Русский язык. 3 класс. Учитель Шахверди О.Б.
Сложные слова. Образование сложных слов.
Цели:
1. познакомить с понятием «сложные слова», образованием сложных слов; повторить понятия «корень», «однокоренные слова»
2. обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке;
3. прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда;
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность;
Форма обучения: групповая, парная, фронтальная.
Оборудование: доска, мультимедийная установка.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
Учитель:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад:
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень –
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло.
Слайд № 1
- Обратите внимание на корень этого дерева и его плоды. Они помогут вам образовать новые слова. Запишите эти слова и выделите морфемы.
- Что можно сказать обо всех этих слова? (это слова однокоренные)
Слайд № 2
чист
начисто
вычистим
чистенький
чистенько
Проверка. Самооценка.
III.Постановка проблемы
Слайд № 3
- Разгадайте ребус. Какое слово получилось? (чистописание) Запишите его и выделите корень.
2 ученика работают за отворотами доски (записывают свой вариант ответа)
Проверка (доски открывают и сравнивают)
- Почему по-разному вы выделили корень?
- Сколько слов спряталось в одном слове? (два: «чистый» и «писать»)
- Сколько корней в этом слове? (тоже два) А основ? (тоже две)
- Кто из ребят записал на доске правильно?
- Как называют слова, имеющие два корня? (дети высказывают предположения)
IV.Сформулируйте тему урока.
Прочитаем в учебнике правило. С.92
Слайд № 4. Определение сложных слов.
- Какие учебные задачи мы определим для себя на урок? (научиться образовывать сложные слова и правильно их записывать)
- Сегодня на уроке предстоит провести исследовательскую работу, в результате которой мы найдём новый способ образования слов.
V.Проектирование и фиксация нового знания (цель: формировать умение образовывать слова)
Слайд № 5
рыба
ловить
рыболов
сталь
варить
сталевар
- Прочитайте слова.
- Выделите в каждом корень. Из корней образуйте новые слова.
- При помощи чего вам удалось соединить корни? (при помощи гласных о, е)
- Как бы вы назвали эти гласные?
Прочитайте в учебнике. Ваше предположение верно? (да, это соединительные гласные – орфограммы)
VI.Физминутка.
Загадаю вам загадки, а отгадки изобразите звуками и пантомимой (отгадки выводятся на слайд)
Слайд № 6
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «Ту». (Пылесос)
Ярко блещет мой мундир,
На столе я командир.
Знают чашки, чайник:
Я – большой начальник. (Самовар)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (Пароход)
Без разгона он взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт,
Наш советский… (Вертолёт)
Кто один имеет рог?
Отгадайте! (Носорог)
Человек, который идет по дороге. (Пешеход)
- на какие 2 группы вы можете разделить эти сложные слова? (С соединительной гласной о, е)
Слайд № 7: слова разбиты на две группы
VII.Наблюдение над соединительной гласной в сложных словах
Исследование.
- Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная о, а в других е?
Обсуждение в группах.
- Произнесите эти слова. На какой согласный оканчивается первый корень?
Вывод: гласная о пишется после твёрдого согласного;
гласная е – после мягкого согласного, ж, ш и ц.
VIII.Упражнения в правописании сложных слов
- Предлагаю вам поработать в группах и потренироваться образовывать и записывать сложные слова.
1 группа (минимальный уровень) с.92 упр.172
2 группа (средний уровень) с.94 упр.176
3 группа (средний уровень) Слайд № 8:
Земл-
делать
владеть
мерить
копать
- Образуйте и запишите сложные слова.
4 группа (высокий уровень)
- Подберите и запишите сложные слова, в которых есть корень лес-
Проверка.
1 группа: дети обменялись тетрадями и оценили работу товарища.
2 группа: дети зачитывают получившиеся слова.
Самопроверка. Самооценка.
Самопроверка. Самооценка.
IX.Зарядка для глаз. Слайд № 10
Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый.
- О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (о человеке с такими чертами характера)
- Какими чертами характера обладаете вы? (высказывания детей)
Слайд № 11
Светловолосый, темнокожий, синеглазый, рыжеволосый, чернобровый.
- Когда мы употребляем такие слова? (когда говорим о внешности человека)
- Какие черты своей внешности вы можете описать сложными словами?
X.Работа в группах.
1 группа (минимальный уровень)
Работа по карточкам. Выберите и запишите черты характера, которые вам подходят.
Карточка. Самолюбивый, трудолюбивый, лежебока, слабовольный, тугодум, сердобольный, добродушный, милосердный, великодушный, пустомеля, свободолюбивый, благородный.
Выдели корни, подчеркни орфограммы – соединительные гласные.
2 и 3 группа (средний уровень) Слайд № 12
Напишите, как вы назовёте человека, у которого:
4 группа (высокий уровень)
Составьте словесный портрет – описание своего одноклассника.
Проверка.
1-я группа: выслушать 1-2 человек
2-я и 3-я группа: слайд № 12 (мягкосердечный, добродушный, остроумный, голубоглазый, темноволосый)
4-я группа.
- Прочитайте описание, а ребята должны догадаться, о ком вы говорите.
- Какие слова вы записали? Как они образовались? Подчеркните орфограммы (соединительные гласные).
Составьте и запишите предложение о своём друге (подружке) используя сложное слово (черта характера или внешний вид)
XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Что такое сложные слова? Выберите верный ответ на вопрос.
Слайд № 13
1. Все непонятные слова называются сложными.
2. Все длинные слова называются сложными
3. Слова, в которых два корня, называются сложными.
- Оцените свою работу.
- У кого были затруднения?
- Всё ли мы узнали о сложных словах? (наверное, нет)
Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся.
XII.Домашнее задание. Слайд № 14
1.Вы хотите поиграть?
Слово нужно отгадать.
С.96, упр.181
2.Хочешь знания проверить?
Составляй тогда слова.
Но запомни, что корней в них
Не один, а целых два.
С.94, упр.178
3.Творческое задание (по желанию): сочинить сказку, используя в ней сложные слова.
Размещено вт, 09/11/2010 - 22:24 пользователем елена борисовна мариничева.
Оксана Борисовна, некрасиво чужие уроки подписывать под своим именем. Этот урок составила я и он опубликован в журнале "Начальная школа плюс до и после" №8, 2008. Просто обидно!
На: Сложные слова. Образование сложных слов
На: Сложные слова. Образование сложных слов
Большое спасибо за чудесняй урок!
Я никогда не думаю о будущем. Оно наступает достаточно быстро. (А.Эйнштейн)