Подготовила и провела учитель начальных классов МОУ Уршельская СОШ
Колбасова Светлана Геннадьевна
Тема: Закрепление по теме «Задачи на движение»
Цели и задачи урока:
1. Закрепить умение решать задачи на движение арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи, используя знание зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)
2. расширить представления детей о различных средствах передвижения;
из них сильных учащихся -4 человека, средних-11 человек, слабых- 6 человек.
Используемые учебники и учебные пособия: Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.
Используемая методическая литература:
М. И., Бантова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 4 класс». – М.: Просвещение, 2004 Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике 4 класс. -М: "ВАКО" ,2008
Оборудование урока: компьютер, проектор, настенный экран, разноуровневые карточки с задачами, карточки с заданиями для работы в группах.
Используемые ЦОР: мультимедийная презентация
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Объявление темы и задач урока.
-Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока
(Слайд № 1).
-Сегодня на уроке мы будем решать задачи на движение, закрепим наши знания о скорости, времени, расстоянии и связи между этими величинами. Но урок наш будет необычным. Что нас ждёт на этом уроке, вы узнаете, выполнив следующие задания.
3.Устный счёт(Слайд № 2)
- найдите значение этих выражений;
-расположите ответы в порядке возрастания
(РАБОТА В ПАРАХ);
- под каждым числом запишите соответствующую
ему букву;
-прочитайте, какое слово получилось.
Итак, что же ждёт нас сегодня на уроке? (Слайд № 3)
4. Проверка д/з
Что должен взять с собой путешественник? (Рюкзак)
Рюкзаки у нас готовы. О них была домашняя задача. Давайте проверим, как вы её решили.
- А теперь скажите, что лежит в рюкзаках путешественников? (Ответы детей)
-Прежде чем отправиться в путешествие, нам просто необходимо решить вот эту задачу ) (Слайд № 4)
Рюкзак с вещами весит 9 кг. Две третьих
от этой массы составляет вес продуктов,
лежащих в нём. Хватит ли нам этих продуктов,
если для путешествия их нужно не менее пяти
килограммов?
Решение (УСТНО):
9:3∙2=6(кг)
Ответ: этих продуктов хватит для путешествия.
Ну вот, все в порядке. Можно отправляться в путешествие. На чём можно путешествовать? (Ответы детей)
-Посмотрите, на чём будем путешествовать мы. (Слайд № 5)
-Как вы думаете, какой из этих видов транспорта самый быстрый? (Ответы детей)
(Слайд № 6)
-На самолёте мы и начнём своё путешествие
- Приготовились! Взлетаем! (Динамическая пауза. Имитация полета самолёта под звуковое сопровождение) (Слайд № 7)
5. Работа с геометрическим материалом. Повторение пройденного о видах треугольников.
-Посмотрите, как далеко внизу осталась земля! (Слайд № 9)
-Земля с самолета очень похожа на план или чертёж. Например, вот такой.
(Слайд № 10)
-Какие фигуры вы видите на этом чертеже?
-Сколько на чертеже треугольников?
-Какие виды треугольников вы знаете.
-Назовите прямоугольные треугольники.
- Назовите остроугольные треугольники
- Назовите тупоугольные треугольники.
6.Закрепление знаний о связи скорости, времени и расстояния.
-Наш самолет идёт на посадку. (Слайд № 11)
Теперь мы будем передвигаться по земле.(Работа в группах)
Каждый ряд получает маршрутные листы с вопросами, на которые нужно ответить, чтобы продолжить путешествие. Правильный ответ выберете из данных и подчеркните. (РАБОТА В ГРУППАХ)
1 ряд
1) Какой буквой обозначается скорость?
vts
2) В каких единицах измеряется скорость?
км с м км/ч ч м/мин см м/с мин
3) Закончите предложение: «Чтобы найти скорость, нужно…»
расстояние разделить на время
скорость умножить на время
расстояние разделить на скорость
2ряд
1) Какой буквой обозначается время?
vts
2) В каких единицах измеряется время?
км с м км/ч ч м/мин см м/с мин
3) Закончите предложение: «Чтобы найти время, нужно…»
расстояние разделить на время
скорость умножить на время
расстояние разделить на скорость
3 ряд
1) Какой буквой обозначается расстояние?
vts
2) В каких единицах измеряется расстояние?
км с м км/ч ч м/мин см м/с мин
3) Закончите предложение: «Чтобы найти расстояние, нужно…»
расстояние разделить на время
скорость умножить на время
расстояние разделить на скорость
ПРОВЕРКА
Представители каждого ряда по очереди читают вопросы и ответы, которые выбрали.
(Слайд № 12)
7. Решение задач(УСТНО)
Решение простой задачи на нахождение
расстояния (Слайд №13)
Мы летели на самолёте 3 часа со скоростью 900км/ч.
Какое расстояние мы пролетели?
-О какой тройке величин идёт речь в задаче?
-Что неизвестно в задаче?
-Что нужно сделать, чтобы найти расстояние?
Решение: 900∙3=2700(км)
Ответ: мы пролетели на самолёте 2700 км.
-Дальше мы продолжим своё путешествие на поезде. (Слайд № 14)
Приготовились? Поехали! (Динамическая пауза. Имитация движения поезда под звуковое сопровождение)
(Слайд № 15) Решение задачи
Наш поезд за 4 часа прошёл 360 км,
проходя каждый час одинаковое
расстояние. С какой скоростью
он двигался?
-О какой тройке величин идёт речь в задаче?
-Что нужно найти в задаче?
-Я записала условие этой задачи с помощью таблицы и вот что у меня получилось.
V
t
S
4 ч
?км/ч
360км
В таблице с условием допущены ошибки
Дети должны заметить ошибки и исправить их.
-А теперь всё правильно? (Слайд № 16)
Давайте решим эту задачу.
-Как можно найти время?
Решение: 360:4=90(км/ч)
Ответ: поезд двигался со скоростью 90км/ч.
-Прямо с поезда мы
пересаживаемся в автомобиль. (Слайд № 17)
-Приготовились! Руки на руль! Поехали!
(Динамическая пауза. Имитация движения
автомобиля под звуковое сопровождение)
(Слайд №
-Какие бывают автомобили? (Ответы детей)
(Слайд № 19)
-Какие автомобили самые быстрые? А у каких скорость самая маленькая?
Решение задачи .
Учащиеся решают задачу САМОСТОЯТЕЛЬНО ( По рядам). (Слайд № 19)
Скорость грузовой машины 60 км/час, легковой – 90 км/час, спортивного автомобиля – 180 км/ч. Сколько времени потребуется каждой из этих машин, чтобы проехать от Москвы до Брянска, если расстояние между этими городами 360 километров
-О какой тройке величин идёт речь в задаче? Сколько простых задач в этой составной задаче? Какая величина будет одинаковой во всех трёх простых задачах? Что нужно узнать в каждой простой задаче? Как найти время?
(Слайд № 20)
РЕШЕНИЕ,
ПРОВЕРКА.
1 ряд
Решение: 360:60=6(ч)
Ответ: грузовой машине потребуется 6 часов.
2 ряд
Решение: 360:90=4(ч)
Ответ: легковой машине потребуется 4часа.
3 ряд
Решение: 360:180=3(ч)
Ответ: спортивному автомобилю потребуется 3 часа.
-Задача решена и мы продолжаем наш путь. Но что это? На нашем пути быстрая горная река! (Слайд № 21)
-На чём же мы по ней переправимся?(Ответы детей)
По такой бурной реке мы можем проплыть только на байдарке. Кто из вас знает, что такое байдарка? (Ответы детей)
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О БАЙДАРКЕ. (Слайд № 22)
Байдарка - узкая, запалубленная лодка,
не имеет уключин, вместо классических
вёсел используются двухлопастные вёсла.
Гребущие сидят лицом вперёд.
На байдарке может быть от 1 до 4 мест.
Бывают неразборные и разборные
байдарки. Байдарки бывают надувные,
пластиковые и каркасные.
-Ну что, поплыли? Вы готовы? Вперёд! (Динамическая пауза. Имитация движения на байдарке под звуковое сопровождение) (Слайд № 23)
8. Работа с учебником. (Стр.13)
-Ну что, ребята, трудно плыть по такой реке ? А преодолеть мы её сможем, если решим задачу №13 на стр. 13 (Слайд № 24)
(1 ученик работает у доски, остальные в тетради)
Разбор задачи (Слайд № 25)
-Прочитайте задачу.
-О какой тройке величин идёт речь?
-Что известно в задаче?
-Прочитайте вопрос задачи.
-Можем ли мы ответить на него сразу?
-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- С чего мы начнём решать задачу?
-Что узнаем потом?
-Что нужно сделать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
-Итак, какой ответ на вопрос задачи мы запишем?
1) 30:6 =5(ч)-шли в1-ый день.
2) 35:7=5(ч)-шли во 2-ой день.
3)5=5 =10(ч)-шли в эти два дня
Ответ:10 часов.
-Отгадайте загадку и узнаете, на чём мы будем путешествовать дальше:
ЗАГАДКА:
Конь железный у меня.
Нет уздечки у коня,
Нет копыт, и гривы нет.
Это мой ......
(велосипед)
Да, правильно, мы садимся на велосипеды. (Слайд № 26)
Готовы? Тогда начинаем крутить педали! (Динамическая пауза. Имитация движения на велосипеде под звуковое сопровождение)
- Сейчас каждый покажет, на что он способен.
- Перед вами три карточки: на «5», на «4» и на «3». Выберите ту, с которой вы, по-вашему, можете справиться и решите задачу.
Задача на «3»
Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался?
48 : 4 =12 (км/ч)
Ответ: 12 км/ч
Задача на «4»
Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью
60 км/ч, а потом шёл7 километров пешком.Найдите расстояниеот города до деревни.
1)60 ∙ 2 = 120(км)
2)120 + 7 =127(км)
Ответ: 127 км
Задача на «5»
Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути?
1)24:12 = 2(ч)
2)45:15 = 3(ч)
3) 2 + 3 =5(ч)
Ответ: 5 часов
Проверка выполнения задания. Выставление оценок.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Понравилось оно вам? Что нового вы узнали сегодня? Какие знания вы сумели применить во время путешествия?Что вас порадовало? Поставьте на полях в тетради себе оценку за работу на уроке.
10. Д/з . (Слайд № 27)
-Дома вы будете выполнять №10 на с.12. О какой тройке величин идёт речь в этой задаче? Что нужно узнать в задаче? Что значит составить обратные задачи?
Мне очень хочется, чтобы во время выполнения этого задания вы вспомнили наше сегодняшнее путешествие.
На: Закрепление по теме «Задачи на движение»