Используемые учебники и учебные пособия:
<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:Wingdings; panose-1:5 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:2; mso-generic-font-family:auto; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 268435456 0 0 -2147483648 0;} @font-face {font-family:"MS Mincho"; panose-1:2 2 6 9 4 2 5 8 3 4; mso-font-alt:"MS 明朝"; mso-font-charset:128; mso-generic-font-family:modern; mso-font-pitch:fixed; mso-font-signature:-536870145 1791491579 18 0 131231 0;} @font-face {font-family:"\@MS Mincho"; panose-1:2 2 6 9 4 2 5 8 3 4; mso-font-charset:128; mso-generic-font-family:modern; mso-font-pitch:fixed; mso-font-signature:-536870145 1791491579 18 0 131231 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:RU;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 53.95pt 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} @page Section2 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 53.95pt 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-columns:2 not-even 216.15pt 35.4pt 216.15pt; mso-paper-source:0;} div.Section2 {page:Section2;} @page Section3 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 44.95pt 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section3 {page:Section3;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:12658014; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-1619503126 68747275 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269;} @list l0:level1 {mso-level-number-format:bullet; mso-level-text:; mso-level-tab-stop:36.0pt; mso-level-number-position:left; text-indent:-18.0pt; font-family:Wingdings;} @list l1 {mso-list-id:1012104570; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:675948532 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l1:level1 {mso-level-tab-stop:72.0pt; mso-level-number-position:left; margin-left:72.0pt; text-indent:-18.0pt;} @list l2 {mso-list-id:1014962596; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-747095298 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l2:level1 {mso-level-tab-stop:72.0pt; mso-level-number-position:left; margin-left:72.0pt; text-indent:-18.0pt;} @list l3 {mso-list-id:1025979456; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:1274681526 68747275 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269;} @list l3:level1 {mso-level-number-format:bullet; mso-level-text:; mso-level-tab-stop:72.0pt; mso-level-number-position:left; margin-left:72.0pt; text-indent:-18.0pt; font-family:Wingdings;} @list l4 {mso-list-id:1124738785; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:2127977212 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l4:level1 {mso-level-tab-stop:63.0pt; mso-level-number-position:left; margin-left:63.0pt; text-indent:-18.0pt;} @list l5 {mso-list-id:1488395796; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:634012236 68747275 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269;} @list l5:level1 {mso-level-number-format:bullet; mso-level-text:; mso-level-tab-stop:127.5pt; mso-level-number-position:left; margin-left:127.5pt; text-indent:-18.0pt; font-family:Wingdings;} @list l6 {mso-list-id:1647510343; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-1286948608 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l6:level1 {mso-level-tab-stop:88.8pt; mso-level-number-position:left; margin-left:88.8pt; text-indent:-18.0pt;} @list l7 {mso-list-id:2095589044; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-1619356042 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l7:level1 {mso-level-tab-stop:72.0pt; mso-level-number-position:left; margin-left:72.0pt; text-indent:-18.0pt;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom:0cm;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->
Урок литературы в 11 классе
«Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…»
(По поэме С.Есенина «Чёрный человек»)
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек.
А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»
Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего.
С.Есенин
Цели:
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->Продолжить знакомство с творчеством С.Есенина
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->Выявить идейно-художественное своеобразие поэмы
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->Развитие навыка анализа поэтического текста
На сегодняшнем уроке, который является завершающим в изучении творчества Сергея Есенина, мне бы хотелось поставить перед вами не столько учебные цели, сколько нравственные. Очень важно, чтобы после нашего с вами разговора, у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».
Звучит стихотворение С.Есенина «Моя жизнь»
В 1913 году в письме к Марии Бальзамовой юный Есенин размышлял о жизни: «Есть люди, которые с тоскою проходят свой жизненный путь…Дух их тоскует и рвётся к какому-то неведомому миру», но «жизнь идёт не по тому направлению, и люди, влекомые её шумным потоком, не в силах сопротивляться ей… Я не могу так жить, рассудок мой туманится…»
Любимый Есениным Гоголь предупреждал: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
Тема утраченной молодости, несбывшихся, погибших надежд очевидна в лирике С.Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.); «Да! Теперь решено. Без возврата…» (1922г.); «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» (1922г.); «Цветы мне говорят – прощай…» (1925г.). (Если позволяет время, стихи могут быть прочитаны на уроке заранее подготовленными учениками).
Звучит стихотворение в исполнении учителя «Не жалею, не зову, не плачу»
1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России, и по отношению к собственной судьбе:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Из этих настроений и родился «Чёрный человек», над которой С.Есенин работал 2 года. Эта жуткая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.
Работа с Интернет-ресурсами
Расскажите об истории создания произведения. Как ценили критики эту поэму?
(www.school-collection.edu.ru)
Эпизод из к/ф
(Сцена в туалете. Погашен свет, гром, молния. Есенин видит в зеркале Чёрного человека).
Чтение поэмы учителем.
(задание перед прочтением: подчеркнуть слово чёрный в поэме)
Вопросы после прочтения
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Ваши впечатления?
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Кто такой чёрный человек?
(дьявол, двойник, галлюцинация пьяного человека)
Причина болезни поэта не в «осыпающем мозги алкоголе», а в его собственной душе.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Разговор пьяного человека перед зеркалом с самим собой. Но тема стороннего взгляда на себя встречается в творчестве поэта неоднократно, начиная с юношеского периода и до периода творческой зрелости:
С каждым годом я становлюсь чужим
И себе, и жизнь кому велела.
Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела.
(1916)
Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.
Мотив «двойника» довольно распространён как в фольклоре, так и в литературе. Это тень, уходящая от человека и ведущая самостоятельную жизнь. (Андерсен «Тень», Достоевский, чёрт Ивана Карамазова).
Двойник литературного героя, принимающий то или иное обличье, как правило, - это воплощение тёмной, «чёрной» стороны души самого человека, дьявольской.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот чёрный
На кресло моё садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
Словарь Г.Дьяченко даёт следующие значения прилагательного «чёрный»:
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->противоположный белому, нечистый
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->название дьявола
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебному человеку
Показательно и количество употреблений этого определения в тексте поэмы.
Подсчитайте, сколько раз вы подчеркнули слово «чёрный»?
13 раз. Чёртова дюжина.
Почему? Давайте этот вопрос оставим пока открытым.
Итак, поэма открывается тягостным признанием:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен…
Эти же строки повторяются и в середине поэмы, деля её пополам.
Что представляет собой поэма?
Поэма построена как диалог Чёрного человека с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный разговор с самим собой, откровенный до «блевоты», исповедь перед самим собой.
О чём же этот разговор?
«Прескверный гость» посетил поэта. Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него последнюю надежду на спасение.
Таким образом, герой С.Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени.
Так кто же Чёрный человек?
Работа в группах (1 ученик набирает ключевые слова из ответов групп на заготовленные заранее слайды. Учитель редактирует, затем производится запись в тетрадях)
1 группа
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Проследите по тексту, чего больше глаголов или имён?
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->В какой форме употреблены глаголы (в настоящем времени, прошедшем или будущем)?
Следовательно, можно сделать вывод:
Действие поэмы развёрнуто в … времени.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Чёрный человек – это прошлое или настоящее?
(Обратите внимание, глаголы какого времени часто встречаются в его речи).
Записи в тетрадях
Поэма почти лишена на грамматическом уровне действия: глаголов, в сравнении с именами и местоимениями, относительно мало – поэма номинативна. Здесь представлена картина.
Действие поэмы развёрнуто в настоящем времени.
Чёрный человек – это скорее прошлое. В его речи наиболее часто встречается употребление глаголов в прошедшем времени.
Неважно, какой ты сейчас или будешь потом, вот в прошлом ты…
Чёрный человек стремится повернуть вспять время лирического героя, стремится противопоставить себя современности.
2 группа
Найдите противопоставления в поэме
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Цвет
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Образ родины (Страна самых отвратительных/Громил и шарлатанов», но «…»)
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->«Книга жизни» («Мерзкая», но «..»)
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Образ Чёрного человека (глаза)
Какие цветовые эпитеты использует С.Есенин в поэме?
Чёрный и белый. Борьба двух тем: «чёрной и белой»: «Страна отвратительных/ Громил и шарлатанов», но «в декабре в той стране снег до дьявола чист»; когда «грустно», надо казаться «улыбчивым»; книга жизни «мерзкая», но в ней «прекраснейшие мысли и планы»; глаза Чёрного человека и мальчика-ребёнка (у Чёрного человека покрываются «голубой блевотой», то есть они мертвы. Это антитеза живым глазам мальчика-ребёнка. Образ ребёнка – олицетворение божественного начала, образ «гостя» - демонического. Юность героя светла до сияния («жил мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами» - не лицо, а лик!) А финал тёмен – скандальный поэт.
Это борьба света и тьмы. Граница между светлым и тёмным – зеркало.
Легенда о зеркале.
Зеркало держать в комнате – грех, по утверждению староверов, потому что оно дано дьяволом, и доказывают следующей легендой.
Какой-то старец, спасаясь в пустыне, прочёл следующие слова: «просите и дастся вам». Пустынник усомнился, и желая удостовериться, что всё ли получить может, что захочет, пошёл к какому-то царю просить руки его дочери. Царь, почудясь такому требованию, сказал о том своей дочери, которая тоже подивилась немало и потом сказала: « Так как это дело необыкновенное и чрезвычайное, то должно, чтобы старец, если захочет жениться на мне, оказал бы мне чрезвычайную услугу и принёс бы в подарок такую вещь, в которой бы я всю себя видеть могла». Это желание было высказано царевною ещё в то время, когда зеркала не были выдуманы. Монах, узнав от царя такое требование, пошёл искать такую вещь. Долго ходил он по лесам, наконец вступил в пустыню, никем не обитаемую. Посидев в ней несколько времени, он начинает слышать стон. Старец окликнул и получил ответ: «Почтенный старче! Сжалься на моё страдание, ибо я уже несколько лет заключён в этом рукомойнике, выпусти меня из этой темницы, и я тебе за это услужу, чем пожелаешь». Старец, прежде, чем освободить из рукомойника заключённого, стал требовать от него вознаграждения тою вещью, о которой говорила царевна. Заключённый обещал, и старец, сняв с рукомойника крест, выпустил чёрта. Дьявол в скором времени принёс к нему зеркало, которому старец, взяв в руки, чрезвычайно подивился, но когда увидел себя с морщинами, сединами, дряхлого и слабого, отложил навсегда намерение жениться. Однако зеркало снёс к царю и тут же, отказавшись от своего слова, стал молиться о своём прегрешении в том, что взымел сомнение противу священного писания. И так как зеркало доставлено впервые старцу дьяволом, то самые крепкие староверы долгое время не имели в своих домах зеркал. (Кирьянов, с. 71-72)
Записи в тетради
Противопоставления
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->Чёрный – белый
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->«Страна отвратительных/ Громил и шарлатанов» - «в декабре в той стране снег до дьявола чист»
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]--> Книга жизни «мерзкая» - в ней «прекраснейшие мысли и планы»
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->Глаза Чёрного человека – глаза желтоволосого мальчика
Борьба двух тем: света и тьмы. Проблема выбора человека. Свет и тьма разведены в поэме не только эмоционально, но и ритмически.
Определите размер (задание всему классу)
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->1, 11, 12 и 13 строф
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->речь Чёрного человека
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->«…Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
…
С голубыми глазами».
На протяжении всей поэмы ритмический лад нарушается.
Есть ли отличия в описании Чёрного человека в 1-ой и 2-ой частях поэмы? Найдите их.
В первой части Чёрный человек почти бесплотен. Правда, он садится на кровать, «водит пальцем по мерзкой книге», гнусавит, читает, бормочет, глядит в упор, передаёт свои мысли. То есть он описан через действия. Во второй части Чёрный человек упоминается лишь дважды, но зато описание его конкретизируется:
Он уже не «бормочет», а «хрипит», а сам «всё ближе и ближе клонится». Он уже не просто читает книгу жизни героя, а открыто издевается над ним:
Издёвка сменяется ностальгической картиной детства героя: «жил мальчик…», Чёрный человек дразнит утерянной навсегда праведной дорогой. И снова издёвка:
Выносить издевательства уже невозможно. Брошенная в Чёрного человека трость приносит герою не освобождение, а лишь опустошение. Рассвет обычно символизирующий начало, обновление, сопровождается безысходным: «Месяц умер…».
Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. До сих пор не пришли исследователи к единому мнению о гибели поэта.
Кому было выгодно, чтобы его не стало? Кто желал его смерти? (Риторические вопросы)
Может, символ внешнего представления о лирическом герое поэме, характеризующий не столько поэта, сколько отношение к нему его окружения.
Изучили творчество С.А.Есенина. Кто же он: хулиган, каким представляла его пролетарская критика, или человек, надевший на себя маску хулигана, чтобы отгородиться от жестокого мира?