Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Битва за Москву

Фото пользователя Юлия Михайловна никитина
Submitted by Юлия Михайловна никитина on пн, 01/03/2010 - 12:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Никитина Юлия Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ «Мустаевская средняя (полная) общеобразовательная школа имени Шабдара Осыпа» учитель истории и обществознания
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Цель урока: 
1) используя цифровые образовательные ресурсы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный характер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву; 2) развитие исторического мышления, формирование умений делать выводы, выступать с сообщениями; 3) воспитание патриотизма, чувства гордости и восхищения героизмом всего советского народа.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
911
Используемые учебники и учебные пособия: 

Левандовский А. А. и др. История России, 20-начало 21 века. М.: Просвещение, 2008.

Используемая методическая литература: 

Конспекты уроков для учителя истории. История России ХХ  век. М.,2001.

Используемое оборудование: 

 

карта Великой Отечественной войны,
портрет Жукова,      
Фонохрестоматия: о первом ночном воздушном таране (рассказ В. Талалихина),
песня Священная война,
сообщение Совинформбюро о наступление советских войск под Москвой.
Используемые ЦОР: 

компьютерная презентация ,мультимедиа CD-ROМ (От Кремля до Рейхстага).

Краткое описание: 
Урок посаящён битве за Москву, где прослеживается мероприятия по защите Москвы, подготовившие условия для контрнаступления, есть опора на краеведческий материал
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Тема урока:       Битва за Москву
                            Урок в 9 классе
        
 Цели: 1) используя цифровые образовательные ресурсы предоставить      
             полную     картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный  
             характер   борьбы, программу мобилизационных сил    страны на    
             разгром врага,  показать историческое значение и причины победы    
             советского народа  в битве за Москву;
            2) развитие исторического мышления, формирование умений делать      
            выводы, выступать с сообщениями;
            3) воспитание патриотизма, чувства гордости и восхищения     
            героизмом всего советского народа.
Базовые понятия: «Тайфун», мобилизация, партизанское движение,   
                                 контрнаступление.
Тип урока:   комбинированный.
Методы: блиц-опрос, сообщения, рассказ учителя, работа с                                     
                 документами, картой, показ презентации.
Оборудование: карта Великой Отечественной войны, портрет Жукова,       компьютерная презентация ,мультимедиа CD-ROМ (От Кремля до Рейхстага).
Фонохрестоматия: о первом ночном воздушном таране (рассказ В. Талалихина), песня Священная война, сообщение Совинформбюро о наступление советских войск под Москвой.
 План урока:     1. Враг на подступах к Москве.             
                             2. Заслон «Тайфуну». Мероприятия по обороне Москвы.  
                             Героизм советских людей. Подвиг наших земляков.
                             3. Контрнаступление советских войск под
                             Москвой. Историческое значение победы и
                             причины победы.
Ход урока:     I. Повторение изученного.                                   
Вопросы для блиц- опроса по теме «Начало ВОВ».
1. План уничтожения СССР получил название… .
2. Союзниками (сателлитами) Германии были… .
3. Одним из защитников-героев Брестской крепости был…
4. Основными направлениями ударов фашистской Германии были… .
5. Для руководства боевыми действиями была создана…
6. Назовите Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР… .
7. 8 сентября 1941 года началась… .
8. Четыре советских дивизии получили название гвардейских за оборону… .
9. В первые месяцы войны враг оккупировал… .
10. Одной из причин поражения Красной Армии в первые месяцы войны было… .
11. Приказ Ставки Верховного Главнокомандования под № 270, подписанный 16 августа 1941 года гласил… . (семьи пленных командиров и политработников подлежали репрессии, родные солдат оказавшихся в плену лишались льгот).
12. Летом – осенью 1941 года основными оборонительными сражениями были … .
    Таким образом, мы выяснили, что оборонительные сражения июля – сентября 1941 года за Ленинград, за Киев, за Смоленск сорвали осуществление первоначального плана «Барбаросса». И новое наступление Гитлер планировал лишь на одном направлении – московском.
 
II. Изучение новой темы.
                            Сыны Москвы с отвагой несравненной
                            Вы все расчеты вражьи погребли:
                            Здесь пробил час душителя вселенной,
                            Забрезжил здесь рассвет для всей Земли …
                                                                         Э. Вайнерт.
   Итак, записываем тему урока: Битва за Москву.    Слайд 1
   Определим цели нашего урока: раскрыть всенародный характерборьбы, программу     мобилизационных сил    страны на разгром врага, показать    историческое значение и причины победы советского народа в битве за  Москву.
   Домашнее задание: Параграф 29. Учебник Левандовский А. А. и др. История России, 20-начало 21 века. М.: Просвещение, 2008. (записано на доске)
    Провести исследовательскую работу на тему «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны».
Народная мудрость гласит: «Народ, который не помнит прошлого, вынужден вновь его пережить»          
   Познакомимся с планом изучения темы: (записано на доске)
 1. Враг на подступах к Москве.             
 2. Заслон «Тайфуну».
 3. Контрнаступление советских войск под Москвой. Историческое значение и причины победы над врагом.
   Проблемное задание: можно ли утверждать, что победа        Красной Армии под Москвой была чудом, что главную роль сыграл «Генерал Мороз»? (выяснение причин победы) (записано на доске)
  2 этапа битвы за Москву.
         1 этап:   30 сентября 1941- 4 декабря 1941 – оборонительные сражения
2 этап:   5-6 декабря 1941- 7 января 1942 – контрнаступление советских      
войск.
 1. Враг на подступах к Москве.
Фашисты решили стереть Москву с лица земли. На совещании в штабе группы армии «Центр» осенью 1941 года Гитлер заявил, что город должен быть окружён так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель, будь то мужчина или женщина, или ребёнок, - не мог покинуть его. Гитлер надеялся затопить Москву и её окрестности.
   План наступления немцев на Москву получил название «Тайфун», так подчёркивалась сокрушительная сила удара. Против Западного, Резервного и Брянского фронтов, оборонявших московское направление, противник сосредоточил мощные силы.
 
На слайде 2 вы видите соотношение сил противника и советских войск
к началу операции:

 
  Численный состав
   Орудий и минометов
   Танков
    Самолетов
Силы фашистов
 Силы СССР
 1,8 млн. человек
   свыше 14 тыс.
   1700
   1390
      1,25 млн.
       7,6 тыс.
       960
       677

   Таким образом, Советские войска в 1,5-2 раза уступали противнику, как в личном составе, так и в военной технике.
   Немецкими войсками командовали опытные генералы: Бок, Клюге, Штраус, Гудериан, Гот и другие.
    Работа с картой, см. с. 36, Сборник «Цифры и факты».
30 сентября враг начал наступление на Москву, Одна из крупнейших во Второй мировой войне, битва под Москвой проходила в полосе одной тысячи километров, продолжалась более 5 месяцев. Гитлеровским армиям удалось к 7 октября прорвать линию фронта, окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две южнее Брянска. Около 660 тысяч советских солдат и офицеров попали в плен.
    Вспомнить содержание приказа под № 270.
    Немцы захватили Калинин, Малоярославец, Можайск, Волоколамск. Дорога на Москву, как полагало немецкое командование, была открыта. До Москвы оставалось 80 – 90 км.
    2. Заслон «Тайфуну».
   8 октября 1941 года Сталин принимает решение о составлении списка предприятий Москвы, которые должны быть заминированы, часть предприятий и правительственных учреждений начали эвакуировать. Правительство должно было переехать в Куйбышев. Таким образом, возник вопрос об оставлении Москвы, хотя об этом открыто не сообщалось. Спешка при поведении эвакуации породила панику. Это вынудило ГКО ввести в Москве с 20 октября осадное положение. Происходит смена командования Западным фронтом. Им вместо Конева становится Г. К. Жуков, отозванный с Ленинградского фронта.
   Сообщение ученика о Г. К. Жукове. Слайд 3.
   Гитлеровцы обрушили на Москву сильные удары с воздуха. Самоотверженно защищали столицу наши лётчики. В московском небе совершил первый в истории авиации ночной таран Виктор Талалихин.
 Сообщение ученика о В. Талалихине. Слайд 4.
Рассказ учителя о подвиге Подольских курсантов. Слайд 5.
   Несмотря на потери, немцы продолжали наступление. На защиту Москвы поднялась вся страна. С Урала, Сибири, Средней Азии шли эшелоны с войсками, военной техникой, боеприпасами, зимним обмундированием, продовольствием. В течении нескольких дней были сформированы дивизий народного ополчения, сотни истребительных батальонов.   
   Сообщение ученика о помощи москвичей. Слайды 6-7.
   Военный парад на Красной площади. Музыка парада. Слайд 8-9.
Много было сделано для защиты Москвы, но немцы наступали. Необходимо было вселить уверенность в возможность отстоять столицу. 6 ноября 1941 года в подземном вестибюле метро станции «Маяковская» состоялось торжественное заседание, посвящённое годовщине Октябрьской революции. 7 ноября на запорошенном первым снегом Красной площади состоялся военный парад. Вся страна с замиранием сердца слушала речь Сталина, который прежде всего обращался к патриотическим идеям: «Война, которую ведёт советский народ, есть война освободительная, справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова».
    Парад произвёл огромное впечатление на советских граждан. Это был колоссальный удар по престижу гитлеровцев, кричавших о крахе Красной Армии, крахе Москвы и Советского Союза. Прямо с парада войска Красной Армии шли на фронт. Гитлер был в бешенстве, ведь это он мечтал о военном параде на Красной площади. Срочно был дан приказ бомбить Красную площадь. Но немецкие самолёты не сумели прорваться к Москве.
    Второй этап наступления немцев на Москву
 Враг был ещё силён. 15 ноября 1941 года немцы начали новое наступление на Москву. Работа с картой. На протяжении всего фронта, от Калинина до Тулы, с новой силой развернулись ожесточённые бои.
 Враг в некоторых участках фронта продвинулся на 25-30 км. Лишь упорное сопротивление советских воинов вновь спасало столицу. Особо отличилась 316-я дивизия под командованием генерала Панфилова. Слайд 10.
   16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе группа бойцов под командованием политрука Василия Клочкова отражала несколько танковых атак противника, они уничтожили до 30 танков. Всю страну облетели слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва.
 Активными помощниками в уничтожении врага были партизаны и подпольщики.
  Сообщение ученика о Зое Космодемьянской. Слайд 11.
В обороне Москвы участвовали и наши земляки. Одним из них был Василий Степанович Архипов.
   Сообщение ученика о В. С. Архипове.   Слайд 12.
 Василий Степанович Архипов, уроженец деревни Княжна Марийской АССР, закончил в1939 году Марийский Педагогический Институт им. Н. К. Крупской, стал учителем. Но мирная жизнь была прервана войной. На войне стал пулемётчиком. В оборонительных боях осенью 1941 года на подступах к Москве он уничтожил огнём своего пулемёта свыше ста вражеских солдат и офицеров. Во время контрнаступления под Москвой в декабре 1941 года кавалерийский полк, в котором служил Архипов, вёл напряжённый бой. Пулемётчик Архипов успешно отбил две атаки противника и уничтожил около 60 фашистов. Но во время новой атаки немцев у него кончились патроны. Он предпочёл смерть, чем плен и последним патроном застрелил себя. Архипов первым из наших земляков уроженцев Марийского края стал Героем Советского Союза.
   Сообщение ученика о О. Н. Кузьминых. 2 слайда 13-14.
 В защите Москвы участвовала наша землячка, уроженка деревни Аблёнки из Мустаевской стороны Ольга Васильевна Кузьминых, бабушка Кузьминых Виталия.
 В холодный ноябрьский день1941 года из Йошкар-Олы в сторону Москвы тронулся обоз. Там, поёживаясь от холода, сидели 35 девушек и 68 парней. Они ехали на фронт. Среди них была и Ольга Николаевна Казанцева – это её девичья фамилия. Ей было тогда 19 лет. По приезду в Москву их осмотрели врачи. После медосмотра осталось 18 девушек и 60 парней. Остальные были признаны негодными к армейской службе и отправлены домой. Так Ольга Николаевна в 19 лет надела солдатскую форму и была зачислена в аэростатную часть в Москве.
 Она со своими подругами за семь километров ходила наполнять аэростат водородом. Днём и ночью они охраняли московское небо от фашистских самолётов, как только те появлялись над Москвой, девушки запускали аэростаты с подвешенными к ним бомбами. Ольга Николаевна прослужила в Москве до конца войны. За хорошую службу удостоена многих наград.
   После войны только 24 июля 1945 года переступил родной порог. Вышла замуж, вместе с мужем вырастили девять детей. Долго и добросовестно работала в родном колхозе, показывая пример молодым. Умерла она в1999 году, ей было 76 лет. Дети и внуки хранят ей долгую память.
       «В землянке». Слова Алексея Суркова. Музыка К. Листова.
Все вы знаете песни о войне. Есть среди них и «В землянке». Слайд 15. Но тот, кто её написал, никогда не думал, что его письмо к жене, написанное в одном из заснеженных окопов Подмосковья, станет известной песней. Автор этой песни фронтовой корреспондент Алексей Сурков.
    Исполнение песни «В землянке».
3. Контрнаступление советских войск под Москвой. Историческое значение победы.
   Много сил потратили фашисты для взятия Москвы. Фашистские генералы уже рассматривали башни Кремля в бинокли. Тактика советских войск была направлена на изматывание противника.
 Разбор документа. Из письма немецкого солдата. Ноябрь 1941.Пар. 29, с. 215 «Нам говорят, чтобы мы не рассуждали. Но мне кажется, что происходящее под Москвой не так просто. Нам предстоит многое преодолеть и испытать… Жду не дождусь, когда нас переведут в резерв…»
 Обсуждение: Что изменилось в настроении немецкого солдата? Почему он хочет в резерв?
   Позади Москвы стояли три вновь сформированные советские армии. Их готовились бросить в бой в последний момент, когда противник будет измотан.
    И в ночь с 5 на 6 декабря части Красной Армии начали мощное контрнаступление по всему фронту от Калинина до Ельца.
   Работа с картой, с.40.
Это было полной неожиданностью для немцев. Немного найдётся примеров в истории, когда после пятимесячной обороны, не имея численного превосходства над противником, без отдыха, войска переходили в решительное мощное контрнаступление. 
 Сообщение по радио о победе советских войск под Москвой (прослушивание грамзаписи с голосом Левитана). Слайд 16.
 Можно дать задание об успехах и историческом значении победы под Москвой, стр. 215.
    В первые же дни были освобождены города Калинин, Солнечногорск, Клин, Истра. Всего в ходе зимнего наступления, продолжавшееся до 7 января 1942 года, советские войска разгромили 38 немецких дивизий. Враг был отброшен на 100 – 250 км. от Москвы.
     Значение победы под Москвой:    запись в тетрадях  
1) развеян миф о непобедимости гитлеровских войск, первое крупное поражение, боевой дух немецко-фашистских войск падал;
2) укрепился международный авторитет СССР;
3) росла вера и уверенность советского народа в победу над врагом;
4) укреплялось мастерство советских военачальников.
   Обсуждение проблемного задания о причинах поражения немецких войск под Москвой: запись в тетрадях
1) героизм, самопожертвование советского народа, бойцов и командиров;
2)умелое использование советским руководством мобилизационных возможностей страны.
3) действия талантливых полководцев, в первую очередь Г.К.Жукова.
   Подвиг воинов, оборонявших город-герой Москву навсегда останется в памяти народа. Слайд 17. Через 25 лет после московской битвы в декабре 1966 года под стенами  Кремля был зажжен  вечный огонь на могиле неизвестного солдата,
погибшего в 1941 году на полях Подмосковья. 
«Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину.» Такие слова начертаны на памятной доске.
            Спи спокойно, наш воин! Ты прожил немного,
            Шагал ты вперед по военным дорогам.
            Но то, что ты сделал, защитник Отчизны,
            Хватило б, наверно, на тысячу жизней!
111. Закрепление пройденного материала
Показ эпизода из мультимедиа CD-ROМ (От Кремля до Рейхстага) о переломе под Москвой.
  Заключительное слово учителя о современных проблемах борьбы за мир, о разрешение конфликтов мирными средствами. Последние залпы Великой Отечественной войны отгремели давно. Но вновь матери России оплакивают своих сыновей, вновь звучат выстрелы, гремят взрывы. Гибнут ни в чём неповинные мирные люди. Нужно помнить прошлое. Если забыть трагедии прошлого, они могут повториться снова.
   И вот уже появились новые облитые кровью слова: Афганистан, Таджикистан, Чечня, Осетия. Выпускники нашей школы проходят службу на Северном Кавказе. Нам остаётся только надеяться, что у них всё в порядке и пожелать им мирной спокойной службы.
 
 
Литература:1. Энциклопедия для детей. История России ХХ в.М.,1995.
                      2. Конспекты уроков для учителя истории. История России ХХ              
                      век. М.,2001.
                      3. Великая Отечественная война. Цифры и факты. М.,1995.
                      4. История Отечества 1939-1991. М.,1992.
                      5. СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
                     Пакет - комплект документов «История». М.,1993.
                      6. 1418 дней войны. Из воспоминаний о Великой Отечест-                                               
                      венной войне. М.,1990.
 

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн