Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

"Дети военной поры"

Фото пользователя Надежда Николаевна Косоротова
Размещено: Надежда Николаевна Косоротова - вс, 07/02/2010 - 18:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Косоротова Надежда Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "Новоторъяльская СОШ"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
Приобщать подрастающее поколение к истории родной страны, воспитывать чувство гордости и патриотизма
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Краткое описание: 
Классный час для учащихся 3 - 4 классов

Оформление доски :

Худой мир лучше доброй брани.

Война кровь любит.

Войной да огнем не шутят.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

Вражда не делает добра.

Держи порох сухим - будешь непобедим.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Если хочешь мира, будь готов к войне.

Кому мир недорог, тот нам и ворог.

Мир - дело великое.


Ребенок-чтец
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

1-й ведущий
Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…

2-й ведущий
Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка из Бреста в первый день войны или десятилетний мальчик из блокадного Ленинграда.

Ребенок-чтец
Его я узнал не из книжки
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она,
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной.
 
1-й ведущий
Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Ребенок-чтец
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
К. Симонов

2-й ведущий
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?
Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?
– Многое. Об этом смогут рассказать они сами.

Мальчик-рассказчик
Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии…

Мальчик-рассказчик
В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

1-й ребенок-чтец
Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.

2-й ребенок-чтец
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цветы цвели,
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.

3-й ребенок чтец
Мы слез тогда уже не лили,
Мы знали вкус полынь-травы.
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.

4-й ребенок чтец
Но что же, мы, зато, узнали,
Что значит выжить в трудный год,
Что значит – Родина за нами
И что такое наш народ.

1-й ведущий
900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети"... До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом. А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать.

Ребенок-чтец
Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство...

Девочка-рассказчица
Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-
30 сантиметров. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это – ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки... А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…

2-й ведущий
"Ленинградские дети"… Когда звучали эти слова на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны.

1-й ведущий
Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

Ребенок-чтец (это стихотворение можно прочитать и по ролям)
Мы пришли к блокаднице,
Вынули тетрадку:
– Расскажите, бабушка,
Все нам по порядку –
Как вы голодали,
Как вы замерзали,
Как на вас фугасы
По ночам бросали...

Придвигает бабушка
В вазочке конфетки,
Предлагает бабушка:
– Угощайтесь, детки!
Здесь берите пряники,
А вот здесь – помадку...
Я на белой скатерти
Разложил тетрадку:
– Кто лечил вас, бабушка,
Если вы болели?
Как же вы работали,
Если вы не ели?..

Отвечает бабушка,
Угощая чаем:
– А пирог с капустою
Мы не покупаем,
Я сама пеку его –
Кушайте, касатки!..
Я вожу рассеянно
Ручкой по тетрадке:
– Правда ли, что воду
Из Невы носили?
Сколько же народу
Вы похоронили?..

Отвечает бабушка:
– Что ж вы не едите?
Может быть, оладушков
Вы еще хотите?
Ой, совсем забыла, –
Ешьте шоколадку!..
Мне девчонки шепчут:
– Закрывай тетрадку!..

Съели мы оладушки
И пирог с капустой...
– До свиданья, бабушка,
Было очень вкусно!
  М. Яснов

2-й ведущий
Еще одна страница темы "Детство и война" – сыны полка…

1-й ведущий
Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции.

1-й ребенок-чтец
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.

2-й ребенок-чтец
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.

3-й ребенок-чтец
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

2-й ведущий
К мирной жизни подросшие сыны полка возвращались, пройдя нелегкими дорогами войны.

Ребенок-чтец (стихотворение можно разделить на четверостишия и предложить для чтения нескольким детям)
В наш городок сибирский, дальний
Полк на постой пришел с войны.
В нем был особый взвод солдатский,
Наш брат бедовый – пацаны.

То были стреляные волки –
Сыны полка. Сойти с ума:
Их знали Сталинград и Волга,
Да и Германия сама.

Их записали в нашу школу.
И вот мы ждали в первый раз:
Придут отчаянные шкоды,
Куда отчаяннее нас.

Пришли. За парты сели сзади,
В зеленом с головы до пят,
Как будто ряд окопов занял
Замаскированный отряд.

И только празднично сверкали
Под жестким светом строгих лиц
Нам недоступные медали
За взятье западных столиц.

В нас зависть жалкая кричала.
И лишь спасало от тоски,
Что парни двойки получали
И по подсказке отвечали
Негромким эхом у доски…

И все ж, когда у стен затертых,
Средь коридорной полутьмы,
Они стояли в гимнастерках –
Тихи, подтянуты, прямы

И настораживали уши,
Кося в окошечный провал,
Как будто бы боясь прослушать
Приказ негромкий иль сигнал, –

То знали мы: до школы шумной
Они уже прошли одну,
Где учат быть готовым к штурму,
Не верить в эту тишину.

И мы их бережно толкали.
На кучу падая малу,
И только звякали медали
Под нашим братом на полу.

И тут они – куда им деться –
Кидались в гущу кутерьмы.
Ребята возвращались в детство,
К их славе приобщались мы.
А. Румянцев

1-й ведущий
За годы Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.

2-й ведущий
Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.

1-й ведущий
Имена не всех юных героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи и сложены песни.

Ребенок-чтец
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен, –
И кто его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, – столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
– Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
– Да где же, где?.. – А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище! –
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –
И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
А. Твардовский

2-й ведущий
Вместе со взрослыми дети трудились для великой Победы. Как ликовали в день Победы детские сердца!!! Как ярко запомнился многим именно этот долгожданный день!

Ребенок-чтец
Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.

Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы!

И смешались на платформах
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.

Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель –
Красной Армии солдат!
   С. Михалков

Хор исполняет песню "Венский вальс"
(сл. Е. Долматовского, муз. А. Пахмутовой).

1-й ребенок чтец
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!

2-й ребенок-чтец
Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей истории

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн