Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Концепция правового воспитания

Фото пользователя Лариса Павловна Неверова
Submitted by Лариса Павловна Неверова on пн, 01/03/2010 - 10:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гришина Елена Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУДПО Центр оценки качества образования г.Тамбова, методист
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Методист
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
В Концепции сформулированы теоретические основы правового воспитания, его цель, задачи, принципы. Основной целью Концепции является определение места и роли правового воспитания как важнейшего направления деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений в современных условиях.

Используя опыт создания передового отечественного правового воспитания, разработана Концепция, главной целью которой является формирование человека – члена гражданского общества, осознающего личную ответственность за развитие в духе уважения к человеческому достоинству, его правам и свободам.
Концепция - документ, отражающий совокупность взглядов на область правового воспитания и призвана способствовать активизации правового воспитания дошкольников и повышению социальной активности в этом процессе педагогов и родителей. 
Концепция отвечает на два основных вопроса, сведя их сознательно к формулировке в самом упрощенном виде: Что можно сделать? Как это делать?
В Концепции сформулированы теоретические основы правового воспитания, его цель, задачи, принципы.
Основной целью Концепции является определение места и роли правового воспитания как важнейшего направления деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений в современных условиях.
  
 
 ПРАВО И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
 Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Право есть цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
 На личностном уровне право выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Право проявляется в поступках и деятельности человека. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.
 Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине Х1Х века, после проведения крестьянской реформы, которая, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили поддержки и дальнейшего развития.
 К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Свидетельством того является анализ принятых международным сообществом Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.). Формула: образование – основа демократии – полностью отвечает рекомендациям Генеральной Ассамблеи ООН, призывающей использовать все воспитательные средства в дошкольном образовании таким образом, чтобы дети росли и развивались в духе уважения к человеческому достоинству и равноправию. И именно, эти Документы должны составить значительную часть содержания нового мышления, стать камнем новой политики детства. Ибо в них международное сообщество в определенной степени создало модель личности, воплотившей в себе общечеловеческие ценности, провозгласила приоритетность прав детей в обществе, обосновала международные стандарты этой политики.
Но мировая политика свидетельствует, что недостаточно только провозгласить права ребенка, они начинают действовать и приносить положительные результаты, когда общество оказывается подготовленным, воспитанным для этого. Поэтому исследование проблемы правового воспитания иразработка концептуальных подходов к организации правового воспитания является актуальной задачей на современном этапе.
 
ЦЕЛЬ
         создание системы работы по правовому воспитанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
·        повышение        правовой    культуры   руководителей, педагогов и родителей муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
·        обновления содержания образовательного процесса в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
·        ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями по правовому воспитанию;
·        стимулирование и развитие социальной активности и правовой ответственности педагогов;
·        утверждение в сознании педагогов и родителей правовых взглядов и убеждений;
·        создание условий для обеспечения реализации прав человека.
 
ПРИНЦИПЫ ПРАВОГО ВОСПИТАНИЯ
           Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу дошкольных образовательных учреждений по правовому воспитанию;
           Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом всех категорий участников правового воспитания.
          Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу участников в трансформации мировоззрения и ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.
         Принцип учёта региональных условий в пропаганде правовых норм и правил.
          Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. 
 
ОСНОВЫ ОГРАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
            Правовое воспитание должно быть плановым, системным и одним из приоритетных направлений дошкольных образовательных учреждений в области воспитательной деятельности.
 Нормативно-правовой основой правового воспитания являются:  
·        Декларация прав ребенка (1959).
·        Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
·        Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
·        Конституция Российской Федерации.
·        Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
·        Семейный кодекс Российской Федерации.
·        Уголовный кодекс Российской Федерации.
·        Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
·        Устав учреждения.
·        и другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.
Создание системы правового воспитания предполагает обеспечить разработку модели реализации основных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений по правовому воспитанию,  взаимодействие научных, образовательных учреждений и общественных организаций.
 Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье.
 Система правового воспитания предусматривает организацию подготовки педагогов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи правового воспитания.
Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.
Система правового воспитания изменяется и развивается с учётом происходящих социальных, экономических и других условий современного мира.
 Достижение заданного уровня эффективности и результативности функционирования системы правового воспитания достигается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением, которое необходимо учитывать в практической деятельности.
 Педагогическое и методическое обеспечение предполагает создание нормативно-правовой базы, разработку комплекса мероприятий по организации и проведению правового воспитания, использование всего многообразия педагогических форм, средств, методов и приемов работы; их развитие и совершенствование; обобщение результатов методических разработок, информирование о новациях в этом направлении.
Содержание управления системой правового воспитания включает: анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях; определение и постановку текущих и перспективных задач; обоснованное планирование правового воспитания; мониторинг состояния действенности работы и систематическое информирование педагогов и родителей о ходе реализации задач правового воспитания; своевременную корректировку системы воздействий и обеспечение субъектов правового воспитания прогрессивными методиками и технологиями работы.
В современных условиях для управления системой правового воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности необходимо создание творческих групп. Их состав и полномочия определяются соответствующими положениями. Творческие группы разрабатывают систему работы по правовому воспитанию и организуют её выполнение; осуществляют координацию деятельности дошкольных образовательных учреждений по поддержке и выполнению мероприятий правовой направленности.
Механизм управления содержит нормативно-правовую и содержательную составляющие: нормативные, правовые акты и документы, календарно-тематическое планирование, педагогические проекты…
Оценка результативности правового воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, т.е., включает целенаправленность процесса и его системный характер; обоснованность методов и использование современных технологий. Основным критерием результативности является уровень сформированности правой культуры как одной из характеристик личности, проявляющейся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно - значимом поведении и деятельности детей.
          Ведущими показателями качественного анализа сформированности правовой культуры у дошкольников являются когнитивно-познавтельный, мотивационно-ориентировачный и поведенческий компоненты. В своем развитии все они тесно связаны между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования рассматриваются как единое целое, позволяющее всесторонне оценивать результаты правового воспитания детей.
Построение процесса правового воспитания, таким образом, позволяет прогнозировать его эффективность.
Создание таких условий будет способствовать развитию социальной активности педагогов и совершенствованию управления правового воспитания.
Центр Оценки качества образования вместе с комитетом образования администрации города Тамбова обеспечивают выполнение положений Концепции, разрабатывает планы правового воспитания дошкольными образовательными учреждениями города Тамбова и осуществляют их реализацию.
 
         Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения задач правового воспитания.
Концепция ориентирована на переоценку ряда представлений в области правового воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности педагогов по формированию правового сознания детей дошкольного возраста.
 Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии педагогов и родителей.
 По мере реализации Концепции правового воспитания отдельные положения могут уточняться и конкретизироваться.
 
ЛИТЕРАТУРА
1.Конвенция о правах ребенка. Екатеринбург, 1995
2.Конституция Российской Федерации. М., 1993
3.Права ребенка: Основные международные документы, М.:Дом, 1992
4.Курнешова. Л.Е. Защита прав и достоинства маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада. - М., Центр «Школьная книга», 2002
5.Соловьева  Е.В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. - М.:АРКТИ, 2003
6.Усачев А. Всеобщая деклорация прав человека для детей и взрослых. –
М., 1992
7.Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн