3.-Прочитайте загадку, красиво спишите её в тетрадь, запишите отгадку. Я уверена в том, что вы угадали, кто пришёл к нам на урок. /Кот./ /Слайд/
III.Словарная работа.
-Ребята, помогите коту собрать всё его семейство. Запишите в столбик однокоренные слова к слову «кот». Подберите к ним подходящие по смыслу прилагательные.
-Давайте проверим, что у вас получилось. /Слайд/
кот – серый (по цвету)
котик – шустрый (по характеру)
кошка – заботливая
кошечка – пушистая
котёнок – маленький
котята – забавные
-Вы хорошо справились с заданием, поэтому кот поможет вам в изучении нового материала.
IV.Сообщение темы урока.
- Прочитайте тему урока, к какому разделу русского языка она относится? /Как устроен наш язык./ Чем мы будем заниматься на уроке? /Мы будем учить падежи имён существительных./ /Слайд/
V.Работа над новым материалом.
1. Актуализация опорных знаний.
-Прочитайте стихотворение. На месте пропусков вставьте слово «кот» в нужной падежной форме. /Слайд/
-Почему каждый пропуск слова требует определённой формы? Как мы называем изменение окончания имени существительного?
-Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? /Только в нужном падеже имена существительные могут быть в предложении./
-В русском языке 6 падежей. Слово «падеж» произошло от латинского casus (падение). Ещё греческие учёные заметили, что слова, употреблённые в речи, «падают» той или иной формой. Название русских падежей, кроме Творительного и Предложного, происходят от латинских и представляют их дословный перевод. /Слайд./
-Прочитайте правило на стр 8, что ещё нового вы узнали из него? /Все падежи, кроме именительного, называются косвенными./
- Итак, в русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. В этом вам может помочь стихотворение. Послушайте его. /Инсценировка./ Падежи
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно науку познаёт!
- Того, - сказал Родительный, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть новое пальто.
- Тому, - ответил Дательный, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
- О том, - сказал Предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может полезное для нас.
2. Динамическая минутка. /Слайд/
3. Фронтальная работа.
1) Работа с таблицей «Падежи имён существительных». /Слайд/
- Рассмотрите таблицу. У каждого падежа два вопроса, объясните, почему?
- Обратите внимание, о каких вспомогательных словах написано в рубрике «Это важно знать».
2) Выполнение упр 2.
3) Чтение алгоритма «Как определить падеж имени существительного в предложении». /Слайд/ У детей карточки.
•1.Найди слово в предложении, к которому относится существительное.
•2. Задай от этого слова к имени существительному вопрос как к члену предложения.
•3. Задай к имени существительному вопрос как к части речи (то есть задай падежный вопрос).
•4.По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово.
4. Самостоятельная работа. (По вариантам.) Списать предложения, поставив слова в скобках в нужной форме, укажите падеж. /Слайд/ Проверка.
Iв. – 1) На (крыша) дома висела огромная сосулька. 2) Кот съел много (рыбки). 3) Макушку ёлки мы украсили (звезда).
IIв. – 1) Ученики долго думали над (задача). 2) Павлик вскопал грядку (лопата). 3) В этом (магазин) продают овощи.
VI. Домашнее задание: стр 8, 9, 10;стр 11 упр 4.
VI. Работа парами: упр 1.
VII. Итог урока. /Слайд/
- Что нового вы узнали на уроке? Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
/Оценки за урок./
- Понравился ли вам урок? Какое у вас настроение? У меня тоже прекрасное насторение. Спасибо вам.