а) – Прочитайте текст «про себя» и ответьте на вопросы в задании.
б) – Сформулируйте главную мысль текста: язык жестов – это часть культуры народов, и его тоже надо изучать.
в) – Сравните во 2,3,4 абзацах «русские» и «иностранные» жесты, они разные, поэтому в сложных предложениях используется союз а.
г) – За одну минуту выпишите как можно больше словарных слов и обозначьте орфограмму. ( язык, народов, прощание, вперёд, выражают, аплодисментами, ситуации, привычного, разлуки. традиционное). (слайд 2, 3)
- Что означает слово традиция? Какие ещё русские традиции вы знаете? (слайд 4)
- Над какими понятиями мы работали на предыдущих уроках?
(простое и сложное предложение, запятая, союзы)
II.Постановка и решение проблемной ситуации.
- Какова роль союзов в предложении? ( Соединяют части предложения или однородные члены).
- Какие вы знаете союзы?
Посредством ЦОР на 1 странице «Блокнота» выполняют задание:
- Соедините вид предложения с нужными союзами: (типы предложений скрыты закрашенными кругами, убирая левый мы подбирают союзы к простому предложению, убирая правый к сложному)
III.Формулирование темы и цели урока.
- Сформулируйте тему урока и его цели.
(слайд 5, 6)
IV. Закрепление изученного.
1.Составление схемы на доске и в тетрадях.
- Используя схему, по которой мы определили тему урока, составьте для себя схему–подсказку, перед какими союзами ставится (и не ставится) запятая в простом предложении с однородными членами
(I вариант) и в сложном (II вариант).
Схема может быть такой.
(слайд 7) (слайд 8)
2. Закрепление постановки запятой в простом предложении с однородными членами. (Посредством ЦОР на 2 странице «Блокнота» уч-ся выполняют следующее задание: «Расставь в тексте семь запятых на нужные места».
Текст:
Часто можно увидеть рядом гнёзда серой и белой жёлтой и рыжей цапель. Они строят гнёзда на пнях на кустарниках и на высоких деревьях. Главное, чтобы рядом был водоём, богатый всевозможной пищей.
Белые цапли предпочитают рыбу. Они охотятся на мелководье на песчаных косах. Серая цапля охотится ближе к берегу. В густой траве в тростнике по листьям кувшинок и водяного ореха свободно передвигаются жёлтые цапли. Они любят полакомиться и моллюсками и насекомыми и червями.
2.Закрепление постановки запятой в сложном предложении с союзами (вставляем в урок ЦОР на странице3 из «Блокнота»: «Как соединяются части сложного предложения»)
Учащиеся расставляют, путём перетаскивания, союзы и запятые в пропущенные места сложных предложений
Предложения:
Лето собирает,азима подъедает.
Летела пташка высоко,носела она недалеко.
Беда вымучит,ибеда выучит.
-Объясни смысл этих пословиц.
2.Диктант с самостоятельной подготовкой.
Упр. 79.
- Проверьте составленные вами схемы по образцу.
1) [ - = ]1 ,а [ - = ]2.
2) [ - = ]1 ,и [ = - ]2.
3) [ - = ]1 ,и [ - = , и ]2. (слайд 9)
IV. Итог урока. (слайд 10)
- Когда в предложении перед союзом и не ставится запятая?
V. Домашнее задание. (слайд 11)
1. Упр. 81 (устно).
2. Упр. 4, с. 71.
(слайд 12)
В представленном тексте уч-ся путём перетаскивания знака запятой (красный в задании) расставляют данный знак по тексту. Для проверки за шторкой представлен текст с уже расставленными знаками.