Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Развивающая: развитие навыков и умений работы с графикой.
Обучающая: научить отличать векторную графику от растровой, ознакомить с преимуществами и недостатками каждой графики.
Оборудование:
Компьютер (проектор), презентация, раздаточный материал.
Проблема.В школьной литературе при объяснении материала, посвященного графическим изображениям, авторы чаще всего выделяют два типа (вида) графики: растровую и векторную. В настоящее время существуют:
1.Растровая графика.
2.Векторная графика.
3.Трехмерная графика.
4.Фрактальная графика.
5.Символьная графика
Таким образом, ученикам не дается полное представление о видах графики. В связи с этим необходимо на уроке разобрать все пять видов графики
Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся получат представление о видах графики.
2.Узнают о сферах применения
3.Научатся распознавать виды графики
АннотацияЭта тема является ознакомительной. Учащиеся должны четко отличать растровую, векторную, трехмерную, фрактальную графику. Знать преимущества и недостатки каждой графики. Ребята должны уяснить, когда применяется та или иная графика.
План
I.Организационный момент.
II.Изучение нового материала.
1.Растровая графика
2.Векторная графика.
3.Трехмерная графика
4.Фрактальная графика.
III.Итог урока.
1.Проверка заполнения таблицы
2.Вопросы
3.Тест
4.Домашнее задание.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы урока, объяснение хода урока.
2. Изложение нового материала.
Сегодня на уроке мы научимся определять вид графики и какими графическими редакторами необходимо воспользоваться в конкретном случае.
Компьютерная графика- область информатики, изучающая методы и свойства обработки изображений с помощью программно-аппаратных средств.
Под видами компьютерной графики подразумевается способ хранения изображения на плоскости монитора.
Представление данных на компьютере в графическом виде впервые было реализовано в середине 50-х годов.
Машинная графика в настоящее время уже вполне сформировалась как наука. Существует аппаратное и программное обеспечение для получения разнообразных изображений - от простых чертежей до реалистичных образов естественных объектов. Машинная графика используется почти во всех научных и инженерных дисциплинах для наглядности восприятия и передачи информации. Машинная графика властно вторгается в бизнес, медицину, рекламу, индустрию развлечений. Применение во время деловых совещаний демонстрационных слайдов, подготовленных методами машинной графики и другими средствам автоматизации конторского труда, считается нормой. В медицине становится обычным получение трехмерных изображений внутренних органов по данным компьютерных томографов. В наши дни телевидение и другие рекламные предприятия часто прибегают к услугам машинной графики и компьютерной мультипликации. Использование машинной графики в индустрии развлечений охватывает такие несхожие области как видеоигры и полнометражные художественные фильмы.
В зависимости от способа формирования изображений компьютерную графику подразделяют:
·Растровая графика.
·Векторная графика.
·Трехмерная графика.
·Фрактальная графика.
·Символьная графика(устарела и на сегодняшний день практически не используется, поэтому рассматривать ее не будем)
Учащимся раздаётся таблица и они самостоятельно во время лекции заполняют её. Во время подведения итогов урока проверяется заполнение таблицы.
Сравнительная характеристика
Растровоеизображение
Векторноеизображение
Трехмерное
изображение
Фрактальное изображение
Базовые элементы
Применение
Масштабирование
Программныепродукты
Аналоги
Форматы
Растровое изображение
Растровое изображениесоставляется из мельчайших точек (пикселов) – цветных квадратиков одинакового размера. Растровое изображение подобно мозаике - когда приближаете (увеличиваете) его, то видите отдельные пиксели, а если удаляете (уменьшаете), пиксели сливаются.
Компьютер хранит параметры каждой точки изображения (её цвет, координаты). Причём каждая точка представляется определенным количеством бит (в зависимости от глубины цвета). При открытии файла программа прорисовывает такую картину как мозаику – как последовательность точек массива. Растровые файлы имеют сравнительно большой размер, т.к. компьютер хранит параметры всех точек изображения. Поэтому размер файла зависит от параметров точек и их количества:
–от глубины цвета точек,
–от размера изображения (в большем размере вмещается больше точек),
–от разрешения изображения (при большем разрешении на единицу площади изображения приходится больше точек).
Чтобы увеличить изображение, приходится увеличивать размер пикселей-квадратиков. В итоге изображение получается ступенчатым, зернистым. Для уменьшения изображения приходится несколько соседних точек преобразовывать в одну или выбрасывать лишние точки. В результате изображение искажается: его мелкие детали становятся неразборчивыми (или могут вообще исчезнуть), картинка теряет четкость.
Растровое изображение нельзя расчленить. Оно «литое», состоит из массива точек.
Близкими аналогами являются живопись, фотография
Программы для работы с растровой графикой:
Paint, Adobe Photo Shop
Применение:
Øдля обработки изображений, требующей высокой точности передачи оттенков цветов и плавного перетекания полутонов. Например, для:
Øретуширования, реставрирования фотографий;
Øсоздания и обработки фотомонтажа, коллажей;
Øприменения к изображениям различных спецэффектов;
Øпосле сканирования изображения получаются в растровом виде
Векторное изображение
Если в растровой графике базовым элементом изображения является точка, то в векторной графике – линия. Линия описывается математически как единый объект, и потому объем данных для отображения объекта средствами векторной графики существенно меньше, чем в растровой графике. Линия – элементарный объект векторной графики. Как и любой объект, линия обладает свойствами: формой (прямая, кривая), толщиной, цветом, начертанием (сплошная, пунктирная). Замкнутые линии приобретают свойство заполнения. Охватываемое ими пространство может быть заполнено другими объектами (текстуры, карты) или выбранным цветом. Простейшая незамкнутая линия ограничена двумя точками, именуемыми узлами. Все прочие объекты векторной графики составляются из линий. Например, куб можно составить из шести связанных прямоугольников, каждый из которых, в свою очередь, образован четырьмя связанными линиями. Возможно, представить куб и как двенадцать связанных линий, образующих ребра.
Компьютер хранит элементы изображения (линии, кривые, фигуры) в виде математических формул. При открытии файла программа прорисовывает элементы изображения по их математическим формулам (уравнениям).
Точка.Этот объект на плоскости представляется двумя числами (х, у), указывающими его положение относительно начала координат.
Прямая линия.Ей соответствует уравнениеy=kx+b.Указав параметры k и b, всегда можно отобразить бесконечную прямую линию в известной системе координат, то есть для задания прямой достаточно двух параметров. Отрезок прямой. Он отличается тем, что требует для описания еще двух параметров – например, координат x1 и х2 начала и конца отрезка. Кривая второго порядка. К этому классу кривых относятся параболы, гиперболы, эллипсы, окружности, то есть все линии, уравнения которых содержат степени не выше второй.
Кривая третьего порядка.Отличие этих кривых от кривых второго порядка состоит в возможном наличии точки перегиба. Например, график функции у = x3 имеет точку перегиба в начале координат. Именно эта особенность позволяет сделать кривые третьего порядка основой отображения природных объектов в векторной графике. Например, линии изгиба человеческого тела весьма близки к кривым третьего порядка.
В общем случае уравнение кривой третьего порядка можно записать так:
x3+a1y3+a2x2y+a3xy2+a4x2+a5y2+a6xy+a7x+a8y+a9=0.
Векторное изображение масштабируется без потери качества: масштабирование изображения происходит при помощи математических операций: параметры примитивов просто умножаются на коэффициент масштабирования.
Изображение может быть преобразовано в любой размер
(от логотипа на визитной карточке до стенда на улице) и при этом его качество не изменится.
Векторное изображение можно расчленить на отдельные элементы (линии или фигуры), и каждый редактировать, трансформировать независимо.
Векторныефайлы имеют сравнительно небольшой размер, т.к. компьютер запоминает только начальные и конечные координаты элементов изображения -этого достаточно для описания элементов в виде математических формул. Размер файла как правило независит от размера изображаемых объектов, но зависит от сложности изображения:количества объектов на одном рисунке (при большем их числе компьютер должен хранить больше формул для их построения), характера заливки - однотонной или градиентной) и пр. Понятие «разрешение» не применимо к векторным изображениям.
Векторныеизображения:более схематичны, менее реалистичны, чем растровые изображения, «не фотографичны».
Близкими аналогами являются слайды мультфильмов, представление математических функций на графике.
Программы для работы с векторной графикой:
Corel Draw, Adobe Illustrator, AutoCAD
Применение:
Øдля создания вывесок, этикеток, логотипов, эмблем и пр. символьных изображений;
Øдля рисованных изображений с четкими контурами, не обладающих большим спектром оттенков цветов;
Øдля моделирования объектов изображения;
Øдля создания 3-х мерных изображений;
Провести сравнительный анализ векторной и растровой графики по таблице(см. Презентацию).
Трехмерная графика
Для создания реалистичной модели объекта используют геометрические примитивы (прямоугольник, куб, шар, конус и прочие) и гладкие поверхности. Вид поверхности при этом определяется расположенной в пространстве сеткой опорных точек. Каждой точке присваивается коэффициент, величина которого определяет степень ее влияния на часть поверхности, проходящей вблизи точки. От взаимного расположения точек и величины коэффициентов зависит форма и “гладкость” поверхности в целом.
В упрощенном виде для пространственного моделирования объекта требуется:
·спроектировать и создать виртуальный каркас (“скелет”) объекта, наиболее полно соответствующий его реальной форме;
·Спроектировать и создать виртуальные материалы, по физическим свойствам визуализации похожие на реальные; присвоить материалы различным частям поверхности объекта (на профессиональном жаргоне – “спроектировать текстуры на объект”);
·Настроить физические параметры пространства, в котором будет действовать объект, – задать освещение, гравитацию, свойства атмосферы, свойства взаимодействующих объектов и поверхностей;
Программы для работы с трехмерной графикой:
3D Studio MAX 5, AutoCAD,Компас
Применение:
Øнаучные расчеты,
Øинженерное проектирование,
Øкомпьютерное моделирование физических объектов
Øизделия в машиностроении,
Øвидеороликах,
Øархитектуре,
Фрактальная графика
Фрактальная графика – одна из быстроразвивающихся и перспективных видов компьютерной графики. Фрактал – структура, состоящая из частей, подобных целому. Одним из основных свойств является самоподобие.(Фрактус – состоящий из фрагментов).
Объекты называются самоподобными, когда увеличенные части объекта походят на сам объект. Небольшая часть фрактала содержит информацию о всем фрактале.
В центре находится простейший элемент – равносторонний треугольник, который получил название- фрактальный.
На среднем отрезке сторон строятся равносторонние треугольники со стороной =1/3 от стороны исходного фрактального треугольника, в свою очередь на средних отрезках сторон, являющихся объектами первого поколения строятся треугольника второго поколения 1/9 от стороны исходного треугольника.
Таким образом, мелкие объекты повторяют свойства всего объекта. Процесс наследования можно продолжать до бесконечности.
Полученный объект носит название – фрактальнойфигуры.
Абстрактные композиции можно сравнить со снежинкой, с кристаллом.
Фрактальная графика основана на математических вычислениях. Базовым элементом фрактальной графики является сама математическая формула, то есть никаких объектов в памяти компьютера не хранится и изображение строится исключительно по уравнениям.
Программа для работы с фрактальной графикой:
Фрактальная вселенная 4.0 fracplanet
Применяют:
ØМатематики, Художники
Учащимся предлагается определить, к какому виду графики относятся изображения (см. Презентация).
Проверка заполнения таблицы (см. Приложение).
Вопросы:
1.Перечислите все виды графики
2.Какая графика устарела и практически не используется на сегодняшний день?
3.В чем преимущества растровой графики?
4.В чем недостатки растровой графики?
5.В чем преимущества векторной графики?
6.В чем недостатки векторной графики?
7.Какая графика используется при создании компьютерных игр?
Завершить эту тему тестом (см. Презентация).
Поменяйтесь с соседом работами и проверьте тест. Поставьте оценки.
Критерии оценки:
0-1 ошибок – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибок – «3»
6-10 ошибок – «2»
Домашнее задание:
Привести примеры использования различных видов графики на 1 или 2 канале центрального телевидения.