулканические

5.Обвальные

6. Краевые (на краях тектонических плит)

7. Внутриплитовые

 

Учитель географии: В России чаще всего землетрясения возникают в районе Тихого океана, на Курило-Камчатской дуге. Многие считают, что землетрясения происходят в тех районах, где есть горы. Но это не так. В нашей стране нет места, где бы когда-то не произошло сильное землетрясение.

   Существует часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений — это Антарктида (записать в тетрадь). Можно сказать, что это своего рода сейсмическая загадка, так как в Антарктиде есть и молодые горы, и действующие вулканы.

Учитель ОБЖ: У каждого землетрясения есть свой очаг и эпицентр.

(Слайд 7- зачитать вслух)

Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие сейсмические волны.

(Слайд 8- зачитать вслух)

Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

(Слайд 9- зачитать вслух)

А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью.

Учитель ОБЖ: По интенсивности и глубине очага создана 12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера).

 (Слайд 10)

Условно землетрясения подразделяются на:

        Слабые - 1-3 балла

        Умеренные - 4 балла

        Довольно сильные – 5 баллов

        Сильные – 6 баллов

        Разрушительные - 8 баллов

        Опустошительные – 9 баллов

        Уничтожающие – 10 баллов

        Катастрофические – 11-12 баллов.

Возьмем для примера 3 фрагмента.

4 балла. Умеренное землетрясение.

Сотрясения ощущаются внутри здания многими людьми, под открытым небом – немногими. Спящие могут проснуться. Колебания схожи с сотрясением, создаваемым проезжающим тяжело нагруженным грузовиком. Дребезжат окна, двери, посуда, скрипят полы и стены. Висячие предметы слегка раскачиваются. Будут ли разрушения при таком землетрясении?

7 баллов. Очень сильное землетрясение.

Люди пугаются, выбегают из помещений, многие с трудом удерживаются на ногах. Самостоятельно звонят большие колокола. В стенах каменных зданий появляются трещины, отдельные строения разрушаются. Возможны оползни, небольшие горные обвалы, трещины на дорогах.

11 баллов. Катастрофа.

Разрушаются кирпичные здания, мосты, железнодорожные пути. Шоссейные дороги приходят в негодность. Ломаются деревья. Животные мечутся.

Учитель ОБЖ: Предсказывать землетрясения очень сложно. Но есть признаки, по которым можно определить приближающееся землетрясение. Это - следующие явления: запах газа в районах, где раньше этого не отмечали; вспышки в виде рассеянного света зарниц; искрение близко расположенных (но не соприкасающихся) электрических проводов; голубоватое свечение внутренней поверхности домов. (Слайд)

Изменения в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение: собаки воют, лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения.

 Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах.

Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Слайд 11)

Он помогает предсказать землетрясение и определить его силу.

 

Ученик 1: Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями.

Ученик 2: Современные сейсмографы представляют собой сложные электронные устройства. В них используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа — инерционное тело — груз на пружине. Этот груз подвешен к кронштейну, который жестко закреплен в твердой горной породе и поэтому приходит в движение при землетрясении. Барабан с бумажной лентой также прикреплен к корпусу сейсмографа. Когда почва колеблется, груз маятника отстает от ее движения. Сейсмические волны регистрируются пером на движущейся бумажной ленте. Запись сотрясений почвы называется сейсмограммой.

Учитель ОБЖ: Ежегодно приборы фиксируют несколько сотен тысяч землетрясений. Люди ощущают лишь около 10 тыс. землетрясений, из них примерно 100 бывают разрушительными.

   Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержение вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.

Вот некоторые печальные факты: (Слайды)

1995 году – полностью разрушен город Нефтегорск. Из 3 тысяч его жителей погибли и были ранены свыше 2 тысяч человек.

Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1988 г. в 11 ч. 41 мин. В Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек.

Учитель ОБЖ: Ребята, ответьте на мои вопросы

- Для чего мы с вами на уроках ОБЖ изучаем эту тему?

- Где чаще всего происходят землетрясения и почему?

- Скажите, какие самые страшные последствия приносят землетрясения?

- Что мы можем сделать, чем помочь самим себе в этой ситуации?

- Значит, делаем какой вывод?

Вывод:  Самое главное надо иметь знания, ведь от этого может зависеть жизнь ваша или близких вам людей.

 

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 4.1, 4.2

 

 



На: Интегрированный урок "Землетрясения. Происхождение землетряс


нет презентации. Подскажите, где ее можно скачать.

 



Поиск

Loading

Оценка материала

...