Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лот 2. МСКОУ школа-интернат №12 Шитлина Татьяна Александровна

Submitted by Татьяна Александровна Шитлина on Fri, 29/01/2010 - 16:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шитлина Татьяна Александровна
Место работы, должность: 
МСКОУ школа-интернат II вида №12 учитель
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Подготовить учащихся к написанию рассказа по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения»;
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

М.Г. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова Русский язык учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение,2008.

Используемая методическая литература: 

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. - М.:Просвещение,2006

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2005

Л.А.Ходякова, Г.Н.Галкина, О.П.Штыркина, Е.В.Кабанова. Сочинение по картине в 8 классе (мет. пособие) — М.: ООО «Издательство Астрель»,2006г.

 

Используемое оборудование: 

ПК для каждого ученика

проектор

Используемые ЦОР: 

Документ Microsoft Word (файл с расширением *.doc) Презентация Microsoft PowerPoint (файл с расширением *.ppt, *.pps)
интерактивная доска StarBoard Heitachi,

Краткое описание: 
Работа по написанию рассказа по картине состоит из двух уроков: первый – это предварительная работа по данной теме c использованием презентации Microsoft Office PowerPoint, содержание которой может варьироваться в зависимости от замысла учителя; второй урок – само написание рассказа по картине.

 

Методическая разработка урока по картине Ю.Ракши
 «Проводы ополчения» (часть триптиха «Поле Куликово»).
Учитель русского языка и литературы Т.А.Шитлина.
Цели урока:
  • Подготовить учащихся к написанию рассказа по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения»;
  • Закрепить умения описывать внешность и состояние человека;
  • Познакомить с особенностями групповой характеристики;
  • Повторить лингвостилистические особенности рассказа по картине;
  • Восстановить фоновые знания о Куликовской битве;
  • Повторить сведения о причастном и деепричастном обороте, о предложениях с однородными членами предложения, о водных словах и сочетаниях.
Оборудование урока:
  • презентация к уроку (компьютерная) о Куликовской битве и о Ю.Ракше
  • словарно-стилистическая работа. 
  • репродукция картины, компьютерная программа, ЖК-проектор, словарь, классная доска.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Культуроведческий комментарий
Сегодня урок развития речи. На уроке мы вместе окунёмся в историю и вспомним некоторые исторические события и познакомимся с художником и его картиной.
Если вспомнить историю нашей Родины, то можно убедиться, что ей не раз приходилось давать отпор врагам. Вспомним о Золотой Орде. Что вы знаете о ней?
Ответы учеников
Русь в 13 веке была раздроблена на мелкие княжества и государства. Князья и бояре постоянно воевали друг с другом за власть. Не было на Руси спокойствия и мира. Этим пользовались соседние кочевые народы, которые постоянно совершали разорительные набеги на русские земли…
На огромных просторах завоёванной русской земли хан Батый создал новое государство – Золотая Орда. Столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе. В нём поселился хан и его военачальники. Все русские люди должны были платить дань Золотой Орде. Если кто-то оказывал сопротивление или нежелание платить дань, то жестоко наказывали непослушных. Иногда сжигали целые города и посёлки, убивали жителей.
Каждый житель ежегодно должен был сдать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра и лисицы. Каждый посёлок ежегодно должен был послать в Орду 2 тонны хлеба, сдавать золото, серебро, посуду, украшения, скот. Часто женщин и детей уводили в плен. На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома.
 
 
Рассказ учителя
В течение нескольких десятилетий прошла она как ураган от Средней Азии до Центральной Европы, уничтожая бесценные памятки многовековой истории многих и многих народов, оскорбляя и унося жизни тысяч людей.
А.С.Пушкин писал: «…У нас было своё особое предназначение. Это Россия, это её необъятные пространства поглотили монгольское нашествие.
Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена». (Из письма П.Я.Чаадаеву)
Огромную роль в освобождении Руси от ига Золотой Орды сыграла Куликовская битва. Расскажите, что вы знаете об этой битве?
Рассказ ученика.
Битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, расположенном в верхнем течении Дона, там, где в него впадает река Непрядва. По месту сражения оно получило название Куликовской битвы, по результатам – Мамаево побоище. После этой битвы великий князь Московский Дмитрий Иванович стал именоваться донским. Победа на Куликовом поле досталась дорогой ценой, но она явилась переломом во взаимоотношениях Руси с Ордой. Русские бились насмерть. Восемь дней хоронили павших воинов.
-А теперь давайте посмотрим отрывок из документального фильма.
Фильм «Куликовская битва».
Учитель.
- Но ведь и раньше бились, и потом… Почему же Куликовская битва осталась в веках?
Окончательное освобождение Руси от подчинения Золотой Орде произошло через сто лет.
Победа русских ратников на Куликовом поле была победой нравственной, духовной. Русскими воинами владело святое чувство любви к Родине, стремление к миру и созиданию.
Подвиг русских людей в Куликовской битве воспет во многих произведениях искусства, одним из которых является триптих Ю.М.Ракши «Поле Куликово».
 
Рассказ учителя о художнике.    
Юрий Ракша родился в Уфе в 1937 году. Накрепко запало в память голодное военное детство. Жажда рисовать привела пятнадцатилетнего оборвыша с барочной окраины Уфы в Москву. Мама, рабочая фанерной фабрики, с трудом собрала денег на дорогу в один конец. Юра поступил в художественную школу для одарённых детей при институте имени Сурикова. Школу окончил с серебряной медалью. А потом пять лет учился во ВГИКе. Женился во время учёбы на студентке сценарного факультета, москвичке, красавице Ирине. Родилась дочь Анечка. Двух стипендий на жизнь не хватало, и молодой папа ночами до изнеможения разгружал вагоны на станции.
Получив специальность художника кино, 15 лет жизни отдал киностудии «Мосфильм». Ракша служил двум музам – кино и живописи – это породило в его творчестве параллели: фильм «Время, вперёд!» и полотно «Моя мама», лента «Восхождение» и картины на темы войны, съёмки «Дерсу Узала» пейзажный цикл о Приморье. Его фильмы и картины объединяет одна тема – тема Отечества. Последняя работа художника – триптих «Поле Куликово».
Триптих – произведение живописи, состоящее из трёх полотен, объединённых одной темой, составляющих единое целое.
Изучая документы, вчитываясь в художественные произведения, посвящённые битве, посетив Куликово поле, художник решил, что не будет писать саму битву, а напишет три главных момента перед решающей битвой: благословение на бой, проводы ополчения и предстояние.
Художник задумал показать обыкновенных людей в решающий момент их жизни, готовых на подвиг. За две недели до смерти, 16 августа 1980 года, художник сделал в дневнике запись: «Этот мой триптих не просто извлечение из прошлого. Напротив. Это моё сегодняшнее обращение к ним, тем, которые пали за нас. О том, что мы живы, что мы есть, что мы сильны, что мы едины и миролюбивы, что мы многому научились. И они тогда не зря пал. Дух наш не оскудел, мы и сейчас можем собраться. Нам надо держаться вместе».
Левое крыло триптиха называется «Благословение на битву».
Возле стен монастыря стоит, опустившись на правое колено, великий князь Дмитрий Иванович, положив руку на сердце и склонив голову перед мудрым старцем Сергием Радонежским. Суровы оба… Знает старик, на что посылает князя-воина, на какое дело благословляет его, знает и князь, что его ждёт. Даже дети понимают, что огромная беда пришла на русскую землю. А вдали – от холма к холму, от леса к лесу – за реки и озёра тянется эта земля, огромная и несчастная, которую надо закрыть собой.
Правое крыло – «Проводы ополчения». Об этом полотне мы поговорим сегодня более подробно, но чуть позже.
В центре – картина «Предстояние».
Воины в поле… Ещё не разошёлся туман в низинах. Князь Дмитрий в боевой кольчуге, под знаменем. Интересен тот факт, что за правым плечом Дмитрия художник изобразил себя самого в надвинутом на брови стальном шлеме. Художник сказал: «Я бы погиб там, защищая Дмитрия со спины». Неколебимая твёрдость в глазах князя. Нет, не пройти врагам дальше. Хоть и сила велика, а не пройти…
Ребята, можно ли поверить, что всё это создано умирающим человеком за короткий, менее года, срок. Врачи говорили, что жить ему оставался месяц. Сложная композиция была сочинена – продумана на больничной койке. Два месяца спустя, когда с великим трудом была отбита первая смертельная атака болезни, и Юрий Ракша мог подняться на ноги, он сразу же вернулся в мастерскую и взялся за работу. Огромное мужество проявил, одолевая тяжкие физические муки. Он понимал, что скоро умрёт. Его не стало 1 сентября 1980 года. Друзья пришли в опустевшую мастерскую – триптих ждали в этот день в «Третьяковке», где готовились к открытию выставки произведений русской живописи, посвящённой шестисотлетию Куликовской битвы. Обе картины благополучно доставили к машине на лифте. Но центральное полотно – квадрат два на два метра – не проходило ни в одну из дверей. Нельзя было его и скатать, - краски были ещё свежими. Художник потерял сознание возле картины, когда наносил последние мазки. Оставалось единственное – спускать «Предстояние» с балкона семнадцатого этажа. Передавая из рук в руки, с этажа на этаж, драгоценный груз. Как гордый символ Победы и Жизни.
Полотно, законченное за несколько дней до 600-летия Куликовской битвы, 1 сентября 1980 года, называют «триптихом мужества». Малая планета, расположенная между Марсом и Юпитером, названа в честь Юрия Михайловича – «Ракша».
 
2 Словарно-стилистическая работа.
В словарно-стилистической работе 8 заданий.
1. Объясните значение слов. Составьте с этими словами предложения.
2. Подберите синонимы к словам:
3. Подберите к словам определения.
 
 
4.Переделайте данные предложения в предложения с причастными и деепричастными оборотами:
 
 
6. Образуйте предложения с однородными членами предложения:
7.С помощью каких слов и словосочетаний вы можете выразить своё отношение к изображённому (картине)?
 
8. Часто школьники при написании сочинений допускают речевые и стилистические ошибки. Я приготовила для вас несколько таких предложений. Исправьте их
-Я надеюсь, что вы при написании рассказа по картине будете внимательны и подобных ошибок не допустите.
 3. Беседа по картине.
 
1. Какой момент изображён на картине?
(Великое русское войско ранним утром покидает город Москву. Уходят на битву все, кто может держать оружие. На переднем плане мы видим тех, кто остаётся. Это женщины, старики и дети. Они вышли проводить ополчение).
2. Как вы считаете, почему художнику важно было показать народное ополчение?
(Ракша хотел показать единое стремление русских постоять за родную землю. Поднялся весь народ: и опытные воины, и ремесленники, и крестьяне, и торговцы – все, кто мог держать оружие).
Звучит музыка Прокофьева.
3. Почему на переднем плане изображены женщины, старики, дети?
(Показав их на переднем плане автор хотел передать их эмоциональное состояние перед судьбоносным сражением. Они любят, верят и поддерживают тех, кто шёл на битву.)
4. Постарайтесь объяснить, почему же художник изобразил этот момент, а не саму битву? Вспомните мой рассказ о том, как создавалась картина.
(Русские воины шли защищать, а не разорять. И в этом их превосходство духовное. Именно это показал художник).
 
5. Какие чувства вызывает картина в первые минуты знакомства?
(Возникает ощущение тревоги за ратников, сочувствия тем, кто вышел провожать близких… Появляется чувство гордости за свой народ).
6. Кто прежде всего привлекает ваше внимание? Почему?
(Молодая женщина в богатых одеждах – видно, боярская или княжеская дочь. Она застыла в величественной позе, в глазах тоска. Одной рукой она обнимает сынишку, пытаясь удержать его от плача. Другая её рука там, где бьётся сердце ещё не рождённого ребёнка). 
7. Кто из героев вызывает жалость? Почему?
(Молодая женщина, опустившаяся на траву без сил. В её облике столько страдания! В отчаянии она прижала руки к голове).
8. Что вы можете сказать о матери – старухе?
(Она много повидала на своём веку. У неё выплаканы глаза, отсутствующий взгляд, глубокие скорбные морщины у рта. Многих своих сыновей провожала она на битву. Знает: не все вернутся обратно).
9. На картине изображена ещё одна женщина-мать. Расскажите о ней.
(За спиной боярыни изображена мать с ребёнком на руках. Она крепко прижала сына, словно пытается спасти его от невидимого врага).
10. Что вы можете сказать о старике?
(Седой старик в отчаянии от того, что уже не может держать меч, он поднял свой посох, как бы угрожая врагу. Он молится за сынов своих. Раньше он защищал, а теперь его защищают).
11. Чей образ отличается от других?
(Совершенно отличается от других образ женщины, которая молится. Кажется, она молится за всех, а не за конкретного человека.
 
2 урок. Самостоятельная работа учащихся с компьютерной программой
Цель: используя компьютерную программу, написать рассказ по картине Ю.Ракши «Поле Куликово».
Дальше начинается самостоятельная работа учащихся с компьютерной программой. Вся программа разбита на множество элементарных заданий, неразрывно связанных друг с другом. 
Используя репродукцию картины, «Словарь» и «Полезную информацию», учащиеся письменно отвечают на вопросы или выполняют задания.
 
При составлении вопросов учитываются возможности учащихся, в частности, имеющийся словарный запас, уровень овладения грамматическими категориями в теоретическом и практическом плане и кругозор учащихся.
При выполнении этого задания присутствует элемент исследовательской работы.
Заключительная часть сочинения представляет собой творческую работу, которую учащиеся выполняют дома.
Прикрепленный файл Size
История_Ракша.ppt 687 KB
Методическая разработка урока по картине Ю.doc 51 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн