Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Наживать добро или творить добро? (Заключительный урок по разделу «Купеческое сословие» социокультурной программы «Истоки» в 7 классе).

Submitted by Елена Юрьевна Филимонова on Sat, 27/02/2010 - 18:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Филимонова Елена Юрьевна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы МОУ "Медведевская СОШ №2"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
Воспитание духовно-нравственных качеств личности.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";} 1. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2006.

2. Голубцова Т. И., Красикова Н. Б. Истоки. Рабочие тетрадь для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И. А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2007.

 

Используемая методическая литература: 

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";} 1. Снессорева С. Земная жизнь пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон…- М.: Благовест, 2001.

2. Город Йошкар-Ола: Сборник документальных очерков. - Йошкар-Ола: Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, администрация МО «Город Йошкар-Ола», 2004.

3. Даль В. И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х томах./ Вступ. слово М. Шолохова. – М.: Худ. лит., 1984.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1987

5. Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т. В. Калашниковой. – М.: Олма-пресс, 2000.

 

Используемое оборудование: 

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

1. На доске:

- портреты купцов-предпринимателей (П. А. Демидова, П. М. Третьякова, И. Д. Сытина, С. Дягилева, Мики Морозова);

- тема урока и пословицы по теме;

- материал по теме «Благотворители Марийского края».

2. Парты расставлены кругом.

3. Подготовлено большое сердце и маленькие сердечки как символы урока.

 

4. Музыкальное произведение для работы в группе.

 

Краткое описание: 
Представлен заключительный урок по разделу «Купеческое сословие» социокультурной программы «Истоки». На нем использованы активные формы обучения: ресурсный круг, работа в группе. Урок направлен на развитие духовно-нравственных качеств личности посредством обращения к истории благотворительности в России и Марийском крае.

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Предварительное задание к уроку:

- всем ученикам и их родителям выполнить задание по определению стратегии дела (карточки прилагаются);

- повторить материал о купцах-благотворителях и меценатах;

- подобрать и записать качества характера человека, раскрывающие его положительные стороны;

- некоторые ученики получают индивидуальное задание.

 

 

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок: мы проводим его вместе с нашими гостями и располагаемся в ресурсном круге.

Я пожелаю вам:

- узнать много нового и интересного;

- поделиться с другими своими знаниями и мыслями;

- рассказать о своих чувствах;

- увидеть в окружающих людях добрых друзей

- и, наконец, разобраться в главном вопросе нашего урока:

 

Что важнее: наживать добро или творить добро?

Записываем тему урока. Продолжаем разговор о купеческом сословии и не только о нем.

 

II. Ресурсный круг.

Учитель:

- Когда-то, начиная книгу «Мои истоки», вы дарили людям добрые слова. Давайте сейчас назовем добрые качества человека (добродетели). А передавать мы будем сердце, потому что именно в нем живут добродетели. И каждый получит частичку добра и сам поделится добром.

 

Ученики, начиная с учителя, называют добрые качества человека: доброта, любовь, верность, самопожертвование, милосердие, скромность, заботливость, нежность, внимательность, трудолюбие, щедрость, достоинство, правдивость, бескорыстие, терпение, искренность, отзывчивость, чуткость, сострадательность, мужественность, честность, совестливость и др.)

 

Учитель:

- Сейчас вы называли добрые качества человека. Все они живут в милосердном человеке.

Как вы понимаете слово милосердие? Какого человека можно назвать милосердным?

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Значит, милосердный человек – это тот, у кого милое сердце. Сердце, которое передавали в круге, ставится перед всеми на подставку.)

- Легко ли быть милосердным?

 

III. Работа по теме.

1. Беседа:

- Как вы понимаете выражения:

«наживать добро» 

«творить добро»?

 

- Какой выбор сделать? Что предпочесть? Представьте, что вы получили большую прибыль. Как вы ею распорядитесь? (Ответы учеников.)

 

Слово учителя:

- Деятельность купца предпринимателя (или вообще любого человека) все время ставит людей перед многими искушениями. Богатство как будто испытывает душу, совесть, порядочность. Человек должен все время пытаться совместить «наживание добра» и «творение добра».

 

- Что помогает сделать правильный выбор?

(следование заповедям Божьим, голос совести, порядочность, знание народной мудрости.)

- Прочитайте пословицы (пословицы вывешены на доске)  и определите, о чем говорит народная мудрость:

Богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал.

Денежку наживай, а честь не продавай.

Лишнего не бери, душу не губи.

Хлопочи не о прибыли, а о добром имени.

Торгуй, продавай, а Бога не забывай.

Так поступали и поступают благотворители и меценаты.

 

2. Об истории благотворительности и благотворителях.

а) словарная работа.

- Объясните значения слов:

благотворительность (оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости);

меценатство (богатый покровитель наук и искусства).

б) история благотворительности (рассказы учеников, подготовивших материал):

- Свои истоки благотворительность берет с библейских времен. Главная заповедь, данная людям Богом: «Любите друг друга». Апостол Павел  писал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все прощает, всему верит, на все надеется, все переносит».

- Примером праведных людей являются родители Девы Марии Иоаким и Анна. Они были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Ежегодно они выделяли из своих доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. И только одну часть употребляли на свои нужды.

- На Руси благотворительная деятельность началась сразу после принятия христианства. Великий князь Владимир повелел, чтобы всякому нищему, приходящему на княжеский двор, выдавалось, что ему нужно: пища, питье и деньги.

в) купцы-благотворители.

 

Учитель:

- Известно, что очень часто благотворительностью занимаются деловые люди. Некоторые из них навсегда оставили о себе добрую память. Знаете ли вы их имена?

(Бахрушины,  Морозовы, Мамонтовы, Третьяковы)

- Узнайте, о ком из известных благотворителей и меценатов идет речь.

 

Ученики, подготовившие материал, рассказывают, а остальные должны назвать имена благотворителей:

- Этот предприниматель принадлежал к известной семье тульских кузнецов, которые во времена Петра I стали осваивать рудные богатства Урала и строить заводы, выполняющие оборонные заказы Российского государства. Впоследствии представители этого рода стали известными промышленниками и благотворителями.

На портрете Дмитрия Левицкого мы видим Прокофия Акинфиевича, изображенного в домашнем халате. За его фигурой стоят горшки с цветами, показывая увлечения хозяина – садоводство. Но жест героя указывает на предмет его неусыпных забот – здание Воспитательного дома, на содержание которого он тратил большие деньги.

- Издателей можно разделить на две группы: одни удовлетворяют существующий спрос, другие формируют новых читателей. Последние весьма редки, но именно к ним принадлежал этот человек. Его деятельность по широте и размаху – явление исключительное для своего времени. Основной капитал предприятия на момент создания (1883 г.) составлял 75 тыс. рублей, а в 1916 году – 18 млн. рублей. Выпуск «Военной энциклопедии», «Детской энциклопедии», основание серии «Библиотека самообразования», издание учебников, пособий, детской художественной литературы – вот далеко не полный перечень заслуг «Товарищества», которое возглавлял этот предприниматель.

- Когда в мае 1856 года молодой московский купец впервые приобрел картину, никому, конечно, и в голову не пришло, что случилось нечто значительное. Возможно, что и сам купец не сразу осознал всю глубину движения своей души. Однако минуло менее пяти лет, и он составляет «Завещание», в котором говорится: «Я желал бы оставить национальную галерею. Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как заложить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, все удовольствие».

 

г) благотворители Марийского края.

Учитель:

- Мы хорошо знаем имена многих благотворителей. Были ли они в нашем крае?

 

Ученики рассказывают (учитель показывает фотоматериалы):

- В XVIII веке в Царевококшайске стал укрепляться социальный слой купечества. Особенно знаменитым в Марийском крае был род Пчелиных. На средства этого семейства были построены Вознесенская церковь в Царевококшайске (1756 г.) и храм в Цибикнуре.

- На пожертвования Стефана Вешнякова и крестьянина Алексея Осокина были возведены Тихвинская кладбищенская церковь (1774) и каменная Троицкая церковь (1736).

- В 1979 году в Царевококшайске открылось земское училище. Его почетным смотрителем был утвержден купец первой гильдии В. Булыгин, который помогал укреплять учебную базу школы и поддерживал развитие сети библиотек в крае.

- В 1830 году в столице была устроена первая больница. Купчиха М. И. Корепова добилась разрешения, чтобы для возведения больничного комплекса был выделен специальный участок. Благодаря пожертвованиям купчихи, в 1890 году было построено несколько больничных  зданий и первый водопровод.

- Купцом А. Корелиным в 1886 году была основана первая женская богадельня – приют для одиноких старых людей. Затем богадельня была преобразована в Богородице-Сергиев монастырь.

 

3. Активное занятие: работа в группах.

Учитель:

- Мы знаем, кто такие купцы и предприниматели, каково их дело. Мы уже представляли себя купцами-торговцами на базарной площади или ярмарке. Теперь давайте вообразим себя современными предпринимателями, выберем стратегию дела и принципы ее реализации.

Дома вы уже сделали свой выбор, поэтому сейчас работаем в группах, не забывая о правилах общения.

 

Задание

Этап I.

Представьте себе, что вы являетесь предпринимателем. Для реализации идей вам необходимо выбрать стратегию действий и соответствующие ей принципы (правила).

Выберите стратегию дела и обведите соответствующую букву.

 

Стратегия А. Мы выпускаем товары, которые популярны в настоящее время. Они доступны по цене, но невысокого качества. Это дает нам возможность быстро получить большую прибыль.

Стратегия Б. Мы выпускаем товары, которые проверены временем и будут долго служить покупателю. Они требуют высоких материальных затрат с нашей стороны и значительно сократят нашу прибыль в начале нашей деятельности.

Этап II.

В соответствии с выбранной стратегией определите принципы деятельности, которыми вы будете руководствоваться, и обведите их номера.

Принципы (правила):

- Рассчитать наперед, продумать, взвесить все «за» и «против».

- Дойти до желаемого результата, не поступившись совестью.

Видеть свою реальную выгоду.

- Быть уверенным, что товар надежно служит покупателю.

- Снижать цену за счет качества сырья.

- Главное, чтобы товар пользовался спросом и внешне выглядел привлекательно.

Использовать рекламу любого содержания, лишь бы привлечь покупателя.

- Быть требовательным в выборе партнеров, беречь свое доброе имя.

 

После работы и обсуждения учитель знакомит с мнением родителей (если есть возможность, то лучше пригласить родителей-предпринимателей на урок), которые тоже выполняли это задание.

 

Учитель:

- Честная торговля и разумное предпринимательство как воздух необходимы Отечеству. Купец Александр Чичкин сказал замечательные слова: «Поэты поэтами, но ведь и бочкою масла. И головкою сыра, и бутылкой чистого вкусного молока, которую мы дарим детям, можно в равной степени служить благу и расцвету родной земли, славить свое Отечество». Лучшие люди всегда понимали это и осознавали, что их труд должен быть направлен на благо людей. Только при этом условии он был и остается п р а в е д н ы м.

Мы согласны с мыслью о том, что богатство не делает человека счастливым, сребролюбие приводит к греху и безрассудству. Радость и полноту жизни дает не только приобретение, но и любовь, доброе отношение к людям и все другие хорошие качества, которыми наполнено наше милое сердце.

IV. Обобщение.

1. Ресурсный круг.

Ответ на вопрос: Мы говорили о благотворителях, уже взрослых, состоятельных людях, которые занимались или занимаются благотворительностью. Посмотрите на портрет Мики Морозова работы В. Серова. Пройдут годы, и 4-хлетний прелестный Мика станет меценатом, выдающимся знатоком искусства. Но уже в этом маленьком человечке художник сумел уловить главное – ощущение радости жизни, любознательность, стремление и порыв, открытость миру.

- Нужно ли откладывать милосердные дела «на потом»? Нужно ли сейчас учить сердце быть милым? Как? Какие дела милосердия можно совершать сейчас?

 

2. Слово учителя:

- Милосердие – это всякое доброе дело. Быть милосердным, быть благотворительным нужно учиться с детства. И, совершая добрые дела, не гордиться собой, не хвастаться, а понимать, что истинно милосердный человек – это тот, кто скромен, это тот, кто творит добро по зову сердца, не ожидая похвалы или награды.

Чтобы вы помнили это, на память вам я дарю сердечки как частицы большого доброго сердца. (Сердечки кладутся в протянутую руку. Затем хором читаем мудрость, написанную на сердечках: «Спешите делать добрые дела». Та же надпись читается еще раз и выставляется на карточке рядом с сердцем.)

 

 

V. Домашнее задание: страница рукописной книги «Наживать добро или творить добро? Купеческое сословие». Названия рубрик вывешивается на отдельном листе.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн