Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Слово и образ в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Фото пользователя Ольга Изировна Молодёжникова
Submitted by Ольга Изировна Молодёжникова on пн, 01/03/2010 - 13:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Молодёжникова Ольга Изировна
Место работы, должность: 
гимназия №295 Санкт-Петербург учитель русского языка и литературы, методист
Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Практика лингвосемиотического анализа поэтического текста.
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

2.Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П., Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. «ЧеРо», Москва, 2001

Используемая методическая литература: 

 

Состав учебно-методического комплекса. Учебно - методический комплекс по элективному курсу «Слово и образ в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» включает следующие пособия:
  1. Карпушин С.В., Ковалева Е.С., Терентьева А.В.; А.С.Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество, эпоха. Смоленск, «Русич», 1999.
  2. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П., Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. «ЧеРо», Москва, 2001.
  3. Лотман Ю.М., Пушкин А.С., Санкт-Петербург, «Искусство-СПб», 1925.
  4. Горшков А.И., Русская словесность, От слова к слову, М., «Просвещение», 1996.
 
Краткое описание: 
Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод исследования и проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания. Учащимся предлагается практические задания для самостоятельного выполнения. Задания распределяются по разному уровню сложности, что обеспечивает активную занятость всех учащихся, доступность для каждого исследовательской темы. Таким образом создается возможность построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты небольшой исследовательской работы. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса работать над исследовательским проектом в форме статьи. Организация учебного процесса. Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: - урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий; - внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков выполняют практические задания, исследуют художественный текст, работают над выбранной исследовательской темой. Учитель оказывает помощь, консультируя учащихся по вопросу библиографии, комментируя сложные вопросы научной литературы.

 

ПРОГРАММА КУРСА «Слово и образ в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 9 – 10 класс.
 
Количество часов в неделю: 1 час в неделю. Всего- 16 часов.
Образовательная область: «Русская словесность».
 
Профили: социально-гуманитарный, гуманитарно-филологический.
Цель курса:
- познакомить учащихся с основами лингвистического анализа поэтического текста с позиций семиотики;
- выработать навык комплексного анализа художественного текста;
- показать формы и методы научной лингвистической работы;
- создать на основе полученных знаний и навыков небольшую учебно-исследовательскую работу в форме развернутой статьи.
 
Лингвистическое исследование текста, изучаемого на уроках литературы, поможет:
- связать все сферы научных знаний в единую систему (лингвистика, литературоведение, семиотика);
- глубже понять изучаемое произведение;
- отработать лингвистический и литературоведческий понятийный аппарат;
- выработать практические навыки и умения по работе с художественными средствами выразительности;
- повторить и закрепить основные разделы орфографии и пунктуации;
- развить навык грамотного письма и связной речи;
- глубже постичь эмоционально-образный мир романа «Евгений Онегин».
 
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.
Эпиграфы, в суждениях А.С.Пушкина реализующие тему:
 
«… это лучшее мое произведение».
Брату Льву 1824г., январь
«Жду шума от «Онегина».
Брату Льву 1825г., конец января
«Говорят, что наши дамы начитают читать по-русски. СМЕЛО предлагаем им произведение, где найдут они под легким покрывалом сатирической веселости НАБЛЮДЕНИЯ ВЕРНЫЕ и ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ».
Предисловие к первому (1825г.) изданию главы первой «Евгения Онегина».
« Не решу, какой словесности отдать предпочтение, но есть у нас свой язык; СМЕЛЕЕ! – обычаи, история, песни, сказки – и прочее».
Пушкин А. С. «О французской словесности», 1822г.
«Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка».
«Евгений Онегин», глава 5, 1826г. Примечание к 17 строфе.
«Вслушайтесь в простонародное наречие, молодые писатели – вы в нем можете научиться многому, чего не найдете в наших журналах…Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть СВОЙСТВА русского языка».
Пушкин А. С. Возражение на статью «Атенея», 1828г.
«…не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят УДИВИТЕЛЬНО ЧИСТЫМ И ПРАВИЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ».
Пушкин А. С. Опровержение на критики I, 1830г.
 
ВСЕГО 16 ЗАНЯТИЙ:
 
1.      « Пушкин является полным реформатором языка…
Из русского языка Пушкин сделал чудо».
В.Г.Белинский.
«Оценить такое произведение значит – оценить самого поэта во всем объеме его               творческой деятельности».
В.Г.Белинский
              2. Точность словоупотребления в романе «Евгений Онегин».
«Дельвиг, Дельвиг! …поздравляю тебя – добился ты наконец до ТОЧНОСТИ ЯЗЫКА – единственной вещи, которой у тебя недоставало: вперед, марш!»
А.С.Пушкин Дельвигу из Кишинева 30 января 1823г.
             3. Стилистика романа «Евгений Онегин».
«Поэтическое слово «Евгения Онегина» одновременно обыденно и неожиданно, так как автор отказался от традиционных стилистических характеристик: «высокие» и «низкие» слова уравнены как материал»…
Ю.М.Лотман.
            4. Глагол как изобразительное средство.
 
5. Поговорим об эпитетах.
 
6. «Две вещи несовместимые…»(оксюморон в романе).
 
7. О звукописи в романе.
«…язык светел и правилен. Не говорю уже о благозвучии стихов – это музыка; не упоминаю о плавности их – по русскому выражению, они катятся по бархату жемчугом!»
А.А.Бестужев-Марлинский.
 
8. Синонимы и антонимы и их роль в развитии художественного образа.
 
9. Однородные члены как средство художественной выразительности.
 
10. Синтаксический строй в романе. Онегинская строфа.
 
            11. «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю»
Грамматический строй романа.
 
12. Крылатые слова, афоризмы. «Золотые россыпи» в романе.
 
13.Простота сложного.
«Никто из наших поэтов не был еще так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собою, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности и того и другого».
Н.В.Гоголь.
            «Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше».
«Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка»
А.С.Пушкин.
 
            14 «Пушкин – это наше все».
Смелость художника: не смелость отрицания, а смелость утверждения.
 
«Благодаря Пушкину мы сохранили в себе способность любить и восхищаться родной речью, как утренним солнечным светом, мы сохранили в себе первозданную чистоту и глубину эмоций».
Ю.М.Лотман
 
             15.А.С.Пушкин и современный русский язык.
«Не назад к Пушкину», а «вперед с Пушкиным» - таков путь современной… культуры».
Н.В.Устьянов, 1937г.
«…вот его завещание русскому народу: гори, играй, импровизируй, но всегда учись сосредоточенному труду и требуй от себя совершенной формы».
И.А.Ильин
«Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII века и до конца 30-х годов XIX века, вместе с тем определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образцом художественного слова для современного читателя».
В.В.Виноградов.
«Нет сомнения, что он (Пушкин) создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением».
                                                             И.С.Тургенев.
 
16.Защита исследовательских работ .
 
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ:
 
1.Инфинитивные предложения и их роль в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2.Аллитерации и ассонансы, их роль в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
3.Афоризмы, пословицы, крылатые слова и реминисценции в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
4.Неологизмы автора в романе «Евгений Онегин».
5. «…И Бога глас ко мне воззвал…»
Метафизика слова в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (духовно-чувственное восприятие текста).
6.Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как музыкальное каприччио.( Ритмика слова и чувства в романе).
7.Строки, ставшие афоризмами. Использование афоризмов из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в высказываниях русских писателей 19 – 20 веков.
8.Период как синтаксическая единица в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
9.Характер и своеобразие оценочной лексики в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
10.Церковно-славянские слова, их роль в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
11.Галлицизмы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
12.Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
13.Имена собственные в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
14.Имяслов в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
15.Экспрессивно окрашенная лексика в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как отражение отношения автора к изображаемым событиям и своим героям.                                                                                                                                                                                                                                                                    
16. Лингвоэнциклопедический словарь романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
17. Язык романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как предмет семиотического анализа.
18. Топонимика Петербурга в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как предмет лингвоисторического анализа.

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн