§программа “Мир информатики»- 4 год обучения, раздел “Кодирование как способ обработки информации”.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала.
3.Объяснение нового материала.
4.Физкультминутка.
5.Закрепление нового материала.
6.Практическая работа за компьютером.
7.Домашнее задание.
8.Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный доложите об отсутствующих? Итак, начнем наш урок.
2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.
Ученики отвечают на следующие вопросы (фронтальный и индивидуальный опрос):
Беседа по ранее изученному материалу:
- Что такое информация для человека?
( Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.)
- Какие действия человек совершает с информацией?
(Информационные процессы: получение, передача, хранение, обработка и др. действия с информацией.)
-Приведите примеры обмена информацией между людьми. Что в вашем примере является источником информации, а что приемником?
На сегодняшний урок вам было задано домашняя работа- выполнить из учебника задание 7 на стр. 24 . Давайте проверим ваши ответы.
№
Ситуация
Источник
Приемник
Характер передачи
1
Школьник читает текст в учебнике
Учебник
Школьник
Односторонняя
2
Бабушка читает письмо
Письмо
Бабушка
Односторонняя
3
Мальчик просыпается от звонка будильника
Будильник
Мальчик
Односторонняя
4
Разговаривают две подруги Таня и Лена
Таня и Лена
Таня и Лена
Двусторонняя
5
Учитель объясняет новый материал всему классу
Учитель
Учащиеся класса
Двусторонняя
6
Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов
Регулировщик
Пешеходы, водители
Двусторонняя
7
Человек читает объявление в газете
Газета
Человек
Односторонняя
8
Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков
Завуч
Ученики и учителя
Односторонняя
9
Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется
Диспетчер
Пассажиры
Односторонняя
10 .
Вывешен знак, запрещающий проезд по улице
Знак
Водители
Односторонняя
11
Мальчик получил пригласительный билет на елку
Билет
Мальчик
Односторонняя
- В какой форме поступала информация в 3, 6, 10 пункте?
(Информация может поступать с помощью условных знаков или сигналов).
3 Объяснение нового материала.
Итак, информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы.
Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
-Ребята, откройте тетради и запишите тему урока «В мире кодов».
Сегодня мы с вами отправимся в мир кодов, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать.
-Открываем тетради записываем определение: код – система условных знаков для представления информации.
-Ребята, а как вы понимаете, что такое кодирование? Давайте запишем определение в тетрадь: кодирование – запись (представление) информации с помощью некоторого кода
-Ребята, какие примеры кодирования информации вы можете привести?
(подсказка: Ребята, а как на уроках оценивают ваши знания. Выслушиваются ответы учеников и делается вывод)
-Вывод: множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь:
Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2” — плохих).
Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык.
С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение.
По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки. Что они означают?
-Зачем люди кодируют информацию?
(Кодирование информации необходимо для:
- скрыть от других (шифры);
- записать короче (аббревиатура);
- для удобства передачи и обработки)
- От чего зависит способ кодирования информации?
(Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.)
-В какой форме может быть закодирована информация?
Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:
Øчисловой – с помощью чисел;
Øсимвольный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;
Øграфический – с помощью рисунков или значков.
-Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях:
Основные способы кодирования информации:
- графический;
- числовой;
- символьный
4. Физкультминутка – 2 мин.
1). Пальчиковая гимнастика:Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).
2) Двигательная гимнастика:Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова “тише, тише” дети приседают, на “выше, выше” - выпрямляются.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше, выше
Улыбнитесь друг другу, садитесь.
5. Закрепление нового материала (учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетрадях).
Задание 1.В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе.
Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице.
Кодовая таблица азбуки Морзе.
Раскодируйте текст.
1) ·¾¾
2)¾¾··¾··¾¾¾·¾·¾¾¾·¾¾¾¾¾¾¾
3)¾··¾···
4)¾¾··¾··¾¾¾·¾·¾¾¾·¾¾¾·¾¾·¾¾¾
5)¾····¾····
Ответ: В здоровом теле здоровый дух
Задание 2. Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее. Декодируйте полученную шифровку:
Деё иепспгэё УБН Й ЛСБТПУБ
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К
Я Л
Ю М
Э Н
ЬО
Ы П
Ъ Щ Ш Ч Ц Х Ф У Т С Р
Ответ: Где здоровье там и красота
Задание 3. Дана кодовая таблица флажковой азбуки.
Расшифруйте сообщение:
Ответ: Здоровье в порядке спасибо зарядке.
6. Практическая работа за компьютером “Мир информатики-4 класс. Кодирование”
Учитель объясняет условия выполнения заданий. Ответы к заданиям писать в рабочих тетрадях .
Работа на компьютере.
№2, №4, №3 – задания для самостоятельной работы (выполняют любой один номер по выбору).
Ответы:№2 впереди земля, №3 продается двухместная летающая тарелка, №4 тридцать три утюга на подоконнике – знак, что явка провалена!
Домашнее задание.
7. Домашнее задание.
-А теперь, ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание:
Читать п. 1.6. стр.25 , ответить устно на вопросы 1-4 стр. 28. В рабочих тетрадях выполнить №15 стр.16.
По желанию: используя любой способ кодировки закодировать любое сообщение (например: новогоднее поздравление, послание деду морозу, любой термин из области информатики и др.).