Спортивное ориентирование как средство развития физических качеств у школьников
Submitted by Светлана Владимировна Сорокина on пн, 08/03/2010 - 19:28
Сорокина Светлана Владимировна
учитель физической культуры МОУ №68
г. Челябинска имени Родионова Е.Н.
Спортивное ориентирование
как средство развития физических качеств у школьников
Ориентирование - вид спорта, который к олимпийскому девизу «Быстрее, выше, сильнее!» добавил четвертый принцип – «умнее!» - и тем самым привлек в свои ряды многочисленных поклонников. В нашей стране это сравнительно молодой вид спорта, который насчитывает не более пятидесяти лет, однако за это время получил заслуженное признание среди спортсменов всех возрастов. Впечатляющих успехов добились российские спортсмены на международной арене, занимая высшие ступени на мировом пьедестале, особенно в зимнем ориентировании.
Ориентирование объединяет в себе аудиторные занятия и увлекательные игры и тренировки на свежем воздухе, формирует исследовательские способности и умение самостоятельно принимать решения, увлекает азартным соперничеством. Условия проведения тренировок и соревнований при различных погодных условиях формируют устойчивость к дискомфорту. Гармонизируют отношения человека с окружающей средой.
Целью спортивной тренировки в секции спортивное ориентирование является достижение максимального возможного для данного спортсмена уровня подготовленности к соревнованиям.
В апреле 2009 года педагог-психолог МОУ №68 провела тестовые работы с детьми, занимающимися в секции спортивное ориентирование(тренер С.В. Сорокина), с целью определению динамики показателей мотивов:
Количество протестированных: 30 человек.
Анализ данной работы показал следующие результаты:
По результатам видим положительную динамику показателей мотивов.
По результатам диагностики уровня удовлетворенности родителей работой тренера
С.В. Сорокина (секция спортивное ориентирование) получили следующие результаты:
·отношение к ребенку со стороны педагога – 4 балла;
·обеспечение индивидуального подхода – 4 балла;
·создание условий для обучения и развития способностей – 4 балла;
·создание благоприятного психологического климата в детском
коллективе – 3,8 баллов
Таким образом, по диаграмме прослеживается высокий рейтинг педагога.
Тренировка в секции спортивное ориентирование включает:
·физическую подготовку (совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма – сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д.);
·техническую подготовку (освоение техники передвижений и техники ориентирования);
·тактическую подготовку (принятие правильных решений);
·психологическая подготовка (достижение необходимого уровня специальной психической подготовленности к соревнованиям);
·интеллектуальную подготовку;
·морально-волевую подготовку.
То есть в процессе тренировки перед моими воспитанниками стоит задача приобретения теоретических знаний и практического опыта для успешной соревновательной деятельности. Эффективная реализация этой задачи возможна только в совокупности с повышением интеллектуального уровня юного спортсмена. Поэтому в своей системе подготовке юных ориентировщиков особое внимание я уделяю интеллектуальной подготовке.
Состояние спортивной формы моих воспитанников определяется не только физической подготовленностью, но и грамотным, своевременным использованием технических приемов, быстрой оценкой характера местности, а также ситуаций, складывающихся на дистанции, правильной реакцией на действия соперников, выбором и поддержанием оптимальной скорости бега.
В процессе занятий в секции спортивное ориентирование создаются предпосылки для развития силы воли, упорства, самостоятельности и инициативности. Ведь с самого первого занятия я учу ребенка ставить цель – «как можно быстрее и лучше других пройти дистанцию в условиях незнакомой местности и постоянно меняющейся обстановки», а главное – выполнить это самостоятельно, т.к. тренера на дистанции рядом с ним нет. Очень важно, чтобы решение принятое юным спортсменом было правильным.
На тренировке и во время соревнований процесс любой тактической задачи начинается с оценки ситуации. Оценить ситуацию – значит рассмотреть все факторы, влияющие на решение задачи, проанализировать их значение.
В каждой ситуации присутствуют постоянно действующие факторы, например качество карты, уровень технической подготовки юного спортсмена, так и временные факторы, определяющие особенности данной, конкретной ситуации, например, ориентир, у которого стоит знак КП, промежуточные ориентиры, действия соперника в районе КП.
Учу воспитанника, оценив ситуацию принять решение в общей форме, затем его детализировать.
Этапы обучению принятию решений включают в себя тактическую разминку, тактику выбора пути, взаимодействие с соперником, выбор скорости передвижения.
Тактическая разминкаявляется составляющей частью общей разминки, так как она тесно связана с технической, и с физической разминкой, и с предстартовой психологической настройкой.
Тактическая разминка представляет собой тактическую работу с посторонней картой непосредственно перед стартом, то есть работу по выбору пути, конечно, на фоне физической разминки, то есть на бегу.
Выйдя на предстартовый полигон, спортсмен планирует для себя мини-дистанцию, выбирает несколько путей движения и пытается сравнить их с экспериментальным путем. Проведение такой тактической «разведки» помогает более рациональному выбору пути во время соревнований.
Тактика выбора пути.Учу воспитанников выбирать путь движения – давать качественную оценку всем элементам карты по направлению к району КП и на основе сделанного анализа выделять наиболее выгодные ориентиры, определять способ движения, позволяющий с меньшими затратами сил и времени выполнять на местности поставленную задачу.
Основная операция при выборе пути – выделение опорных ориентиров, т.е. таких, которые будут использоваться при движении к КП. Естественно, в качестве опорных следует выбирать ориентиры, хорошо заметные на карте и на местности.
Путь на первый контрольный пункт выбирается на старте или при движении на пункт «К», в зависимости от условий старта.
Выбор пути на второй и последующие контрольные пункты начинающие ориентировщики осуществляют только после отметки на предыдущем пункте.
Спортсмены 1,2 разрядов могут осуществлять выбор пути во время предыдущего перегона, на том участке, где они не очень загружены чтением карты. То есть на каждом перегоне ориентировщик находит кусочек нитки будущего пути на котором можно будет заняться выбором пути для следующего перегона.
Взаимодействие с соперником. Сотрудничество с соперниками на дистанции запрещено правилами соревнований по ориентированию. Однако на дистанции спортсмен так или иначе взаимодействует с соперниками и это взаимодействие может послужить улучшению конечного результата.
Прежде всего, учу воспитанников наблюдать за соперниками на дистанции. Например, можно определить характер местности, если спортсмен находиться в густом лесу, а неподалеку кто-то бежит неожиданно быстро и ровно, не уклоняясь от веток, - значит, там есть тропинка или дорога; если впереди соперник начал прыгать в болоте с кочки на кочку, спортсмен может принять решение обойти это место. Даже внешний вид финиширующих спортсменов еще до старта может повлиять на тактический план прохождения дистанции.
В сильно пересеченной местности с большими перепадами высот при прочих равных условиях следует стремится выходить к КП не снизу, а сверху по склону. Тем самым улучшается обзор местности, наблюдение за действиями соперников, облегчается поиск КП.
Также объясняю, что встречи с соперниками на дистанции могут стать причиной серьезных ошибок. Невольно ускоряется бег, понижается скорость ориентирования, внимание распределяется между ориентированием и наблюдением за соперником. Опытный соперник может увлечь за собой в неверном направлении и оставить там. Он может сделать имитацию отметки на «чужом» КП и спровоцировать неопытного спортсмена. Не стоит поддаваться искушению изменить путь, если рядом или поперек маршрута бежит маститый ориентировщик, необходимо доводить выбранный вариант выхода на КП до конца.
Скорость движения по дистанции. Средняя скорость движения спортсмена-ориентировщика по трассе соревнований зависит от его физической, технической и тактической подготовки, характера местности, точности карты и некоторых других условий.
Время, затраченное на прохождение дистанции, можно разделить на три составляющие: время истинного перемещения по трассе («чистый бег»), время технических остановок (отметки на КП, остановки на пунктах питания и т.д.), время на ориентирование. Таким образом, с улучшением физической подготовки, но еще больше с улучшением техники и тактики ориентирования скорость прохождения дистанции увеличивается.
Спортсмен все время должен проверять себя на понимание ситуации и сохранять скорость где-то на грани между «понимаю» и «не понимаю». Конечно, можно было бы пройти всю дистанцию на пониженной скорости, что гарантировало бы от ошибок (если ориентировщику хватает технического мастерства двигаться безошибочно), и даже показать неплохой результат. Но юный спортсмен стремиться пройти дистанцию хорошо, очень хорошо и даже еще лучше – на грани своих возможностей. Поэтому и передвигаться приходиться где-то у грани, отделяющей скорость безошибочного движения от скорости, которую только способен развить спортсмен.
Почувствовать эту грань мы с воспитанниками учимся на тренировках: во-первых, различать сложные и простые участки и чувствовать соответствующую скорость, во-вторых, более точное приближение к упомянутой грани осуществлять в движении на тренировочных соревнованиях, мысленно контролируя себя и ситуацию на местности.
В своей работе я использую следующие средства спортивной тренировки. Основными средствами спортивной тренировки в моей секции являются физические и технические упражнения. Их можно разделить на три основные группы:
·общеподготовительные;
·специально-подготовительные;
·соревновательные упражнения.
Общеподготовиетльныеупражнения нацелены на всестороннее гармоническое развитие спортсмена и совершенствование необходимых ориентировщику физических способностей.
В качестве общеподготовительных использую упражнения из других видов спорта (легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики ит.д.). Это упражнения для развития силы различных мышечных групп (отжимания, подтягивания, прыжки, и т.д.), упражнения для развития быстроты (подвижные игры, эстафеты), упражнения для воспитания координационных способностей (элементы спортивной гимнастики, различные полосы препятствий и т.д.).
Специально-подготовительныеупражнения служат отработке на местности отдельных элементов техники ориентирования: действия на старте, действия на КП, передвижение по линейным ориентирам, бег по азимуту и т.д., а также упражнения, позволяющие совершенствовать технику передвижений (упражнения, выполняемые с картой и компасом на разнохарактерной местности).
К числу специально-подготовительных упражнений относятся также имитационные упражнения.
Соревновательныеупражнения – это участие во всевозможных соревнованиях.
В процессе своей работы я использую следующие методы:
·метод строго регламентированного упражнения;
·игровой метод;
·соревновательный метод.
Метод строго регламентированного упражненияразделяется на две группы:
1)методы, позволяющие освоить технику передвижений и технику ориентирования;
2)методы, направленные на развитие физических качеств, необходимых спортсмену для достижения высоких спортивных результатов.
Первую группу методов можно также разделить на две группы:
·метод разучивания упражнения целиком, когда спортсмен выполняет какое-либо действие от начала до конца. Этот метод я применяю при разучивании простых элементов техники ориентирования и техники передвижений;
·метод разучивания упражнения по частям, когда упражнение разбивают на части, каждую часть разучивают отдельно, а затем соединяют части в единое упражнение. (Например, при изучении техники снятия азимута на компас можно разделить на несколько составляющих: 1. соединение линейкой компаса двух точек; 2. выкручивание колбы; 3. вынос руки перед грудью).
Методы направленные на развитие физических качеств, в свою очередь разделяются на:
·непрерывные равномерные (пробегание тренировочных дистанций без остановок и изменения скорости);
·непрерывные переменные (пробегание тренировочных дистанций без остановок, но с изменяющейся скоростью);
·интервальные методы (заключаются в выполнении серии упражнений одинаковой или разной продолжительности с постоянной или переменной интенсивностью и строго установленными или произвольными паузами – интервалами отдыха).
На тренировке с помощью спортивных и подвижных игр я использую игровой метод. Игры способствуют развитию различных физических качеств. Беговые эстафеты развивают быстроту, длительная игра в футбол или баскетбол способствует развитию общей выносливости. Использую на тренировках специальные эстафеты для развития ловкости и координации движений. Разнообразие движений в спортивных и подвижных играх позволяет укрепить связочный аппарат суставов нижних конечностей и существенно расширить двигательный опыт юных спортсменов. Включая в тренировочный план игровые моменты, делаю тренировочный процесс разнообразным и менее утомительным. При помощи различных игр осуществляю контроль за усвоением пройденного материала, совершенствую отдельные элементы техники.
Соревновательный методтренировок подразумевает участие в специально организованных соревнованиях.
Соревнования обычно преследуют разные цели:
üтренировочные соревнования(целью ставлю отработку технических и тактических элементов ориентирования);
üконтрольные соревнования (в которых проверяю возможности занимающихся, выявляю уровень их подготовленности, эффективность прошедшего этапа подготовки. На основе результатов, показанных воспитанниками, разрабатываю планы дальнейших тренировок);
üотборочные соревнования (по результатам которых занимающиеся отбираются в сборную команду по спортивному ориентированию ХМАО).
В секции спортивное ориентирование вся система тренировок направлена на развитие личностных качеств ребенка, позволяющих добиться успеха. В этом, с точки зрения педагогики, огромный потенциал данного вида спорта.
По моим наблюдениям, детей больше привлекают социальный и развлекательный аспекты ориентирования, чем его образовательная и познавательная стороны, но по мере взросления их отношения к ориентированию меняется. Я в своей работе учитываю эту особенность детского мировосприятия. Ориентирование способствует удовлетворению потребностей занимающихся в разнообразной физической активности, социальных контактах людьми разных возрастов и обоих полов, творческом самовыражении, самоутверждении и успехе. Все это способствует повышению культуры функционально-ролевого взаимодействия, столь необходимого детям и подросткам в их будущей жизни (службе в армии, в профессиональной деятельности), мало ими осваиваемой в школьной жизни.
Я вижу индивидуальные особенности, подхожу к каждому занимающемуся с учетом конкретной степени его физического и умственного развития, вижу в нем личность, имеющую собственное мнение и представление о спортивном ориентирование.
В своей работе я использую три вида контроля: этапный, текущий и опративный.
Этапный контроль - позволяет оценит этапное состояние спортсмена, которое является следствием долговременного тренировочного эффекта. Такие сотояния спортсмена являются результатом подготовки в течение ряда лет, периода или этапа (Первенства ХМАО и России).
Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием тренировочных или соревновательных нагрузок (промежуточные соревнования: первенства ДЮСШ и района).
Оперативный контроль предусматриваеи оценку опреативных состояний – непосредственных реакций организма спорсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований.
Для контроля за уровнем ОФП и СФП своих воспитанников на различных этапах тренировочного процесса я использую следующие тесты:
1.Пятикратный прыжок в длину с места. Первый прыжок выполняется с места толчком двух ног, остальные прыжки проводятся в быстром темпе с ноги на ногу. Дается две попытки каждому испытуемомму. В протокол заносится лучший результат. Многоскоки выполняются в спортивном зале.
2. Комплексное упражнение на силу. В положении лежа на спине руки заголову производится сгибание и разгибание туловища в течение 30 секунд. Затем необходимо перевернуться и принять положение – упор лежа. В течение 30 секунд выполняется сгибание, разгибание рук. В итоге результат суммируется.
3. Бег 30 метров с ходу. Упражнение выполняется с высокого старта.
4. Тестовый бег. Проводится на местности. Дистанция достаточно длинная, чтобы результат теста отражал уровень специальной выносливости.
5. 20-ти минутный бег с учетом пройденного расстояния. Определяется уровень специальной выносливости. Результат фиксируется с точностью до 10 метров.
Для контроля за технико-тактической подготовкой своих воспитанников на различных этапах тренировочного процесса я использую следующие тесты:
1. Скорость отметки на КП. Тест проводится как вов время прохождения дистанции так и на специально оборудованном контрольном пункте.
2. Техника движения по точному азимуту. Тестирование проводится на слабопересеченной местности.
3. Тестирование координации «глаз-рука». Оценивается способность к чтению карты на бегу.
4. Оперативное мышление. Оценивается при помощи правильного выбора пути движения между КП.
Все эти виды контроля позволяют оптимизировать тренировочный процесс в секции спортивное ориентирование на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей организма.
Умение ориентироваться с помощью компаса и карты сводится к тому, чтобы пройти дистанцию с минимальными временными затратами на любой местности. Именно поэтому требование к организаторам проведения Чемпионатов и Первенств, чтобы район соревнований не использовался для тренировок и соревнований ранее. Таким образом, сохраняется справедливость - все участники выступают впервые по данной карте, и соответственно находятся в равных условиях. Из этого вытекает и основная проблема тренировочного процесса – невозможность тренироваться только в одном месте и по одной карте.Научить ориентироваться можно только в незнакомой местности на незнакомой карте.
Специфика спортивного ориентирования заключается в том, что невозможно достичь высоких спортивных результатов при тренировке только на одной и той же местности, т.к. процесс анализа ситуации в ходе соревнований, сличения карты и местности, состояния лыжни, поведения соперников и многих других переменных факторов, заменяется процессом вспоминания, а в случае участия в соревнованиях на незнакомой местности этот способ не применим. Именно поэтому для достижения высоких спортивных результатов необходимо большое количество УТС и стартов на абсолютно незнакомой местности.
От того, как часто мы вывозим детей, зависит в конечном итоге результат в спортивном ориентировании. В связи с этим огромное значение имеет летний учебно-тренировочный сбор с участием в соревнованиях различного уровня. Особое значение это мероприятие имеет для спортсменов младшего возраста, т.к. только в летних соревнованиях могут принимать участие спортсмены младше 14 лет.
К сожалению, для привлечения детей к систематическим занятиям таким видом спорта как спортивное ориентирование, не так уж много стимулов, т.к. тренировки проходят как правило в неблагоприятных условиях, и основным, а иногда единственным стимулом, являются выезды на соревнования.
Большое значение для спортсменов 14 лет и старше имеет качественный спортивный инвентарь, и его подготовка к соревнованиям. Разница в результате на одной и той же дистанции на подготовленных лыжах и неподготовленных может достигать 1 минуты на 1 километр.
Предложения:
Улучшить материально- техническую базу:
1.Приобретение системы электронной отметки sportident позволит поднять качество проведения тренировочного процесса на новый более высокий уровень, позволит проводить соревнования местного и окружного уровня с привлечением минимального количеством судей. А так же проводит массовые легкоатлетические кроссы.
2.Увеличить количество выездных соревнований и учебно-тренировочных сборов до 13 в год.
3.Обеспечить средствами подготовки лыж к соревнованиям.