Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



кислород

Фото пользователя Марина Васильевна Белозерова
Submitted by Марина Васильевна Белозерова on Fri, 26/02/2010 - 07:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Белозерова М.В.
Место работы, должность: 
учитель МОУ СОШ пос. Санболи
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
обобщить и систематизировать знания учащихся о кислороде в природе, его свойствах, получении и применении; познакомить учащихся с процессами дыхания, фотосинтеза, горения и медленного окисления.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
19
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник Габриелян Химия 9 класс

Используемое оборудование: 

пероксид водорода, катализатор MnО2, химический стакан, лучинка, спички

Краткое описание: 
урок комбинированного типа с использованием элементов театрализованного представления

 

УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «КИСЛОРОД».
 
 
 
 
 
 
 
Учитель: М. В. Белозёрова
 
УРОК 25. КИСЛОРОД.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о кислороде в природе, его свойствах, получении и применении; познакомить учащихся с процессами дыхания, фотосинтеза, горения и медленного окисления.
Оборудование: пероксид водорода, катализатор MnО2, химический стакан, лучинка, спички.
Эпиграф: «Кислород, как бог, - вездесущий, всемогущий, невидимый».                                                                         
                                                                                                            Овидий.
ХОД УРОКА
1.     Вступительное слово учителя.
Сегодня с вами мы говорим
О том, чем дышим мы,
А он невидим.
Но разве можно б было, дети,
Без газа этого прожить на свете?
Жизнь без него тяжелой бы была
Вернее, не было ее бы никогда.
Да и вода состоит из него,
А без воды на Земле – ничего.
Итак, урок о кислороде,
А он единственный в своем роде.
Повторим получение и строение,
Все свойства, даже применение.
Цель ставлю перед вами я:
Из космоса к нам летят друзья,
У них для дыханья другой газ,
Но просят помощи они у нас.
У них на планете случилась беда –
Газ для дыханья исчез навсегда!
Чтоб счастливо жили они на планете,
Нам нужно постараться, дети,
О кислороде им рассказать
И верно опыт показать.
 
Входят учащиеся, одетые в костюмы инопланетян.
 
Инопланетяне:
Мы с планеты другой прилетели,
Подружиться бы с вами хотели.
А еще мы хотели б узнать,
Из чего кислород получать.
             Познакомьте, пожалуйста, нас –
             Что же это такое за газ?
             Правда, что в нем железо горит?
             А еще что такое оксид?
Море разных вопросов у нас,
А ответить на них просим вас.
Помогите, пожалуйста, нам,
Заранее благодарны вам.
 
Далее инопланетяне задают вопросы, а учащиеся отвечают на них.
 
Вопрос 1.Что же такое кислород? Когда люди впервые познакомились с ним?
 
Учащиеся рассказывают, что кислород О2 – химический элемент 6 группы периодической системы Д.И. Менделеева: атомный номер 8, относительная атомная масса 15,9994.
Кислород был одновременно получен шведским ученым К. Шееле (1768 – 1773) при прокаливании селитры (КNO3, NaNO3) и других веществ и английским химиком Дж. Пристли при нагревании оксида ртути HgO (1774). В 1777г. А. Лавуазье объяснил прцессы дыхания и горения и дал название кислороду oxygenium – рождающий кислоты.
 
Вопрос 2.Кислород – обязательный спутник жизни. Именно поэтому ученые ищут кислород в атмосфере Марса, Венеры и других планет. В атмосфере Марса обнаружены ничтожные следы кислорода, а вот в атмосфере Венеры его почти нет. А где на вашей планете находится кислород? И какими свойствами он обладает?
 
Рассказ о нахождении кислорода на Земле, о свойствах кислорода.
Кислород – самый распространенный элемент в земной коре (47 % от её массы). Воздух содержит около 20,95% по объёму кислорода. В гидросфере – водной оболочке Земли – почти 86% по массе кислорода. Кислород входит в состав воды, горных пород, многих минералов.
Свободный кислород на Земле существует благодаря процессам фотосинтеза.
Кислород является жизненно важным элементом почти всех живых организмов. Кислород необходим для дыхания.
Кислород участвует в тлении и гниении погибших животных и растений, при этом сложные органические вещества превращаются в конечном итоге в диоксид углерода, воду и азот, последние вновь включаются в общий круговорот веществ в природе.
Кислород имеет 3 устойчивых изотопа 16О,17О,18О. Первый из них составляет 99,76% от всего общего числа атомов кислорода на Земле. В свободном состоянии кислород встречается в виде двух аллотропных модификаций: кислорода и озона.
 
Учитель: Ребята, давайте вспомним физические свойства кислорода.
 
Кислород – бесцветный газ,без вкуса, без запаха, малорастворим в воде (при 20 градусах Цельсия 100 объёмов воды растворяют 3.1 объёма кислорода). При н.у. кислород имеет плотность 1.43 г/л. При – 183 градусах Цельсия и 101.325 кПа кислород конденсируется в бледно-синюю жидкость, а при 218.8 градусах Цельсия затвердевает, образуя синие кристаллы.
 
Вопрос 3. Как мы поняли кислород – это газ-невидимка. Значит, его нельзя получить, поймать для того, чтобы им пользоваться?
 
Рассказ о получении кислорода в лаборатории, промышленности, запись уравнений, демонстрация опытов, рассказ о процессах фотосинтеза.
 
В промышленности кислород получают из сжиженного воздуха, а также электролизом воды. Кислород хранят и транспортируют в стальных баллонах под давлением 15МПа.
В лаборатории кислород можно получить:
1. Нагреванием кислородсодержащих веществ, например хлоратов в присутствии катализатора MnО2 и перманганатов:
MnО4 =K2MnO4 +MnO2 +O2
2KClO3 = 2KCl + 3O2
2.Каталитическим разложением пероксида водорода (катализатор MnО2):
2О2 = 2О + O2 ( ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА)
 
Учитель:
 Давайте расскажем нашим гостям о химических свойствах кислорода.
А начну я.
Легенда о водопаде.
   Давным- давно жил добрый и справедливый король Водород. Его страна утопала в зелени и фортанах. Сады и цветы благоухали так нежно, что вдохнув их аромат, люди забывали о своем горе. Но страна располагалась далеко от своих соседей и потому не вступала в химические реакции.
 Другой страной правил король Кислород. Он был злой и коварный. Земля у него была сухая и песчаная, на ней не было ни цветов, ни фонтанов, только одинокие сухие деревья и растительность пустыни приукрашивали эту грустную картину.
 У Кислорода была сильная и выносливая армия. Воины, загорелые на солнце, малословны и сильны.
 Однажды ночью Кислороду приснилась чудесная цветущая и зеленая страна. Она так ему понравилась, что он решил во что бы то ни стало править этой зеленой страной.
 И вот после долгого размышления Кислород собрал свои войска и пошел войной на страну Водорода. Они долго шли, но когда достигли зеленой страны, то их путь перекрыла смелая армия защитников зеленой страны. Когда оба войска выстроились друг против друга, было принято решение, что прежде сойдутся в поединке короли.
 И вот на поле брани сошлись Кислород и Водород. В пылу битвы они поднимались все выше и выше. Оказавшись на вершине скалы, мечи их одновременно пронзили друг друга. И в тот же миг с вершины скалы забил прекрасный водопад.
 И до сих пор вода его бурлит и пенится, словно воины сражаются на поле боя.
О какой химической реакции идет речь в легенде?
 
Учащийся пишет уравнение реакции.
 
Учитель: Какие еще химические свойства кислорода вы знаете?
Учащиеся рассказывают о том, что…
1.Электронная конфигурация кислорода 1s2 2s22p4. Принимая на внешнюю оболочку для ее завершения 2е, кислород проявляет степень окисления -2 (исключения – в соединениях со фтором ОF2 и О2F2 кислород имеет степень окисления +2 и +1). Валентность кислорода в химических соединениях обычно равна 2.
2.Кислород способен образовывать оксиды со всеми элементами, кроме инертных газов – гелия, неона , аргона. С галогенами, криптоном, ксиноном, золотом и платиной кислород непосредственно не реагирует, их оксиды получают косвенным путем.
3.Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота и свет. Такие реакции называются реакциями горения.
Наиболее активными Ме в реакциях окисления являются щелочные и щелочно-земельные Ме. В случаях хрома и алюминия образующаяся пленка оксида препятствует дальнейшему окислению.
Железо в обычных условиях окисляется медленно, но раскаленная до красна железная проволока горит в кислороде:
3Fe + 2O2 = Fe3O4
 
Углерод, сера, фосфор сгорают в кислороде:
С + О2 = СО2
S + О2= SО2
4P + 5О2=2P2O5
 
4.Кислород взаимодействует со многими сложными веществами, например:
4NH3 + 3О2 = 2N2 + 6H2O
2H2S + 3О2 = 2SO2 + 2H2O (избыток кислорода).
 
Вопрос 4.Если кислород все-таки получают, у него наверное, большая сфера применения?
 
Учащиеся рассказывают, что кислород используется в металлургических производствах, при взрывных работах, для сварки и резки металлов, как окислитель топлива в ракетных двигателях.
 Кислород находит применение и в медицине (например, кислородные подушки), а также в кислородных приборах, используемых при работе в трудной для дыхания атмосфере.
Кислород требуется также в многочисленных процессах химической промышленности как реагент.
 
Учитель: Дорогие наши гости, мы постарались ответить на все ваши вопросы. Я благодарю всех за работу.
Подводятся итоги урока, обсуждаются ответы учащихся.
 
2.Домашнее задание: п.20, упр.1,2,3,7. 

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн