Данные об авторе
Автор(ы):
Задорожная Надежда Михайловна
Место работы, должность:
МОУ "СОШ р.п.Соколовый, Саратовский район, Саратовская область", учитель.
Регион:
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Предмет(ы):
Обществознание
Цель урока:
раскрыть особенности общения и коммуникации, роль речи в процессе общения, невербальные средства общения; Формирование умений у учащихся применять теоретические знания в конкретных ситуациях; Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности, развитию общей культуры и культуры поведения
Тип урока:
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории):
21
Используемые учебники и учебные пособия:
Обществознание.Учебник для 10кл.общеобразоват.учреждений: профил.уровень; под ред.Л.Н.Боголюбова.-М.:Просвещение, 2008г.
Обществознание: практикум, пособие для 10кл.общеобразоват.учреждений: профил.уровень; под ред.Л.Н.Боголюбова.-М.:Просвещение, 2008г
Используемая методическая литература:
Методическое пос.: "Человек и общество"часть 1, 10 кл. под ред Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2004г.
Используемое оборудование:
интерактивная доска, мультимедиа
Краткое описание:
Урок - практикум.Задача- выяснить, что препятствует точному пониманию информации в процессе общения.На уроке используются:презентации(учителя и ученика), тренинг, проблемные вопросы, занимательные задачи,игра-эксперимент и тд.
Ресурс для профильной школы:
Ресурс для профильной школы
ü ü n 1. Орг. момент( 3 мин.)
2. Повторение (5-7мин .) (проецируются основные понятия темы в слайдах)
В начале Первой мировой войны британский офицер проходивший службу в Африке, получил депешу от командования:
«Объявлена война. Арестуйте всех врагов в вашем районе».
Спустя несколько дней офицер отрапортовал:
«Арестовал семерых немцев, троих американцев, четверых испанцев, пятерых французов, одного аргентинца и одного русского. Срочно сообщите, с кем мы находимся в состоянии войны.»
2. Коммуникативные барьеры . (тавтология) Исправьте ошибки
«другая альтернатива»
3. Коммуникативный самоконтроль.
игра -эксперимент"Неиспорченный телефон"(мет. пособ."Человек и общество"
для 10 кл. Л.Н.Боголюбов .2004г), анализ игры участниками.
5. Подведение итогов урока. Выводы по проблеме, оценка знаний учащихся.
6. Домашнее задание.Подготовить инструкцию для оратора, выступающего с лекцией по теме"Средства общения"
ü « совместное сотрудничество»
ü «абсолютно новый»
ü « промышленная индустрия»
ü «каждый в отдельности»
ü «тоска по ностальгии»
ü «свободные вакансии»
ü «прейскурант цен»
ü «противники мировой глобализации»
1.Актуальные проблемы (объяснить суть проблем)
Осуществление коммуникативных воздействий с использованием технических средств
n Трудности интерпретации невербального общения
n Сущность коммуникативной компетенции
n Проблемы диалогического общения
n Проблемы создания технологий эффективного общения в профессиональных сферах
n Преодоление опасности превращения человека в объект манипулирования
2. Сецифика информационного обмена :(дать определения понятиям) :( назвать, объяснить)
Коммуникация, общение, общение-отношения, воздействие на партнера, тезаурус, коммуникативные барьеры.
3. Средства общения
паралингвистическая истема, экстралингвистическая система,пространство и время.
4. Особенности общения в современном мире. (объяснить)
Сокращение времени передачи информации
n Увеличение объема информации
n Интернет
n Изменение структуры коммуникативного опыта
n Необходимость «достраивания» образа партнера по коммуникации и правил взаимодействия с ним
n Недостаток эмоциональной насыщенности, социальной ответственности
n «Чем больше информации, тем меньше смысла» А.Кончаловский
n Глобализация – «мировой информационный порядок» (насильственное распространение западных, североамериканских стандартов культуры по всему миру)
3. Постановка целей и задач урока, мотивация. 3 мин.
"Единственная роскошь - человеческое общение"
Ставиться задача: выяснить, что прпятствует пониманию информации в процессе общения.
4. Практикум. (20 мин.)
1 . Роль речи в процессе обмена информацией:
а)слайд : "Единственная роскошь - человеческое общение "(А.де -Сент Экзюпери, французский писатель) (раскрыть понимание фразы)
б) слайд: тренинг-перефраз - "Общение с помощью языка помогоает понять другого"
правила: 1. не искажать смысл высказывания
2.ни одно слово из заданного предложения не должно употреблятся в предлагаемых вариантах
в) слайд: согласитесь или опровергните-
" В речи важны три вещи: кто говорит, как говорит и что он говорит, прчем последнее имеет наименьшее значение" (Джон Морли, английский писатель)
г) слайд: коммуникационные ошибки. Какая коммуникационная ошибка допущена в следующей ситуации?