Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



XXI век- век толерантности?!

Фото пользователя Евгений Александрович Сорокин
Submitted by Евгений Александрович Сорокин on пн, 22/02/2010 - 14:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сорокин Евгений Александрович
Место работы, должность: 
учитель истории и обществознания МОУ "Якиманско - Слободская средняя общеобразовательная школа"
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

1. сформировать у учащихся представление о толерантности; 2. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; 3. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемое оборудование: 

Мультимедиапроектор,компьютеры,  интернет

Используемые ЦОР: 

Презентации групп.

Краткое описание: 
Форма проведения: гражданский форум. Участники: учащиеся старших классов. Проблема толерантного отношения к окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принад­лежности является актуальной проблемой на современном этапе образова­ния. Данная проблема рассматривается участниками форума по "ролям": филологи, социологи, историки, политологи, юристы, культурологи, педагоги, которые рассматривают вопрос толерантности со своих позиций. Итогом работы групп является разработка кодекса толерантности и размещение материалов на форумах по проблемам толерантности.

 

  В последнее время во всех СМИ усилились разговоры о толерантности что является следствием постепенно набирающей силу глобализации. Границы между разными обществами становятся все более прозрачными. Само общество становится все более многокультурным и многоэтническим. Разумеется, в таком объединяющемся мировом сообществе границы толерантности должны быть шире.  Процесс сложный и драматический, чему мы все сегодня свидетели. Ведь расширение границ толерантности связано с разрушением веками складывавшихся нравственных, идеологических и религиозных устоев и традиций. В связи с этим   Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”.
- Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос).
  • Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.
  • Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
      Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их социального поведения? Кто и как должен воспитывать толерантную личность?
     Эти и другие вопросы интересуют сегодня ученых, педагогов, психологов, родителей. Их рассмотрением мы займемся на нашем форуме.
Сегодня на нашем форуме принимают участие филологи, социологи, политологи, культурологи, юристы, педагоги, которые обсудят эту животрепещущую проблему.
Что же такое толерантность? Кто как не филологи лучше смогут ответить на данный вопрос.
Филологи.  (приложение 1) Попробуем обратиться к этимологии понятия “толерантность”. Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы.
В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.
Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.
Как мы видим, толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов, но объединяет их одно - терпимость по отношению к другим людям!
Мы познакомились с трактовкой понятия «Толерантность» в различных словарях. А на сколько знакомо слово толерантность простым жителям и что они под этим понимают выяснили наши социологи.
Социологи (приложение 2): Представляют результаты соц. исследования  жителей.
Вопросы для исследования:
-Знаете ли вы что такое толерантность?
-Считаете ли вы себя толерантным человеком?
- Как проявляется Ваша толерантность?
(результаты опроса  презентация)
 - Большая часть опрашиваемых толерантность рассматривают, как терпимое отношение к представителям других национальностей, правда были и другие варианты мы их записали на видео (видеофрагмент).   А вот как отвечают на вопрос о толерантности, случайно выбранные люди:
- Толерантность - это склонность к соглашению, нахождению компромисса. Делать это очень сложно. Но приходится. Надо искать компромисс с родителями, с детьми. Ну и на работе тоже приходится с начальством ладить. Так что никуда от этого не денешься.
- Да, я терпим к людям. Я умею слушать, и я думаю, что этого достаточно.
- Это уживаемость со всеми. А иначе как в семье жить? Надо уживаться со всеми - старыми, малыми и прочими.
- Я чужие взгляды уважаю. Не все, конечно, и не всегда, бывают небольшие разногласия, но на то мы и люди. Приходится терпеть.
- Мы выяснили, что по данным последней переписи населения на территории Владимирской обл. проживают представители других национальностей (Слайд презентации о национальном составе Влад. Обл.).
В нашей школе есть представители других национальностей и мы на наш форум пригласили ученицу 8 кл. Гасанову Патимат (Вопросы участников форума)
- Патимат, если не секрет, какой ты национальности?
- Откуда ты приехала и как давно ты у нас проживаешь?
- Страшно ли было ехать в регион, где другие обычаи, традиции, люди?
- Чувствуешь ли ты нетолерантное отношение к себе в школе, на улице?
Но, к сожалению не всегда и не везде так гладко складываются отношения в современной России и мире!
    Обладаете ли вы информацией по проблеме не толерантного отношения к представителям др.национальностей? (вопрос к группам)
- События в Кандапоге
- погромы рынков в Москве
- Отношение к русскоязычному населению в Прибалтике и др.
    Каковы наиболее распространенные причины проявления таких интолерантных событий нам поведают политологи
Политологи  (приложение 3)
Рассмотрев основные политические события прошедших десятилетий, мы выявили на наш взгляд основные причины проявления интолерантности в государствах.
1. поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
2.  преследования, запугивания, угрозы;
 3. проповедование идеологии расизма (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
4.  ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
5.  национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
6.  фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
7.эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
8.  осквернение религиозных или культурных символов;
9.  религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
10.  изгнание (официальное или насильственное);
 
Как же должны решатьсятакие проблемы в цивилизованных государствах ?
- Законодательным путем на государственном и международном уровнях.
Группа юристов нам представит обзор международного и российского законодательства по рассматриваемой проблеме.
Юристы (приложение 4) ( представляют обзор международного и российского законодательства в виде презентации с выводом) :                  
Итак, к чему мы пришли? К тому, что толерантность в общественной жизни почти совпадает с понятием правопорядка. Терпимость - необходимый элемент самого существования общества, свойство, вырабатываемое самой природой человеческого общежития. Границы терпимости в обществе определяются законодательством (внутренним и международным).
Но вряд ли только государственными законодательными мерами можно решить данную проблему в обществе существуют и негосударственные организации которые своим воспитательным потенциалом могут разрешить некоторые проблемы например – религиозные. В нашей стране с каждым годом возрастает их влияние на духовную жизнь личности. Как рассматриваются вопросы толерантности в религиях, распространенных на территории Р.Ф. представит нам группа культурологов.
Культурологи (приложение 5) (представляют выдержки из различных религиозных учений)
“Употребляй лишь добрые слова” - Типитака
“Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним” - Коран
“Не судите, да не судимы будете” - Новый Завет
“Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...” - Ветхий Завет
“Поистине, Бог любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям” – Коран
И тд.
Таким образом мы видим, что не существует ни одной мировой религии, которая бы поощряла нетолерантные отношения.
Только ли межнациональных  и межрелигиозных отношений касается проблема толерантности?( вопрос группам)
-отношения между представителями разных молодежных субкультур
-межличностные отношения
-между болельщиками
-между учителями и учениками
В воспитании толерантности особая роль сегодня государством отводится педагогу. В чем же смысл деятельности педагога в воспитании толерантности?
Педагоги (высказывания педагогов)
 
Так было много сказано о необходимости в нашей жизни толерантности, а ко всему ли можно и нужно относиться толерантно? (вопрос к группам , обсуждение и примеры к чему нельзя относиться толерантно)
- к преступности
- к терроризму
- к жестокости во всех ее проявлениях
Всеобщая и всеобъемлющая толерантность- это идеал к нему можно и нужно стремиться особенно в 21 веке в эпоху всеобъемлющей интеграции, но возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Как вести себя человеку в многоликом мире, но при этом сохранить свою индивидуальность? Я предлагая группам подумать над этим вопросом и высказать свои предложения (обсуждение в группах, представление на презентациях) (приложение 6)
Примерные ответы:
  1. Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
  2. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
  3. Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
  4. Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.
  5. Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
  6. равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленче­ским, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, при­надлежности к какой-либо другой социальной группе);
  7. взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
  8. равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
  9. сохранение и развитие культурной самобытности и языков нацио­нальных меньшинств;
  10. охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего числа людей, если это не противоречит их культурным              традициям и религиозным верованиям;
  11. возможность следовать своим традициям для всех культур, пред­ставленных в обществе;
  12. свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и   возможности других членов общества;
  13. сотрудничество и солидарность в решении общих экологических, социальных, экономических проблем;
  14. позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
У нас на форуме присутствует психолог Чераева Надежда Александровна. Попросим ее прокомментировать ваши ответы. (комментарии психолога)
Я предлагаю данную разработанную нами программу толерантного поведения выложить на интернет-форуме, посвященном проблемам толерантности. Возможно это заставит кого – то задуматься о том, а толерантен ли он по отношению к окружающим его людям. (приложение 7)
И в заключение хочется отметить, что толерантность, будучи одним из требований и достижений современной культуры, - как мы видели, сложное и многогранное явление. Поэтому к толерантности не следует подходить легкомысленно. Достойно всяческого поощрения в ней то, что ведет к органическому единению людей во взаимном уважении и братской любви. Заслуживает осуждения та толерантность, которая, закрывая глаза на фактическое или идеологическое зло, тем самым является орудием и проводником зла в мире. Очень важный аспект проблемы толерантности состоит в том, что это труд, это процесс. Это действительно тяжкий труд, и очень не безоблачный, требующий осторожности и мудрости, даруемой вдохновением.
Прикрепленный файл Size
приложение 7.doc 30 KB
приложение 1.ppt 890 KB
приложение 2.ppt 345 KB
приложение 3.ppt 1.31 MB
приложение 4.ppt 278 KB
приложение 5.ppt 1.34 MB
Группа Политологов!.ppt 75 KB
ИСТОРИКИ.ppt 38.5 KB
социологи.ppt 92.5 KB
Уважать и признавать равенство людей других национальностей и.ppt 95.5 KB
Филологи.ppt 52 KB
юристы.ppt 67.5 KB

»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей истории

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн