- всем ученикам и их родителям выполнить задание по определению стратегии дела (карточки прилагаются);
- повторить материал о купцах-благотворителях и меценатах;
- подобрать и записать качества характера человека, раскрывающие его положительные стороны;
- некоторые ученики получают индивидуальное задание.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок: мы проводим его вместе с нашими гостями и располагаемся в ресурсном круге.
Я пожелаю вам:
- узнать много нового и интересного;
- поделиться с другими своими знаниями и мыслями;
- рассказать о своих чувствах;
- увидеть в окружающих людях добрых друзей
- и, наконец, разобраться в главном вопросе нашего урока:
Что важнее: наживать добро или творить добро?
Записываем тему урока. Продолжаем разговор о купеческом сословии и не только о нем.
II. Ресурсный круг.
Учитель:
- Когда-то, начиная книгу «Мои истоки», вы дарили людям добрые слова. Давайте сейчас назовем добрые качества человека (добродетели). А передавать мы будем сердце, потому что именно в нем живут добродетели. И каждый получит частичку добра и сам поделится добром.
Ученики, начиная с учителя, называют добрые качества человека: доброта, любовь, верность, самопожертвование, милосердие, скромность, заботливость, нежность, внимательность, трудолюбие, щедрость, достоинство, правдивость, бескорыстие, терпение, искренность, отзывчивость, чуткость, сострадательность, мужественность, честность, совестливость и др.)
Учитель:
- Сейчас вы называли добрые качества человека. Все они живут в милосердном человеке.
Как вы понимаете слово милосердие? Какого человека можно назвать милосердным?
(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Значит, милосердный человек – это тот, у кого милое сердце. Сердце, которое передавали в круге, ставится перед всеми на подставку.)
- Легко ли быть милосердным?
III. Работа по теме.
1. Беседа:
- Как вы понимаете выражения:
«наживать добро»
«творить добро»?
- Какой выбор сделать? Что предпочесть? Представьте, что вы получили большую прибыль. Как вы ею распорядитесь? (Ответы учеников.)
Слово учителя:
- Деятельность купца предпринимателя (или вообще любого человека) все время ставит людей перед многими искушениями. Богатство как будто испытывает душу, совесть, порядочность. Человек должен все время пытаться совместить «наживание добра» и «творение добра».
- Что помогает сделать правильный выбор?
(следование заповедям Божьим, голос совести, порядочность, знание народной мудрости.)
- Прочитайте пословицы (пословицы вывешены на доске) и определите, о чем говорит народная мудрость:
Богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал.
Денежку наживай, а честь не продавай.
Лишнего не бери, душу не губи.
Хлопочи не о прибыли, а о добром имени.
Торгуй, продавай, а Бога не забывай.
Так поступали и поступают благотворители и меценаты.
2. Об истории благотворительности и благотворителях.
а) словарная работа.
- Объясните значения слов:
благотворительность (оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости);
меценатство (богатый покровитель наук и искусства).
б) история благотворительности (рассказы учеников, подготовивших материал):
- Свои истоки благотворительность берет с библейских времен. Главная заповедь, данная людям Богом: «Любите друг друга». Апостол Павел писал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все прощает, всему верит, на все надеется, все переносит».
- Примером праведных людей являются родители Девы Марии Иоаким и Анна. Они были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Ежегодно они выделяли из своих доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. И только одну часть употребляли на свои нужды.
- На Руси благотворительная деятельность началась сразу после принятия христианства. Великий князь Владимир повелел, чтобы всякому нищему, приходящему на княжеский двор, выдавалось, что ему нужно: пища, питье и деньги.
в) купцы-благотворители.
Учитель:
- Известно, что очень часто благотворительностью занимаются деловые люди. Некоторые из них навсегда оставили о себе добрую память. Знаете ли вы их имена?
(Бахрушины, Морозовы, Мамонтовы, Третьяковы)
- Узнайте, о ком из известных благотворителей и меценатов идет речь.
Ученики, подготовившие материал, рассказывают, а остальные должны назвать имена благотворителей:
- Этот предприниматель принадлежал к известной семье тульских кузнецов, которые во времена Петра I стали осваивать рудные богатства Урала и строить заводы, выполняющие оборонные заказы Российского государства. Впоследствии представители этого рода стали известными промышленниками и благотворителями.
На портрете Дмитрия Левицкого мы видим Прокофия Акинфиевича, изображенного в домашнем халате. За его фигурой стоят горшки с цветами, показывая увлечения хозяина – садоводство. Но жест героя указывает на предмет его неусыпных забот – здание Воспитательного дома, на содержание которого он тратил большие деньги.
- Издателей можно разделить на две группы: одни удовлетворяют существующий спрос, другие формируют новых читателей. Последние весьма редки, но именно к ним принадлежал этот человек. Его деятельность по широте и размаху – явление исключительное для своего времени. Основной капитал предприятия на момент создания (1883 г.) составлял 75 тыс. рублей, а в 1916 году – 18 млн. рублей. Выпуск «Военной энциклопедии», «Детской энциклопедии», основание серии «Библиотека самообразования», издание учебников, пособий, детской художественной литературы – вот далеко не полный перечень заслуг «Товарищества», которое возглавлял этот предприниматель.
- Когда в мае 1856 года молодой московский купец впервые приобрел картину, никому, конечно, и в голову не пришло, что случилось нечто значительное. Возможно, что и сам купец не сразу осознал всю глубину движения своей души. Однако минуло менее пяти лет, и он составляет «Завещание», в котором говорится: «Я желал бы оставить национальную галерею. Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как заложить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, все удовольствие».
г) благотворители Марийского края.
Учитель:
- Мы хорошо знаем имена многих благотворителей. Были ли они в нашем крае?
Ученики рассказывают (учитель показывает фотоматериалы):
- В XVIII веке в Царевококшайске стал укрепляться социальный слой купечества. Особенно знаменитым в Марийском крае был род Пчелиных. На средства этого семейства были построены Вознесенская церковь в Царевококшайске (1756 г.) и храм в Цибикнуре.
- На пожертвования Стефана Вешнякова и крестьянина Алексея Осокина были возведены Тихвинская кладбищенская церковь (1774) и каменная Троицкая церковь (1736).
- В 1979 году в Царевококшайске открылось земское училище. Его почетным смотрителем был утвержден купец первой гильдии В. Булыгин, который помогал укреплять учебную базу школы и поддерживал развитие сети библиотек в крае.
- В 1830 году в столице была устроена первая больница. Купчиха М. И. Корепова добилась разрешения, чтобы для возведения больничного комплекса был выделен специальный участок. Благодаря пожертвованиям купчихи, в 1890 году было построено несколько больничных зданий и первый водопровод.
- Купцом А. Корелиным в 1886 году была основана первая женская богадельня – приют для одиноких старых людей. Затем богадельня была преобразована в Богородице-Сергиев монастырь.
3. Активное занятие: работа в группах.
Учитель:
- Мы знаем, кто такие купцы и предприниматели, каково их дело. Мы уже представляли себя купцами-торговцами на базарной площади или ярмарке. Теперь давайте вообразим себя современными предпринимателями, выберем стратегию дела и принципы ее реализации.
Дома вы уже сделали свой выбор, поэтому сейчас работаем в группах, не забывая о правилах общения.
Задание
ЭтапI.
Представьте себе, что вы являетесь предпринимателем. Для реализации идей вам необходимо выбрать стратегию действий и соответствующие ей принципы (правила).
Выберите стратегию дела и обведите соответствующую букву.
Стратегия А. Мы выпускаем товары, которые популярны в настоящее время. Они доступны по цене, но невысокого качества. Это дает нам возможность быстро получить большую прибыль.
Стратегия Б. Мы выпускаем товары, которые проверены временем и будут долго служить покупателю. Они требуют высоких материальных затрат с нашей стороны и значительно сократят нашу прибыль в начале нашей деятельности.
ЭтапII.
В соответствии с выбранной стратегией определите принципы деятельности, которыми вы будете руководствоваться, и обведите их номера.
Принципы (правила):
- Рассчитать наперед, продумать, взвесить все «за» и «против».
- Дойти до желаемого результата, не поступившись совестью.
- Видеть свою реальную выгоду.
- Быть уверенным, что товар надежно служит покупателю.
- Снижать цену за счет качества сырья.
- Главное, чтобы товар пользовался спросом и внешне выглядел привлекательно.
- Использовать рекламу любого содержания, лишь бы привлечь покупателя.
- Быть требовательным в выборе партнеров, беречь свое доброе имя.
После работы и обсуждения учитель знакомит с мнением родителей (если есть возможность, то лучше пригласить родителей-предпринимателей на урок), которые тоже выполняли это задание.
Учитель:
- Честная торговля и разумное предпринимательство как воздух необходимы Отечеству. Купец Александр Чичкин сказал замечательные слова: «Поэты поэтами, но ведь и бочкою масла. И головкою сыра, и бутылкой чистого вкусного молока, которую мы дарим детям, можно в равной степени служить благу и расцвету родной земли, славить свое Отечество». Лучшие люди всегда понимали это и осознавали, что их труд должен быть направлен на благо людей. Только при этом условии он был и остается п р а в е д н ы м.
Мы согласны с мыслью о том, что богатство не делает человека счастливым, сребролюбие приводит к греху и безрассудству. Радость и полноту жизни дает не только приобретение, но и любовь, доброе отношение к людям и все другие хорошие качества, которыми наполнено наше милое сердце.
IV. Обобщение.
1. Ресурсный круг.
Ответ на вопрос: Мы говорили о благотворителях, уже взрослых, состоятельных людях, которые занимались или занимаются благотворительностью. Посмотрите на портрет Мики Морозова работы В. Серова. Пройдут годы, и 4-хлетний прелестный Мика станет меценатом, выдающимся знатоком искусства. Но уже в этом маленьком человечке художник сумел уловить главное – ощущение радости жизни, любознательность, стремление и порыв, открытость миру.
- Нужно ли откладывать милосердные дела «на потом»? Нужно ли сейчас учить сердце быть милым? Как? Какие дела милосердия можно совершать сейчас?
2. Слово учителя:
- Милосердие – это всякое доброе дело. Быть милосердным, быть благотворительным нужно учиться с детства. И, совершая добрые дела, не гордиться собой, не хвастаться, а понимать, что истинно милосердный человек – это тот, кто скромен, это тот, кто творит добро по зову сердца, не ожидая похвалы или награды.
Чтобы вы помнили это, на память вам я дарю сердечки как частицы большого доброго сердца. (Сердечки кладутся в протянутую руку. Затем хором читаем мудрость, написанную на сердечках: «Спешите делать добрые дела». Та же надпись читается еще раз и выставляется на карточке рядом с сердцем.)
V. Домашнее задание:страница рукописной книги «Наживать добро или творить добро? Купеческое сословие». Названия рубрик вывешивается на отдельном листе.