Вы не зарегистрированы

Авторизация



Детство, опалённое войной

Submitted by Людмила Федоровна Кишкунова on чт, 04/03/2010 - 09:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пазыныч О.А., Кишкунова Л.Ф.
Место работы, должность: 
МОУ "Гимназия №140" г. Омска, учитель литературы; МОУ "Гимназия №140" г. Омска, заведующая библиотекой
Регион: 
Омская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
познакомить с биографией и творчеством В.П. Катаева, К. Симонова, А. Твардовского; вызвать интерес к книгам для детей и о детях на войне; закреплять навык выразительного чтения; развивать речь учащихся; развивать воображение; воспитывать сообразительность, любовь к родине и уважение к героям войны.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

компьютер, звукозапись композиции Шуберта,  песня «Солнечный круг», книги В. П. Катаева, выставка книг о войне "Война - жесточе нету слова", лист-помощник (афоризмы и их толкование), заготовки для синквейна (гостям), свеча, скатерть красного цвета, георгиевская ленточка, закладки-буклеты с аннотацией книг.

Краткое описание: 
Литературно-библиотечный урок по книгам, посвященным детям на войне.

Ход урока.

1.     Орг. момент.
 Слайд №1 – тема предметной недели «Память пылающих лет»
Учитель: Наш литературно-библиотечный урок продолжает тему  предметной Недели: «Память пылающих лет...»
 Проведём мы его совместно с заведующей библиотекой Людмилой Фёдоровной. Наша встреча поможет вам творчески организовать работу на последующих уроках в группах по интересам.
Слайд №2
 (звучит музыка Шуберта фоном негромко).
Эпиграфом к уроку мы взяли слова Н. Старшинова (читает)
   Война! Твой страшный след
   Живет в архивах пыльных,
   В полотнищах побед
   И в нашумевших фильмах.
   Война! Твой горький след –
   И в книгах, что на полках.
                                       Н. Старшинов
 
-  о чём МЫ будем  говорить на уроке?   (Дети отвечают)
- как можно узнать о войне? (о войне сегодня можно узнать по архивным документам, по кинофильмам и по книгам).
 
Учитель:
Сегодня вы узнаете о книгах, посвященных вашим ровесникам, ребятам, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше.  Тема урока «Детство, опалённое войной»
 Слайд 3 – тема урока, эпиграф
(Звучит музыка фоном)
 Библиотекарь: (зажигает свечу):
 Пусть горит эта свеча – как символ памяти о тех детях, чьи жизни унесла война.
Снова продолжает звучать музыка погромче (несколько секунд звучит только музыка)
- Ребята, а что мы с вами, люди, знающие о войне по книгам и фильмам, можем сказать о войне?
Предлагаю вам выразить своё осмысление слова «война» при помощи синквейна. 
(По ходу выполнения детьми синквейна появляются слова на слайде 4)
Слайд 4 Синквейн «Война»
 
 
Война
Страшная              жестокая
Стрелять    убивать      страдать
На волоске от смерти    
Горе
 
Учитель: Да, ребята, война – это горе, это боль.
Слайд 5
Но ещё большую душевную боль вызывает тема детей на войне.
Учитель: Давайте прочитаем историю одного мальчика, детство, которого опалила война…
 - проследите по тексту: как война отразилась на нём?
Слайд № 6
«…Дело известное… Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски… Поймал чесотку, болел сыпным тифом – чуть не помер…
 Почитайдва года бродил, прятался в лесах… совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок. Постоянно с собой в сумке гвоздь отточенный таскал. Это он себе такое оружие выдумал. Непременно хотел этим гвоздём какого-нибудь немца убить… На вид больше десяти (лет) никак не дать. Изголодался, отощал. Одна кожа да кости…»
- как война повлияла на этого мальчика? (он оголодал, озлобился, потому что остался один, вся семья его погибла, перенёс всякие болезни )
- а как автор показывает, что такая судьба ребёнка не редкость на войне? (дело известное…)
Учитель: Это история Вани Солнцева – героя повести «Сын полка», которую рассказал нам фронтовик В.П. Катаев. Он наверняка знает, что это судьба – одна из многих.
Библиотекарь: рассказ о Катаеве.
   Слайд № 7
    Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе сказок. Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет. Родился и вырос на Чёрном море, в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры он написал повесть «Белеет парус одинокий» — вы её обязательно прочитаете.
Когда мы говорим о писателе, нам всегда интересно, как он пришел в литературу.
Слайд №8
 Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Его был преподавателем, и в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека.
(Обращает внимание на экран - цитата из автобиографии Катаева:
Книги делали свое доброе дело: будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»
Слайд 9 «Катаев и война»
С 1915 года, не окончив гимназию, воевал на фронтах  Первой мировой войны, вступив добровольцем в действующую армию в 17 лет. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом.
Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья,
Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность… Вы, конечно, их еще прочитаете…
Библиотекарь: А сегодня мы остановимся на, пожалуй, самой популярной книге В.П. Катаева «Сын полка», которую он написал в 1945 году и за которую получил Сталинскую премию.
Слайд 10 ( Разные издания книги «Сын полка»)
Все представленные издания есть в нашей библиотеке и в «Музее книги», организованном при нашей библиотеке.
Учитель: В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство – это начало жизни, радость, а война – это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность.
Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл. По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время скитаний он встречает мальчика в военной форме.
- Давай обратимся к эпизоду встречи, чтобы понять, почему Ваня не хочет в детский дом, а рвётся на фронт.
 На партах у вас лежат книги с закладками, откройте их, найдите слова: «…Сроду ещё не видал Ваня такого роскошного мальчика…»
- прочитаем этот абзац, а вы скажите: что так привлекло Ваню в этом мальчике? (что он выглядел как настоящий солдат – в новеньком обмундировании)
-  А теперь давайте прочитаем по ролям разговор двух мальчиков. От автора – библиотекарь.
Во время чтения проследите по тексту, какими словами описывает Катаев чувства Вани Солнцева?
После чтения учитель спрашивает:
 - Какие чувства испытывает Ваня при разговоре?( и зависть, и восхищение, и жалость, и уныние)
- Почему? (Ваня хочет на фронт, он завидует мальчику, потому что тот – сын полка)
- Почему Ваня не хочет в детский дом, а рвётся на фронт.
 (он хочет быть настоящим солдатом, чтобы защищать родину, тоже хочет стать сыном полка)
 А вот станет ли Ваня «сыном полка», и вообще о дальнейшей судьбе героя вы обязательно узнаете, когда прочитаете эту повесть от начала до конца.
Слайд 11
Учитель: Катаев писал : «Тему я нашел в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это явление».
Как вы понимаете слово «явление»?   (таких детей было много)
Слайд 12 «Не было Вани Солнцева»
Это собирательный образ.
Библиотекарь:
Валентин Катаев рассказывал: “Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея”.
Ваня Солнцев - это собирательный образ.
Слайд №13
Библиотекарь:
«Война вошла в мальчишество мое…» Так писал поэт. Взгляните на фотографии мальчишек в военной форме. Это сыны полков, сыны батальонов, воевавшие на фронтах Великой Отечественной…
.
Слайд №14,15 «Я был и пионером, и солдатом…»
Библиотекарь: (Обращает внимание ребят на выставку книг «Детство, опаленное войной»
Об этих мальчишках написано немало книг. Хочу кратко рассказать лишь о некоторых.
Гусев А.В. Мальчишки: повесть. – Омск, омское кн. изд-во, 1983.
Деревенские мальчишки Юрка и Яшка оказались на оккупирован­ной гитлеровцами территории. Они спасли раненого летчика, испор­тили немецкую линию связи, навели автоколонну на минное поле. Юрку немцы поймали и увезли с собой. Об этом Александр Василь­евич Гусев рассказал в маленькой повести «Выстрел в землянке». Многие ребята, прочитавшие ее, прислали письма, и которых про­сили сообщить о дальнейшей судьбе полюбившихся им героев.
В ответ на просьбу своих читателей Александр Васильевич на­писал продолжение, и новую книгу, куда вошел и «Выстрел в зем­лянке», назвал «Мальчишки».
А. В. Гусев родился и 1921 году в Омске. Двадцатилетним юно­шей он ушел на фронт. После войны работал врачом. Несколько лет был редактором Томского книжного издательства. Опубликовал книгу стихов «Наши дни». Сейчас он живет в Омске.
 
Кеккелев Л.Н. Землячок: повесть. – Новосибирск: Зап.сиб. кн. изд.во, 1974.
На одном из стендов в комнате Боевой славы Беловского райвоенкомата Курской области привлекает внимание любопытная фотография. Рядом с майором танковых войск – паренек лет тринадцати в солдатской гимнастерке, в пилотке с красной звездой. Под фотографией написано, что сын полка пионер Петя Шепелев храбро сражался на фронтах Великой Отечественной войны, с танкистами дошел до Германии и с боевыми медалями вернулся домой.
Но мало кто знает, что Петя Шепелев—си­биряк. Родился он в селе Ново-Покровка Саргатского района Омской области. Это один из нем­ногих сибирских мальчишек, который волею судь­бы оказался на территории, оккупированной нем­цами. Потом в хутор пришли наши танкисты, и Петьку Шепелева зачислили в обеспечения...
 
Богданов Н. Самый храбрый /худ. Д. Боровский – М.: Малыш, 1974.
«На фронте стояло затишье. Готовилось новое наступле­ние. По ночам шли «поиски разведчиков». Прослышав про один взвод, особо отличившийся в ловле «языков», я явился к командиру и спросил:
— Кто из ваших храбрецов самый храбрый?
— Найдётся таковой, — сказал офицер весело; он был в хорошем настроении после очередной удачи. Построил свой славный взвод и скомандовал: — Самый храбрый — два ша­га вперёд!
По шеренге пробежал ропот, шёпот, и не успел я огля­нуться, как из рядов вытолкнули, подтолкнули мне навстре­чу храбреца. И какого! При одном взгляде на него хотелось рассмеяться. Мужичок с ноготок какой-то. Шинель самого малого размера была ему велика. Сапоги-недомерки погло­щали немало портянок, чтобы не болтаться на ногах. Сталь­ная каска, сползавшая на нос, придавала ему такой ко­мичный вид, что вначале я принял всё это за грубоватую фронтовую шутку. Солдатик был смущён не менее, чем я».
 
Учитель: Книги о детях войны разные. Но особое место среди них занимают стихи. Они пронзают сердце острой болью сострадания, сочувствия. Это плач о детях, испытавших войну.
- Послушайте отрывки из этих стихотворений.
Слайд 16   - портрет Симонова, название стихотворения «Привез майор…»
Читает ученик
Учитель: автор обращается к нам, читателям, со словами, полнымигоречи:
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
- Что имеет в виду К.Симонов?  Прочтите это стихотворение, и вам станет ясно.
Слайд 17 – портрет Твардовского, название стихотворения «Рассказ танкиста» + последнее четверостишие
Читает ученик
Учитель: стихотворение заканчивается чувством сожаления боевого командира – танкиста, так и не узнавшего имени мальчика-героя
 «Был трудный бой.
Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы
я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить…»
- Почему так беспокоит это командира? Какой подвиг совершил этот мальчик? Ответы на эти вопросы вы найдёте в самом стихотворении А. Твардовского «Рассказ танкиста».
Слайд 18 «Среди большой войны, жестокой…»
Библиотекарь: Стихов, написанных о детях Великой войны немало. Мы предлагаем вам для чтения список стихов из сборников «Лицом к Победе» и «Час мужества».
         Ахматова А. Мужество
         Берестов В. Мужчина
         Вечтомова Е. Дети
         Воронов Ю. Мы так и не узнали
         Друнина Ю. Зинка
         Михалков С. Десятилетний человек
         Окуджава Б. До свидания, мальчики
         Пахомов В. У всех у нас с войною счеты
 Этот список, так же как и рассказ о книгах Вам будет доступен как на выставке в библиотеке, так и на блоге библиотеки в Интернете.
 
Учитель: Читаешь произведения о детях на войне, и понимаешь: этого не должно быть! Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем!
 Слайд 19 «Мы живем не для войны»
Учитель: литература, возможно, не в силах изменить мир. Но всё же книги о детях на войне могут тронуть чьё-то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. А главное – передать не только память о ВО войне, но и осознание ценности мирной жизни.
Слайд 20 С.Я. Маршак: «…Мир всем народам на свете.
Всем есть простор на планете, - свет и богат и велик…»
 
Учитель: А что такое мир?  Ребята, уважаемые гости, постройте синквейн к слову мир.
Слайд 21
 (Можете воспользоваться листом-помощником для заполнения четвёртой строчки синквейна).
Звучит песня «Солнечный круг» - ребята и гости составляют синквейн.
Слайд 21
Мир
Радужный       Хрупкий
Улыбаться      любить           охранять
Пусть всегда будет солнце
Счастье
Учитель: Война – общее горе, а мир у каждого свой. Вот, как я себе представляю мир.
Рука сама написала слово хрупкий, наверное, это оправдано: и сегодня в мире неспокойно, вооружённые конфликты, горячие точки, локальные войны – по-разному их называют, но они приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат души, делают всех несчастными. поэтому мир надо охранять. Для четвертой строчки я взяла слова из детской песни: пусть всегда будет солнце, для меня мир – это счастье.
- Что же получилось у вас, ребята, и у наших гостей?
          синквейн к слову мир:  
В итоге получаются слова – любовь, надежда, жизнь, счастье.
Библиотекарь: Свеча пусть горит, как символ жизни, символ счастья, символ надежды.
 
1.     Домашнее задание:
Учитель: мы дарим вам закладки, которые у вас вложены в книги. Но это не просто закладки, это списки и краткие аннотации книг, имеющихся в школьной библиотеке, они помогут сделать ваш выбор в чтении. На следующий урок вы принесёте те книги, которые вам захотелось прочитать. И мы продолжим творческие работы: презентации, отзывы и т.д.
Слайд 22 – рефлексивный экран
Прикрепленный файлSize
Детство, опаленное войной (презентация).ppt7.52 MB
закладки Детство, опаленное войной.rar3.13 MB
Шуберт.mp36.78 MB
Пусть всегда будет солнце.mp33.88 MB
Лист-помощник.doc31 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: Детство, опалённое войной


Спасибо за интересную и нужную разработку библиотечного занятия. Дети мало читают. и такие занятия очень важны. они привлекают в мир книг и чтения.

С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294




Фото пользователя Валентина Борисовна Антипова

На: Детство, опалённое войной


Очень понравилось домашнее задание:)

с уважением, Валентина Борисовна Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО




Фото пользователя Людмила Ивановна Рассказова

На: Детство, опалённое войной


Спасибо за урок! Все что связано с войной это очень волнующе и трепетно. Не надо забывать нашу историю, и во всех классах проводить такие аналогичные мероприятия. Спасибо!
С уважением Мила!!!)))


Сообщество учителей истории