Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Библиотечный урок - презентация по творчеству В.В.Бианки "Лесной корреспондент"

Фото пользователя Альбина Николаевна Фомина
Submitted by Альбина Николаевна Фомина on Fri, 26/02/2010 - 16:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фомина Альбина Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 47 п.Сенной Вольского района Саратовской области Зав. библиотекой
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
Библиотечный урок по творчеству В.В.Бианки в сопровождении презентации

 

ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В.Бианки
ЗАДАЧИ:на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;
учить понимать природу, её законы и особенности;
развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка «Мудрец с душой ребёнка», буклеты «Виталий Валентинович Бианки», компьютер, мультимедиапроектор, жетоны за правильные ответы
 
Ход мероприятия:
Слайд1-2:
            Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.
Слайд3:
 Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.
            Слайд4:                                 Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
           Слайд5:                               Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
          Слайд6:                                   Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
            Наш библиотечный урок мы посвящаем жизни и творчеству писателя – натуралиста Виталия Валентиновича Бианки, ему в этом году исполнилось бы 115-лет, которого часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». Всё написанное Бианки – это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Книги Бианки помогают найти ключи ко многим тайнам окружающего нас мира.
            «Переводчики с бессловесного» - так он называл себя и своих собратьев по перу, писателей, которые тоже писали о животных. Человек буквально влюблённый в природу, как никто другой знающий её, Виталий Бианки большую часть жизни посвятил описанию мира загадочного и неповторимого, таинственного и удивительно разнообразного – мира русского леса и его обитателей. Но давайте обо всём по порядку.
Слайд7:
Родился Виталий Валентинович Бианки 12 февраля 1894 года в Петербурге. Отец его был учёным – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающих птиц), работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Именно он привил ему интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт». Отец Валентин Львович ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир, но мёртвый, неподвижный, молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.
Слайд8:
Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку», которая могла бы оживить музейных экспонатов.
            Уже став взрослым, В.В.Бианки понял, что такой «волшебной палочкой»,  может быть только слово, только рассказ.
Слайд9:
            Отец ввёл сына и в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.
            «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче  примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь», отмечал В.В.Бианки.
            Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе.
            В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь.
            Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.
Слайд10:
 Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.
Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки, невозможно не полюбить, Виталий Валентинович рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться так, что от книжки оторваться невозможно. В самом обыкновенном он умеет показать новое, не замеченное нами.С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника — мышонка Пика, переживаем из-за бедного муравьишки, попавшего в беду, размышляем о том, чей нос лучше, удивлённо узнаём, кто чем поёт.
            Слайд11:  
В 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).
Слайд12:
Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.
Слайд13:
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки.
Слайд14:
 В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.
Слайд15:
Он написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы.
            В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.
 
 
Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».
Слайд16:
 Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая Бианки мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки. 
Слайд17:
Послушайте, ребята один из рассказов Бианки. («Кто чем поёт»)
Сегодня мы совершим с вами  экскурсию по страницам книг ученого и писателя – Виталия Бианки.  
         Слайд18:                                 Теперь наступил викторины черёд,
                                                          Ребят на экране давно она ждёт
(За правильные ответы детям даются жетончики. Игроки, набравшие большее количество жетонов, становятся победителями)
          Слайд19-27:
          1. Конкурс «Птичья галерея» (Ребятам предлагается по фотографиям узнать птиц)
          Игра «Летает, не летает» (Ведущий называет птиц, дети машут руками, если птица летает, а если не летает, присесть)  Сова, аист, сокол, воробей, перепёлки, пингвин, ласточка, синица, грач, сорока, попугай, страус, журавль, фламинго, чайки, тетерев, глухарь, галка, ворона, курица, снегири, жаворонок, соловей, скворец, лебеди, киви
            Слайд28-29:
2. «Угадай, кто это?»
(По описанию ребятам предлагается угадать персонажей произведений В.Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка)
            1. «Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук – сенокосец. «Как муравьишка домой спешил»)
            2. «Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп. «Как муравьишка домой спешил».)
            3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».)
            4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».)
            5. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт?»)
            6. «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой – прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир. «Первая охота».)
            7. «Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях – зазубренки, а на ножках зацепочки. Трёт она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает -стрекочет». (Саранча. «Кто чем поёт?»).
            8. « Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!»   (Аист «Кто чем поёт»)
            Слайд30:
3.«Допишите название птицы»
            тонконос-   (мухолов)
            крестонос- (клёст)
            долгонос- (бекас)
            серпонос-    (кроншнеп)
            сетконос-     (козодой)
            мешконос-    (пеликан)
            долбонос-     (дятел)
            Слайд31-35:
4.  «Знатоки произведений Бианки»
            1. Какая книга у Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета»)
            2. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Птица бросает гнездо)
            3. На что похож домик Иволги? (На лёгкую плетёную корзиночку «Лесные домишки»)
            4. Чем поёт Бекас? (Хвостом. «Кто чем поёт?»)
            5. Какая птица свою песню на воде исполняет? (Выпь.  «Кто чем поёт?»)
            6.Какая птица не вьёт гнезда, а строит нору на берегу и пол в ней выстилает тонкими рыбьими косточками? Зимородок. «Рыбий дом»
            7. У какой птицы нос служит и сеткой и глоткой? (Козодой-сетконос)
            8. Зачем Бекасу-Долгоносу прямой и длинный нос? (козявок из тины доставать удобно)
            9. Какой клюв у Шилоноса? (длинный и загнутый к верху, в воде живность поддевать)
            10. Почему у Кроншнепа-Серпоноса клюв вниз смотрит?
            (чтоб червяков и букашек из травы доставать)
            11. Что стало с Мухоловом? (прилетел ястреб и съел его «Чей нос лучше?»)
            12. Вьёт ли гнездо Козодой? (Не вьёт, а высиживает яйца прямо на земле)
            13. Для чего клесту клюв крестом? (он им круглый год семечки из шишек вылущивает)
            14. Гнездо какой птицы похоже на варежку? (синичка - ремез)
            15. Как называют птицу с мешком под клювом? (пеликан-мешконос)
            16. Как называется птица, которая, защищаясь от врага, извивается и шипит как змея? (вертишейка)
            17. У кого отрастает утраченная часть тела? (у ящерицы, у рака)
            18. Какие птицы спят и прячутся, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики, куропатки)
            19. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушка. Она подбрасывает яйца и отдаёт своих птенцов на выкорм другим птицам.)
            20. На что похож удод? (На пёстрый лоскут)
            21. Какие способы защиты животных от врага вы знаете? (обман, прячутся, пугают, оперенье, шипят)
            Слайд36-49:
            6. «Загадки о птицах»
            Слайд50:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги В.Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин и многие другие.Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.
                                                (Награждение победителей)
 
Слайд51:                                                     Список литературы:
1.      Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения.- М.: Дрофа, 2004.-88с.: ил.
2.      Гроденский Г.П. Виталий Бианки: Критико-биографический очерк/ Гр. Гроденский.-М.: Дет. лит., 1966.-94с.: ил.
3.      Приключения муравьишки: Сказка / Рис. Е.Чарушина. — Л.: Дет. лит.,1989. — 32 с.: ил.
          4.   Бианки В.В. Рассказы/ Худ. Е.Подколзин. – М.:Стрекоза, 2008.- 159с.: ил.
          5. Бианки В.В. Лесная газета/ художник В.Курдов.- Л.: Дет.лит., 1990.-351с.:ил.
          6. Бианки В.В. Мастера без топора/Художник В. Федотов. – М.: Малыш,1972
          7.   Бианки В.В. Первая охота: Рассказы/ Рис.Е. и Н. Чарушиных. – Л.: Дет. лит., 1975.-47с: ил.
          8.   Бианки В.В. Лесные домишки/Художник Н.Чарушин.-М.: Малыш, 1989.
          9.   Бианки В.В. Кто чем поёт?/Рис. Р.Варшамова. – М.: Дет. лит., 1983.
        10. Бианки В.В. Рыбий дом: Сказка/Рис. Р.Варшамова. – М.: Дет. лит., 1985. 
Библиотечный урок-презентация «Лесной корреспондент»
К 115- летию В.В.Бианки
(для учащихся 3,4 классов)
Прикрепленный файл Size
Библиотечный урок по творчеству Бианки.pptx 9.44 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн