Размещено: Елена Аркадьевна Ружникова - чт, 28/01/2010 - 19:52
Администрация ЗАТО г.Заозерска Управление образования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» Путешествие в город Грамоты. (Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе) Воспитатель: Ружникова Е.А. г.Заозерск 2009 год Тема: Путешествие в город Грамоты. Программное содержание: 1. Закрепить знание детей о речи, устной и письменной, закрепить знание того, что речь состоит из предложений, умение их составлять, узнавать их в речи, знание того, что предложение состоит из отдельных слов, связанных между собой по смыслу и интонационно. 2. Закрепить знание того, что слова состоят из частей (слогов); умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. 3. Закрепить знание того, что слоги состоят из отдельных звуков; звуки бывают гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. 4. Закрепить знание гласных букв, обозначающих твёрдость и мягкость согласных. 5. Развивать фонематический слух, внимание, сообразительность, мышление, речь. 6. Воспитывать усидчивость, выдержку, целеустремлённость. Материал: Рисунок замка, замка; названия улиц; схема предложения; схемы слов; предметные картинки, корона для Царицы Грамоты, подарки. План занятия: 1. Организационный момент 2. Постановка задачи (Сюрпризный момент). 3. Игра «Угадай-ка» (Цель: Закрепить знания об устной и письменной речи, о том, что речь состоит из предложений, закрепить умение узнавать предложение в речи, составлять предложение по схеме). 4. Игра «Открой ворота» (Цель: закрепить знание того, что слова состоят из слогов, слоги бывают ударные и безударные). 5. Дидактическая игра «Угадай звук» (Цель: закрепить знание того, что слоги состоят из звуков, звуки бывают гласные и согласные). 6. Физкультминутка. 7. Игра «Подумай и подбери» (Цель: закреплять умение проводить звуковой анализ слова). 8. Игра «Помоги буквам поселиться в домик» (Цель: закрепить знание написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков). 9. Игра «Угадай и дорисуй» (Цель: закреплять знание букв русского алфавита). 10. Игровое задание «Составь схему слова» (Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слова, составлять слово из букв). 11. Итог занятия. Награждение. Ход занятия: 1. В: Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Приглашаю вас присесть. Сядьте красиво. • (Раздаётся стук в дверь. Воспитателю передают письмо) 2. В: - Нам пришло письмо от Царицы Грамоты. Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что вы скоро пойдёте в школу и мы с вами будем часто встречаться. Я очень люблю детей. Приглашаю вас к себе в гости в город Грамоты. На пути вас ждут испытания. Но я надеюсь, что вы будете дружными и внимательными и преодолеете все трудности. - Ребята, вы готовы к испытаниям? Помните, что вы должны быть очень внимательными, правильно отвечать на вопросы и выполнять задания, не перебивать друг друга, быть дружными! 3. В: - Скажите, как называется то, что мы говорим или пишем? (Речь) - Какая бывает речь? (Устная и письменная). - Какую речь использовала царица? (Письменную) - Где ещё используется письменная речь? (Книги, газеты, журналы и т.п.) - А какую речь использовала я, чтобы прочитать письмо для вас? (Устную). - Из чего состоит речь? (Из предложений). - Чтобы отправиться в путь, нужно отгадать, какая из этих фраз является предложением: Никита умывается. Едет. Красивый. В: - Из чего состоит предложение? (Из слов). - Сколько слов может быть в предложении? (Два и более) - Придумайте предложение по схеме. - Сколько слов в предложении? (3) - Есть ли предлоги? (Нет). ──── ─── ─── . • (Дети придумывают предложение, называют первое, второе, третье слово). В: - Молодцы! Приглашаю в путь. • (Звучит музыка. Дети подходят к мольберту, на котором висит рисунок замка, на котором висит замок). 4. В: - Перед нами ворота в город Грамоты. Но они закрыты. Нужно отгадать загадку. Не лает, не кусает, А в дом не пускает. - Что это? (замок) - Правильно. На воротах висит замок. - Из чего состоит слово? (Из слогов) - Определим количество слогов в слове «замок». Покажите, как можно это сделать? (Дети хлопают в ладоши или подставляют руку к подбородку, определяют количество слогов). - Сколько слогов в этом слове? (Два) - Произнесём первый слог (ЗА-) - Сколько звуков в этом слоге? (Два) - Произнесём второй слог. (МОК-) - Сколько здесь звуков? (Три) - Сколько всего звуков в слове «замок»? (Пять) - Как определить ударение в слове? (Позвать быстро) - На какой слог падает ударение? (На второй)) - Но, чтобы открыть замок, нужно это слово превратить в другое. Вам подскажут эти схемы. (Дорожки с пятью пустыми квадратиками, разделённые пополам, обозначено ударение на разных слогах). Догадались? Правильно. Это замок. - Чем отличаются эти слова? (Ударением) Молодцы! Замок в замок открылся. Пойдём дальше. 5. В: - Мы прибыли на улицу «Загадочная». Отгадайте загадки, назовите первый звук в отгадке, охарактеризуйте его. (Дети отгадывают, называют звук, гласный он или согласный, согласный твёрдый или мягкий, вывешивают картинки в два столбика, квадрат соответствующего цвета). Загадки: Трав копытами касаясь, Ножка деревянная, Ходит по лесу красавец. Рубашка шоколадная, Ходит смело и легко, На солнышке я таю, Рога раскинув широко. Во рту я исчезаю. (Лось) (Эскимо) Пушистой маленькой хозяйке Что за чудо – синий дом! Морозы не страшны: Ребятишек много в нём! Приберегла она на ветках Носит обувь из резины Сушёные грибы. И питается бензином. (Белка). (Автобус)- - Что общего в словах второго столбика? (Начинаются на гласный звук). - Почему эти звуки называются гласными? (Образуются с помощью голоса, поются, при произношении струя воздуха не встречает никаких преград). - Что общего в словах первого столбика? (Начинаются на согласный звук, согласные бывают твёрдые и мягкие, не поются, при произношении струя воздуха встречает преграду). - Отгадайте загадку и определите, где находится звук «р»: в начале слова, в конце слова или в середине. Дом зелёный тесноват, Замечательный дружище - Узкий, длинный, гладкий. Деревянная ручища. В доме рядышком сидят Он у плотников в почёте: Круглые ребятки. Колет, рубит – весь в работе. (Горох) (Топор) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем – не найдём. (Роса) 6. В: - Мы немного устали, приглашаю вас отдохнуть. Мы по городу шагаем. Шагаем, высоко поднимая колени. Выше ноги поднимаем. Через лужи не пойдём: Жест рукой. Лужу мы перешагнём. Имитация перешагивания. Дождь стучит по лужам так: Хлопки по коленям. Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Хлопаем в ладоши. Не промокнем я и ты – Жест на себя и от себя. Открываются зонты. Руки вверх, обернуться вокруг себя. Дождик тихо прекратился, Постепенное приседание. В радугу он превратился. Встать на носочки, руки вверх. На скамейку мы присели, Присесть. Там конфет кулёчек съели. Имитация. А когда друзей встречали, Руки развести в стороны. Мы руками махали. Помахать правой рукой. Вот как славно погуляли, Шагаем. Друг за другом мы шагали. Выстраиваются в колонну, Раз-два, раз-два, шагают друг за другом. Вы садитесь на места. Подходят к стульям, садятся. 7. В: - Следующая улица называется «Звуковая». Посмотрите внимательно на схемы слов. Ваша задача – правильно подобрать картинки, названия которых соответствуют схеме слова. (Схемы и картинки – по количеству детей, дети самостоятельно подбирают схемы к картинкам). - Молодцы! Продолжим нашу прогулку. 8. В: - Мы пришли на улицу, которая называется «Гласная». Здесь живут буквы. Назовите их. (А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е). - Какие это буквы? (Гласные). - Какие звуки они обозначают? (Гласные). - Для них построили два домика: один – синий, другой – зелёный. Помогите буквам правильно поселиться. (В синий – буквы, обозначающие твёрдость согласных, в зелёный – обозначающие мягкость согласных). - Молодцы! Помогли буквам поселиться. 9. В: - Следующая улица – «Согласная». Здесь побывал дед Буквоед. Он испортил буквам платья. Догадайтесь, какие это буквы, дорисуйте их. (Дети самостоятельно дорисовывают буквы). - Какие это буквы? (Согласные). - Какие звуки они обозначают? (Согласные твёрдые и мягкие). - Молодцы, ребята! Продолжим наше путешествие. 10. В: - Мы прибываем на площадь « Центральную». Здесь для вас царица приготовила такое задание: составить звуковую схему слова. Рассаживаемся по местам. Будьте внимательны. Не забудьте проставить ударение в слове. Те, кто быстро и правильно справится с заданием, может составить слово из букв. 11. В: - Посмотрите! Нас встречает сама царица Грамота! Царица: - Я рада встрече с вами! Вы очень дружные и смелые ребята! Вы успешно преодолели все препятствия, помогли нашим буквам. Надеюсь, что когда вы пойдёте в школу, вы с ними подружитесь и будете часто приходить ко мне в гости. Примите от меня подарки! (Вручает подарки). До следующей встречи! В: - Нам пора возвращаться в детский сад. • (Дети и воспитатель под музыку выходят из группы). Подготовка: 1. Приготовить названия улиц. 2. Схема предложения. 3. Готовые схемы слов, предметные картинки. 4. Предметные картинки, дорожки, квадратики трёх цветов, счётные палочки (для постановки ударения). 5. Рисунок замка, замка. 6. 2 схемы с ударением и пустыми клетками (5). 7. Буквы для детей для выкладывания слов. 8. Гласные буквы. 9. Согласные буквы для дорисовывания. 10. Приготовить короны для царицы, подарки детям. 11. Фонограмму для прогулки, физкульминутки.