Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кодирование информации

Submitted by Алсу Маславеевна Сибгатулина on пн, 22/02/2010 - 12:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сибгатулина А.М.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ "№6", учитель информатики
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 
-показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; отметить роль кодирования информации, научить кодированию и декодированию; -способствовать развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления; -воспитание культуры труда, самостоятельности в работе, интереса к предмету.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
5
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Информатика: Учебник для 5 класса /Л.Л. Босова. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.-192 с.:ил.
  2. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова.-М.: Лаборатория знаний, 2008.-87 с.:ил.
Используемая методическая литература: 
  1. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/Л.Л. Босова.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Лаборатория знаний, 2008.-464 с.:ил.
Используемое оборудование: 

компьютеры;

раздаточный материал;

 

Используемые ЦОР: 

программа “Мир информатики»- 4 год обучения, раздел “Кодирование как способ обработки информации”.

Краткое описание: 
При разработке данного урока учтены требования с позиций здоровьесбережения. Особое внимание обращено на наличие в содержательной части урока вопросов, связанных с темой здоровья и здорового образа жизни.

Тема урока: Кодирование информации. ( 5-й  класс)

Цели урока:

 

§         показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; отметить роль кодирования информации, научить кодированию и декодированию;

§         способствовать  развитию внимания,  наблюдательности, памяти, логического мышления;

§         воспитание культуры труда, самостоятельности в работе, интереса к предмету.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Вид урока: комбинированный.

 

Форма проведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

 

Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.

 

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие, дифференцированный подход.

 

Подготовка кабинета:

 

§         компьютеры;

§         раздаточный материал;

§         программа “Мир информатики»- 4 год обучения, раздел “Кодирование как способ обработки информации”.

 

План урока:

 

1.      Организационный момент.

2.      Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

3.      Объяснение нового материала.

4.      Физкультминутка.

5.      Закрепление нового материала.

6.      Практическая работа за компьютером.

7.      Домашнее задание.

8.      Подведение итогов.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

 

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный доложите об отсутствующих? Итак, начнем наш урок.

 

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

 

Ученики отвечают на следующие вопросы (фронтальный и индивидуальный опрос):

Беседа по ранее изученному мате­риалу:

- Что такое информация для чело­века?

 ( Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.)

- Какие действия человек совер­шает с информацией?

 (Информационные процессы: по­лучение, передача, хранение, об­работка и др. действия с информа­цией.)

-Приведите примеры обмена информацией между людьми. Что в вашем примере является источником информации, а что приемником?

На сегодняшний урок  вам  было задано домашняя работа- выполнить из учебника задание 7  на стр. 24 . Давайте проверим ваши ответы.

 

Ситуация

Источник

Приемник

Характер передачи

1

Школьник читает текст в учебнике

Учебник

Школьник

Односто­ронняя

2

Бабушка читает письмо

Письмо

Бабушка

Односто­ронняя

3

Мальчик про­сыпается от звонка будиль­ника

Будильник

Мальчик

Односто­ронняя

4

Разговаривают две подруги Таня и Лена

Таня и Лена

Таня и Лена

Двусторон­няя

5

Учитель объяс­няет новый ма­териал всему классу

Учитель

Учащиеся класса

Двусторон­няя

6

Регулировщик управляет по­токами машин и пешеходов

Регулиров­щик

Пешеходы, водители

Двусторон­няя

7

Человек читает объявление в газете

Газета

Человек

Односто­ронняя

8

Завуч вывеши­вает листочек с изменениями в расписании уроков

Завуч

Ученики и учителя

Односто­ронняя

9

Диспетчер со­общает, что ав­тобусный рейс отменяется

Диспетчер

Пассажиры

Односто­ронняя

10 .

Вывешен знак, запрещающий проезд по ули­це

Знак

Водители

Односто­ронняя

11

Мальчик полу­чил пригласи­тельный билет на елку

Билет

Мальчик

Односто­ронняя

 

- В какой форме поступала инфор­мация  в 3, 6, 10 пункте?

 (Информация может поступать с помощью условных знаков или сигналов).

 

 3 Объяснение нового материала.

 

        Итак, информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы.

        Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

       Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

-Ребята, откройте тетради и запишите тему урока «В мире кодов».

  Сегодня мы с вами отправимся в мир кодов, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать.

-Открываем тетради записываем  определение: код – система условных знаков для представления информации.

-Ребята, а как вы понимаете, что такое кодирование?  Давайте запишем определение в тетрадь: кодирование – запись (представ­ление) информации с помощью некоторого кода

-Ребята,  какие примеры кодирования информации вы можете привести?

(подсказка: Ребята, а как на уроках оценивают ваши знания. Выслушиваются ответы учеников и делается вывод)

-Вывод: множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь:

  • Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2” — плохих).
  • Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык.
  • С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение.
  • По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
  • Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
  • Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки.  Что они означают?

-Зачем люди кодируют информа­цию?

 (Кодирование информации необ­ходимо для:

- скрыть от других (шифры);

- записать короче (аббревиатура);

- для удобства передачи и обра­ботки)

- От чего зависит способ кодирова­ния информации?

(Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.)

-В ка­кой форме может быть закодиро­вана информация?

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:

Ø      числовой – с помощью чисел;

Ø      символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;

Ø      графический – с помощью рисунков или значков.

-Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях:

Основные способы кодирования информации:

- графический;

- числовой;

- символьный

 

4. Физкультминутка – 2 мин.

 1). Пальчиковая гимнастика: Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

    
2) Двигательная гимнастика: Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова “тише, тише” дети приседают, на “выше, выше” - выпрямляются.

 

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше, выше

Улыбнитесь друг другу, садитесь.

 

5. Закрепление нового материала (учащиеся самостоятельно выполняют  задания в тетрадях).

 

Задание 1. В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе.

Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице.

 

Кодовая таблица азбуки Морзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Раскодируйте текст.

1)    · ¾  ¾   

2)     ¾  ¾ · ·       ¾ · ·      ¾  ¾  ¾        · ¾ ·     ¾  ¾  ¾      · ¾  ¾      ¾  ¾  ¾       ¾  ¾    

 

3)      ¾            ·         · ¾  · ·       ·

 

4)    ¾  ¾ · ·       ¾ · ·      ¾  ¾  ¾        · ¾ ·     ¾  ¾  ¾      · ¾  ¾       ¾  · ¾  ¾      · ¾  ¾  ¾                

 

5)     ¾ · ·         · · ¾        · · · ·  

 

Ответ: В здоровом теле здоровый дух

 

Задание 2.  Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее. Декодируйте полученную шифровку:

        

 Деё   иепспгэё   УБН   Й  ЛСБТПУБ

 

     А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К

Я                                                         Л

Ю                                                       М

Э                                                         Н       

Ь                                                         О            

Ы                                                        П

     Ъ  Щ  Ш  Ч  Ц  Х  Ф  У  Т  С  Р      

 

Ответ: Где здоровье там и красота

 

Задание 3.  Дана кодовая таблица флажковой азбуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Расшифруйте сообщение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ответ: Здоровье в порядке спасибо зарядке.

 

6. Практическая работа за компьютером “Мир информатики-4 класс. Кодирование”

 

Учитель объясняет условия выполнения заданий. Ответы к заданиям писать в рабочих тетрадях .

Работа на компьютере.

№2, №4, №3 – задания для самостоятельной работы  (выполняют любой один номер по выбору).

Ответы: №2 впереди земля, №3 продается двухместная летающая тарелка, №4 тридцать три утюга на подоконнике – знак, что явка провалена!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Домашнее задание.

 

 

 

 

7. Домашнее задание.

 

-А теперь, ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание:

Читать п. 1.6. стр.25  , ответить устно на вопросы 1-4 стр. 28. В рабочих тетрадях выполнить  №15  стр.16.

По желанию: используя любой способ кодировки закодировать любое сообщение (например: новогоднее поздравление, послание деду морозу, любой термин из области информатики и др.).

 

8 .  Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

 

Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали на уроке:

Ø      Какие существуют способы кодирования информации?

Ø      Что значит закодировать информацию числовым способом?

Ø      Что значит закодировать информацию словесным способом?

Ø      Что значит закодировать информацию графическим способом?

(Ответы ребят). Спасибо за урок, молодцы, вы сегодня хорошо поработали.

 

 

Литература:

 

  1. Информатика: Учебник для 5 класса /Л.Л. Босова. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.-192 с.:ил.
  2. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова.-М.: Лаборатория знаний, 2008.-87 с.:ил.
  3. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/Л.Л. Босова.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Лаборатория знаний, 2008.-464 с.:ил.

 

Список электронных носителей:

 

  1.  Мир информатики 3-4 год обучения.
Прикрепленный файл Size
Статья.doc 1.41 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн