Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок-исследование "Очистка воды. Охрана водоёмов от загрязнения" 8 класс

 

Урок - исследование
Очистка воды.
Охрана водоемов от загрязнения.
 
Цель: обобщить знания учащихся о воде как о самом распространенном веществе на Земле; расширить их представления о способах очистки воды, показать необходимость предотвращения загрязнения водоемов; прививать навыки исследовательской работы продолжить экологическое просвещение школьников.
Оборудование:  глобус, компьютер, мультимедийное оборудование
                                                        Эпиграф:
                                      Аэродромы, пирсы и перроны
                                      Леса без птиц и земля без воды…
                                      Все меньше окружающей природы
                                      Все больше - окружающей среды.
                                                         (Р.Рождественский)
 При подготовке к уроку учащиеся делятся на экспертные группы, которые получив задание занимаются исследованием по данному заданию.
 
I экспертная группа:                   Провести исследование по вопросу
                                                      «Вода на планете -Земля»            
II экспертная группа:                 Водоемы микрорайона д. Лавры. Качество
                                                      воды в водоемах микрорайона.
     
III экспертная группа:                 Источники питьевой воды микрорайона
                                                       д. Лавры
Вступительное слово учителя.
 В последнее время в связи с быстрым изменением внешней среды на Земле под влиянием деятельности человека возникла очень серьезная проблема:
загрязнение незаменимых природных ресурсов, одним из которых является вода.
   Исследованием вопроса «Вода на планете Земля» занималась 1 экспертная группа.
                                    Результаты исследования:
    Самое распространенное из соединений водорода на Земле - это его оксид или вода Н2О. В том или ином виде она находится всюду. Вода занимает впадины земной поверхности, образуя океаны и моря. Громадными массами снега и льда она покрывает полярные страны и вершины высоких гор. Её невидимый пар всегда присутствует в воздухе. Обращаясь в мельчайшие капельки, вода образует облака, из которых выпадают дожди, пропитывающие почву влагой и питающие ручьи и реки. На глобусе хорошо видно, что 1/4 поверхности нашей планеты занимает суша, а остальные 3/4
вода. (Показ на глобусе)
 Космонавты впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что она выглядит не как «Земной» шар (то есть коричневый), а скорее как водяной.
 Согласно эволюционной теории, жизнь на Земле зародилась в воде. Живые существа состоят на 2/3 из воды, вода -среда обитания многих растений и животных. Вода необходима для процесса фотосинтеза. Человек использует воду в сельском хозяйстве, в промышленности - как сырье и растворитель.
Учитель:  Вы послушали информацию о воде, о ее значении в глобальном масштабе.
IIэкспериментальная группа собирала информацию о водоемах микрорайона д.Лавры. ( сообщение группы учащихся).
   В микрорайоне деревни Лавры имеется 6 водоемов искусственного происхождения - это пруды, выкопанные самими людьми, есть 2 более крупных естественного происхождения водоема- это Бобровское озеро и река Лидва, вытекающая из него. Эти водоемы являются местами отдыха местных жителей. Вода из этих водоемов используется так же для хозяйственно-бытовых нужд.
Учитель:  В зависимости от того для каких целей применяют воду ее очищают от примесей и веществ. Огромное значение имеет очистка питьевой воды. Откуда берут воду для питья?
       Об источниках питьевой воды микрорайона д. Лавры расскажут ребята IIIэкспериментальной группы (сообщение учащихся).
       Источниками питьевой воды в микрорайоне д. Лавры являются колодцы, вырытые на довольно большую глубину. В колодезной воде нет взвешенных примесей и почти отсутствуют микроорганизмы. В этой воде содержатся растворенные соли, полезные для человека.
        Источниками питьевой воды для жителей центральной части д. Лавры является водозаборная скважина и система водопровода. По данным ЖЭУ «Лавры» качество воды на выходе из скважины соответствует ГОСТУ, минерализация не превышает предельно допустимой концентрации.
       Но однако следует отметить по данным Печорской лаборатории ФГУЗЭ при подходе по водопроводной системе к потребителю качество воды несколько ухудшается, увеличивается количество катионов Fe 3+, это объясняется изношенностью водопроводной системы.
Учитель:  В более крупных населенных пунктах, чем д. Лавры для системы водоснабжения используется вода из открытых водоемов и соответствующим образом очищается. Вода из рек, озер, водохранилища содержит много вредных для человека примесей в виде различных остатков жизнедеятельности человека и животных, а так же болезнетворные микроорганизмы, от которых ее очищают.
 Схема городской водоочистительной станции.
 На городских водоочистительных станциях воду сначала пропускают через решетки, которые задерживают крупные плавающие предметы. Потом воду подвергают отстаиванию в бассейнах-отстойниках и фильтрованию через слой песка, здесь задерживаются нерастворимые твердые частички. Далее микроорганизмы либо с помощью хлора, либо озоном или бактерицидными лампами.
      Когда в городах стали применять воду, очищенную на водоочистительных станциях, заболевания жителей инфекционными болезнями резко сократилось. В очищенной таким образом воде, остаются растворимые вещества. Необходимые человеку.
       В аптеках для приготовления лекарств и в химических лабораториях применяют воду, очищенную и от растворенных примесей. Для этого используется перегонный куб.
         Схема перегонного куба.
   Он состоит из резервуара, заполненного водой, которая нагревается до температуры кипения. Пары воды поступают в зигзагообразный холодильник, где и обращаются капли абсолютно чистой дистиллированной воды.
    Процесс, аналогичный перегонке происходит в природных условиях. Так образуется дождевая вода - наиболее чистый вид природной воды.
 Чистой воды на Земле становится все меньше. Особенно это следует отметить для пресной воды. Ведь ее от всей массы водных ресурсов на Земле 75% только 2%.
   Недостаток ее уже сейчас остро ощущается во многих регионах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы, фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадает большое количество различных ядовитых веществ.
 II экспериментальная группа учащихся занималась так же исследованием вопроса «Качество воды в водоемах микрорайона д. Лавры.
     Данные о качестве воды были получены с помощью исследованных членами кружка «Юный агробиохимик». Исследовалась вода естественных водоемов озера Бобровское и река Лидва.
Картинки..
Полученные данные представлены в виде таблицы.
 
Из полученных данных видно, что вода в водоемах д. Лавры достаточно чистая. Основные показатели химического состава не превышают предельно допустимых концентраций. Хотя в районе очистных сооружений Бобровского детского дома инвалидов и Лавровского дома ветеранов есть некоторое превышение предельно допустимых концентраций по ионам железа. Встречаются единичные пятна нефтепродуктов как правило недалеко от мест переезда (мосты, запруда) водоемов. Утечка горюче-смазочных материалов с автотранспорта.
    Положительным моментом является то, что очистные сооружения данных объектов работают хорошо и сбрасываемые ими воды хорошо очищены и не наносят ущерба окружающей среде. К сожалению не всегда бывает так везде.
Учитель: В заключении я предлагаю подумать над решением задач, возникающих в различных экологических ситуациях
Задача № 1.
 Один из путей защиты биосферы от загрязнений - очистка сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективны, но имеют высокую стоимость. Будучи директором крупного завода и имея в своем распоряжении значительные денежные средства, как вы поступите:
1.Положите их в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды.
2.Вложите в строительство очистных сооружений.
3.Часть вложите в расширение производства, часть используете для повышения заработной платы рабочим.
Задача № 2.
Завод свинцово-никелевых аккумуляторов произвел сброс сточных вод в закрытый водоем. Каковы вероятные последствия этого акта для обитателей водоема и человека?
Задача № 3.
Вычислите объем чистой воды, которая бесцельно расходуется при плохо закрытом кране за час и за сутки, если стакан (250 мл) наполняется за минуту.
 
 И в завершении урока сделаем выводы:
1.ВОДА- бесценный природный дар, необходимый для жизни всего живого на Земле.
2.ПРЕСНОЙ ВОДЫ на Земле совсем немного (примерно 2% общей массы)
3.На предприятиях следует внедрять малоотходные технологии и замкнутые системы водопотребления, предусматривать уменьшение вредных выбросов в атмосферу, водоемы, на открытые участки почвы, а так же строить очистные сооружения.
4.Нельзя сливать неочищенные сточные воды промышленных предприятий и животноводческих ферм в закрытые водоемы.
5.За нарушение правил водопользования человек должен нести ответственность в законодательном порядке.
 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн