Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Редкие и необычные. Растения Красной книги Красноярского края»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Чистякова Олеся Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ ДОД "Дом детского творчества" п. Козулька, педагог дополнительного образования
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
Цель: Развитие экологического мышления. Задачи:  Знакомство с Красной книгой.  Развитие художественно-эстетического вкуса.  Воспитание активной гражданской позиции в отношении охраны природы.
Используемая методическая литература: 

 

1.      Бирюкова Н.А. Рекомендации организаторам экологических игр. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005 – 64 с.
2.      Кузнецова М.А., Резников А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высш.шк., 1992. – 272с.
3.      Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.:АРКТИ, 2004. – 320 с.
4.      Степанов Н.В., Андреева Е.Б., Антипова Е.М. и др. – Красная книга Красноярского края: Растения и грибы. – Красноярск: «Поликом», 2005. – 368 с. 
5.      Витвицкая М. Икебана, аранжировка, флористика: Искусство составления букетов.
6.      http://lib.mgppu.ru/ Библиотека Московского Государственного
Психолого-Педагогического Университета, Владимир Пропп. Морфология "волшебной" сказки
Используемое оборудование: 

Компьтер, экран, видеопроектор

Краткое описание: 
Знакомство с растениями Красной книги Красноярского края. Сочинение экологической сказки.

 

Занятие: «Редкие и необычные. Растения Красной книги Красноярского края»
Цель: Развитие экологического мышления.
Задачи:
-        Знакомство с Красной книгой.
-        Развитие художественно-эстетического вкуса.
-        Воспитание активной гражданской позиции в отношении охраны природы.
 
Возраст детей: 9-12 лет
Оборудование: компьютер, экран, презентация «Растения Красной книги Красноярского края».
Плакаты:
-        Аэродромы, пирсы и перроны Леса без птиц и земли без воды... Все меньше окружающей природы.  Все больше — окружающей среды. ( Р. Рождественский).
-        Трогая цветы, мы трогаем звезды. В конечном счете природу может спасти только любовь. (Ж. Дорст).
Форма занятия: Коллективное творческое дело.
Ход занятия:  
1.      Организационная часть занятия:
Приветствие учащихся. Сообщение темы и краткий обзор занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим на очень серьезную и интересную тему: Экология. Как вы это понимаете? Последнее время, все говорят о загрязнении природы: воздуха, воды, почвы. Из-за чего это происходит? (Ответ: Отходы промышленности, транспорта, люди загрязняют природу бытовым мусором. Ущерб естественной красоте флоры и фауны зачастую наносит бездумное отношение людей к дарам природы. Вспомним, к каким потерям приводят лесные пожары, варварское собирательство пищевых, лекарственных растений). Исчезают некоторые виды птиц, зверей, растений и пр.. Что можно сделать для того, чтобы сохранить растения и животных, один из способов создание Красной книги. Сегодня мы познакомимся с растениями Красной книги.   
2.      Вступительная беседа:
Примерные вопросы: Знаете ли вы, что такое «Красная книга»? Кто слышал о «Красной книге», о чем в ней говориться? Кто видел, читал «Красную книгу»? Почему книга имеет красный цвет?  
Ответы: Красная книга – это список животных и растений, которым грозит исчезновение. Для того, чтобы подчеркнуть особую значимость было предложено назвать книгу Красной, поскольку красный цвет - сигнал опасности. Сейчас не много найдется людей, которые бы ничего не слышали о Красной книге!
Демонстрация «Красной книги».
В Красной книге рассказывается о редких животных и растениях. Первая Красная книга в мире появилась в 1963 г., в России 1978г. Красная книга Красноярского края, вышла совсем недавно в 1995 г..
Демонстрация «красной книги Красноярского края. Растения и грибы», год издания 2005.
В книге представлено 306 видов растений и грибов, требующих охраны.
Компьютерная презентация: Растения Красной книги, встречающиеся в Козульском районе.  
Примерные вопросы: Какие растения вы встречали в нашей местности? Когда цветет «кандык сибирский»? Где вы встречали «лилию карликовую»? Стал ли реже встречаться «весенник сибирский»? Как по-другому люди называют «лабазник обыкновенный»?
Подведение итогов первой части занятия: Для чего нужна Красная книга?  Что мы можем сделать для охраны растений Красноярского края? Как мы можем привлечь внимание к редким и исчезающим видам растениям Красноярского края?
3.      Игра-разминка.
Задание 1. Представьте, что растение также, как человек расстраивается, переживает, радуется, плачет, злиться и т.д.. Вы начинаете хаотично двигаться по кабинету, а я буду говорить: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: веселая ромашка замри».  Вы изображаете веселую ромашку и замираете. Затем выбирается следующий ведущий из детей, и он задает задание.
Задание 2. Изобразите группой большой дуб, рощу и т. д. Так, чтобы все были участниками композиции.
4.      Эколого-литературное творчество.
1)                 Сегодня мы с вами проведем литературно-художественный конкурс. Вы будет сочинять сказку, но не простую, а  экологическую.  Лучшая сказка будет напечатана в районной газете. Вашу сказку прочитают многие: дети и взрослые и задумаются над проблемами экологии. Возможно, эти люди бережнее будут относиться к природе.  
2)                 Существует множество легенд и сказок  о цветах:
Народные предания о любимых цветах были распространены и у наших
предков. К примеру, существовала легенда и о купальнице, или жарке, по которой юная ру­салка полюбила веселого и красивого пастуха Алексея, но, не дождавшись от­ветного чувства, превратилась в маленький желтый цветочек, растущий на берегах рек.
Сказки пишутся особым языком. Примерные вопросы: Какие слова встречаются в сказках? Как обычно начинаются и заканчиваются сказки? Какие сказки вы знаете о растениях? Что значит «экологическая сказка»? О чем там может пойти речь? Чему учат сказки? Чему должна научить «экологическая сказка»?
3)                 Чтение сказки. «Сказание об одуванчике» .1
Анализ  сказки: Язык. Сюжет. Основные функции сказки.Последовательность сказки.
Примерная последовательность сказки, основные функции:
  1. Начальная ситуация. (Давным-давно, в некотором царстве…)
  2. Окружающий мир. Какой? Сказочный, необычный.
  3. Описание героя. Волшебные свойства. Человеческие качества растения, характер, внешность. Семья, друзья.
  4. Событие. Что-то случилось? Отлучка кого-либо из членов семьи (путешествие).
  5. Встреча с врагом: человеком, вымышленным героем, плохой экологией, вредными веществами. Беда, вредительство. Хвастовство.
  6. Начинающееся противодействие. Встреча с волшебником, дарителем.
  7. Враг наказывается.
  8. Счастливый конец. Вывод.
 
В сказке встречаются: Типы персонажей: Герой, волшебник, даритель, ложный герой, вредитель, злодей, помощник, царевна.  Как ведут себя подобные герои?
 
Подумайте, о каком растении пойдет речь в вашей сказке. Предлагаются карточки (фотография, описание растения, свойства, место произрастания, особенности) на выбор: Лилия Карликовая, Весенник Сибирский, Лабазник Обыкновенный, Кандык Сибирский, Красоднев Малый, Венерин Башмачок. 
 
_____________________________________________________________________________
 
.1 Кузнецова М.А., Резников А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высш.шк., 1992. – 272с.
4)                 Работа в группах. Сочинение экологической сказки о растении из Красной книги Красноярского края, которые встречаются Козульском районе.  
Возможные варианты:
-        «Сочинение сказки по кругу». Кто-то из участников предлагает зачин сказки, произнеся несколько фраз. Сказку подхватывает участник (придерживаясь плана), сидящий слева, потом — следующий и т.д. Самое главное условие: участник, получивший слово, должен ввести в сюжет создаваемой сказки своего героя. Если при первом прохождении «сказочного круга» это не удается, то нужно ввести свой персонаж во время второго или третьего круга (больше трех кругов проводить не стоит, поскольку в достаточно многочисленной группе из-за обилия персонажей в сказке можно «завязнуть»). Обязательное условие участие в сказки растения Красной книги, экологическая направленность.
-        В этой игре используются карточки, подобные карточкам  В. Проппа. Проводится следующая процедура: один из участников команды  вытягивает карточку из стопки со сказочными персонажами (персонажи относятся к одной сказке, например «Колобок», «Репка» или другой известной русской народной  сказки + любое растение из Красной книги);  другой — из стопки с типами персонажей (герой, волшебник, даритель, ложный герой, вредитель, злодей, помощник, царевна), третий — из стопки с именами участников группы. В результате сказочному герою присваивается определенная роль в сказке и сразу назначается исполнитель. Например, Кощей Бессмертный будет выполнять в сказке роль Дарителя, а играть его будет Сергей.
 
5)                 Презентация сказок. Форма презентации выбирается детьми. Чтение сказки, театрализации и др.
6)                 Подведение итогов. Примерные вопросы: Какая сказка понравилась? Почему? Какой сюжет самый интересный? Интересно сочинять сказки? В сказках вы рассказали о себе? Как бы вы дополнили сказки? Выбор лучшей сказки по аплодисментам. 
7)                 Рефлексия. Что нового вы узнали на занятии? Как вы можете охранять природу?
 
Литература:
1.      Бирюкова Н.А. Рекомендации организаторам экологических игр. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005 – 64 с.
2.      Кузнецова М.А., Резников А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высш.шк., 1992. – 272с.
3.      Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.:АРКТИ, 2004. – 320 с.
4.      Степанов Н.В., Андреева Е.Б., Антипова Е.М. и др. – Красная книга Красноярского края: Растения и грибы. – Красноярск: «Поликом», 2005. – 368 с. 
5.      Витвицкая М. Икебана, аранжировка, флористика: Искусство составления букетов.
6.      http://lib.mgppu.ru/ Библиотека Московского Государственного
Психолого-Педагогического Университета, Владимир Пропп. Морфология "волшебной" сказки

»  Размещено в сообществах: