Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Демографическая политика

Фото пользователя Ольга Васильевна Ткаченко
Submitted by Ольга Васильевна Ткаченко on Fri, 12/02/2010 - 22:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ткаченко Ольга Васильевна
Место работы, должность: 
Гимназия №14 города Ейска, учитель географии
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
Познакомить учащихся с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения. Сформировать понятия «демографическая политика», «Качество населения»
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

В. П. Максаковский "География" 10

Используемое оборудование: 

Мультимедиа

Краткое описание: 
Комбинированный урок с применением СИТ. Знакомит учащихся с демографической политикой в странах с разными типами воспроизводства населения.Затрагиваются особенности демографической политики России.

Тема: Демографическая политика. Качество населения.

Цель урока: познакомить учащихся с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения. Сформировать понятия «демографическая политика», «Качество населения»

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Формирование знаний о географии населения, как об одной из главных ветвей экономической и социальной географии
  2. Формирование понятия "демографическая политика"
  3. Выявление закономерностей динамики численности населения
  4. Совершенствование самостоятельных навыков работы со статистическим материалом
  5. Воспитание чувства долга, ответственности, коллективизма, толерантности, учитывая обычаи, культуру, семейные традиции, религии разных народов.

Оборудование:

  • учебники, атласы,
  • статистический материал,
  •  политическая карта мира,
  • мультимедиа.

Тип урока: комбинированный с применением СИТ

Методы:

объяснительно-иллюстративный

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение известного учащимся материала (об изменении численности населения).

Дайте определения понятиям:

1.      Демография;

2.      Воспроизводство;

3.      Естественный прирост;

4.      Демографический взрыв

5.      Раса;

6.      Этнос.

Ответьте на вопросы:

1.      Какова динамика численности населения мира? Сколько жителей на нашей планете?

2.      Чему равен ежегодный прирост населения?

3.      Назовите десятку стран-лидеров по населению?

4.      Какова доля экономически развитых и развивающихся стран в мировом населении?

5.      Какие типы воспроизводства существуют в современном мире? Чем они отличаются друг от друга?

6.      Для каких стран характерен первый тип, а для каких – второй?

7.      Какие причины вызывают разные типы воспроизводства?

8.      Какой тип воспроизводства населения будет характерен для России?

9.      Может ли государство влиять на воспроизводство населения?

Учитель:

- А вот подробный ответ на этот вопрос мы с вами и постараемся сегодня получить на уроке. Итак, сегодня мы продолжаем изучать тему "Население мира"

- Но, прежде,  немного статистики.

  • Численность Земли более 6 млрд. человек,
  • Каждую секунду появляется на свет 3 ребенка,
  • Каждую минуту 175 человек,
  • Каждый час - 10,4 тыс. человек,
  • Каждые сутки - 250 тыс. новых Землян,
  • Каждую неделю на Земле добавляется новый город, например как Гамбург - 1,5 млн. человек,
  • Каждый месяц появляется население такой страны, как Австрия - 8 млн. человек.

- Но есть и такой печальный фактор, который приводит к смерти. Это недоедание. Обратите внимание на карту, где показана доля населения, получающая недостаточное питание. Как вы видите самый высокий показатель 35% приходится на какие страны? (Африка, Южная Азия, Монголия).

- В целом в мире систематически недоедают 815 млн. человек.

- И ежедневно умирают в мире 35 тыс. человек. Можно подсчитать, что примерно за 3 недели, с учетом воспроизводства населения, может умереть город с численностью 1,5 млн. человек.

- Но, несмотря на это, жизнь продолжается и за тот же год на Земле рождается 96 млн. маленьких человечков.

- Если бы, начиная с поры, жившей за 10 тыс. лет до н. э., человеческий род ежегодно увеличивался на 1% , то к настоящему времени из человеческих тел образовался бы шар диаметром в несколько световых лет, а поверхность его увеличивалась со скоростью, в несколько раз превышающей скорость света.

- Конечно же, зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности Земного шара.

- Начало эры 230 млн. человек -> более 6 млрд. человек (слайд).

- В конце 18 в. английский ученый Томас Мальтус в своей книге "Опыт о законе народонаселения" доказал, что рост продуктов питания все больше отстает от роста населения и тем самым заложил основы "Демографической политики", которая является также одним из разделов темы "Население мира". Об этом мы и будем говорить.

1) выявлять особенности демографической политики

2) выделять проблемы

3) находить пути их решения

III. Изучение нового материала.

1. Демографическая политика – управление воспроизводством населения.

- Как вы считаете, что такое демографическая политика?

Демографическая политикасистема административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

            Понятно, что направление демографической политики зависит прежде всего от демографической ситуации в той или иной стране.

            - Как вы думаете, на что будет направлена демографическая политика в странах с первым типом воспроизводства населения? (на увеличение рождаемости)

            - Какие стимулирующие экономические меры, направленные на увеличение рождаемости, могут иметь место  при проведении демографической политики в странах с первым типом воспроизводства населения?

 

Работа со слайдом:

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства направлена на увеличение темпов рождаемости.

Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония, которые разработали такие стимулирующие экономические меры, как:

а) единовременные ссуды молодоженам;

б) пособия при рождении каждого ребенка;

в) ежемесячные пособия для детей,

г) оплачиваемые отпуска и др.

 

            - Как вы думаете, на что будет направлена демографическая политика в странах сo вторым типом воспроизводства населения?

Работа со слайдом:

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства направлена на сокращение рождаемости.

Пример 1 . В Индии:

а) принята национальная программа планирования семьи;

б) повышен возраст вступления в брак:  мужчины-21 год,   женщины - 18 лет;

в) производится массовая добровольная стерилизация населения;

г) политический   девиз:   «Нас двое - нам двоих».

Пример 2.В Китае:

а) создан комитет по планированию деторождения;

б) установлен поздний возраст для вступления в брак: мужчины - 22 года, женщины - 20 лет;

в) за одного ребенка в семье государство доплачивает ежемесячно;

г) политический девиз:  «Одна семья - один ребенок»

 

Демографическая политика России

            - К какому типу воспроизводства населения относится Россия?

            - Каков естественный прирост населения в России?

- Приведите пример мероприятий, проводимых в нашей стране в рамках демографической политики.

- Результативна ли демографическая политика в России?

 

2. Теория демографического перехода.

            Важной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объединяет последовательность смены демографических процессов. Сама смена такого перехода включает четыре сменяющих друг друга этапа.

 

Задание: Работа с текстом учебника (В. П. Максаковский) Тема 3, §1, п.6, творческое задание 4. (стр 85): используя текст учебника, приведите примеры регионов стран мира, которые в начале ХХI в. находятся на разных этапах этого перехода.

 

Практическая работа. Этапы (фазы) демографического перехода

 

Этапы

Основное содержание

Примеры регионов и стран

1-й этап

 

 

2-й этап

 

 

3-й этап

 

 

4-й этап

 

 

 

 

3. Качество населения.

 

 

КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЭТО КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ,

 УЧИТЫВАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ:

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

(душевой доход, занятость, калорийность

питания)

КУЛЬТУРНЫЕ

(уровень грамотности, количество

библиотек, театров на душу населения)

СОЦИАЛЬНЫЕ

(уровень здравоохранения, развитие

демократических институтов)

 

Одним из критериев здоровья нации служит показатель средней продолжительности жизни.

Средняя продолжительность жизни ожидаемая продолжительность жизни населения, которая определяется с помощью расчётов, основанных на теории вероятности. Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, труда, быта; измеряется числом лет. В начале XXI века он составляет в среднем для всего мира 66 лет (64 года для мужчин и 68 лет для женщин).

            - Самый высокий в мире показатель ожидаемой средне продолжительности жизни в Японии – 82 года (мужчины – 79, женщины – 86).

            - Самый низкий в мире показатель ожидаемой средне продолжительности жизни в Замбии и Сьерра-Леоне – 32-34 года.

            - Средняя продолжительность жизни в России в 2005 году составила около 65,3 лет (мужчины – 59, женщины – 72).

 

III. Закрепление.

1. Что такое демографическая политика? В каких странах её проводят и с какой целью?

2.Что понимают под качеством населения, какие факторы учитывают при его оценке?

3. Приведите примеры стран:

А) с высоким показателем продолжительности жизни –

     Б) с низким показателем продолжительности жизни –

 

IV. Итоги урока.

Задание на дом Т3, §1 п. 5-7.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн