Элективный курс в 9 классе «ХИМИЯ В БЫТУ»
МОУ «СОШ с. 3-я Александровка Калининского района Саратовской области»
Учитель химии Тюленева С.А.
Пояснительная записка
Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно - технический прогресс. Однако, химия - это не только благо, это и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды, и озоновые дыры, и повышенное содержание нитритов и нитратов в продуктах питания, ряд других проблем. Виновны в этих бедах люди. Делают они это иногда сознательно, но очень часто просто от химической неграмотности. Важно современному человеку знать и правильно использовать достижения современной химии.
В программе уделяется мало времени на экологические проблемы окружающей среды. Где найти дополнительное время для изучения этих вопросов? Один из вариантов решения этой проблемы - включения в учебный план элективного курса: «Химия в быту».
Элективный курс рассчитан на 1ч в неделю (всего 8 занятий). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов (примерно треть учебного времени), проведение лабораторного практикума.
Цель элективного курса – расширение знаний учащихся о применении химических веществ в повседневной жизни.
Основные задачи курса:
- Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни;
- Совершенствовать экспериментальные умения;
- Развивать познавательные интересы, умение самостоятельно добывать знания.
Формы контроля: презентация, рефераты, итоговая конференция.
Содержание курса
Введение (1 ч). Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ).
Основные термины: яды и противоядия, первая медицинская помощь.
Учащиеся должны знать: ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи.
Учащиеся должны уметь: оказать первую помощь при отравлениях, ожогах, порезах.
Химчистка на дому (1 ч). Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен. Чистка верхней одежды.
Основные термины: пятновыводители (чистящие средства), виды тканей, растворитель, загрязнитель.
Учащиеся должны знать: технику выведения жировых пятен, приемы чистки одежды.
Учащиеся должны уметь: выводить пятна, чистить верхнюю одежду.
СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода (2 ч) Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и способы ее удаления. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины.
Основные термины: мыло, СМС, отбеливатель, жесткость воды, накипь, ржавчина.
Учащиеся должны знать: состав мыла и СМС, причины жесткости воды и образование накипи, способы умягчения воды и удаления накипи, состав ржавчины и способы ее удаления.
Учащиеся должны уметь: умягчать воду, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину.
Практическое занятие: умягчение воды, удаление накипи с эмалированной посуды, удаление ржавчины.
Как быть красивыми? (2ч) Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика. Духи. Кремы. Лаки.
Основные термины: декоративная косметика, лак, духи, туалетная вода, дезодорант, крем.
Учащиеся должны знать: назначение зубной пасты, макияжа.
Учащиеся должны уметь: подбирать зубную пасту, щетку, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года.
Демонстрации: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
Практические занятия: чистка зубов, наложение макияжа.
Химические процессы при приготовлении пищи (1ч) Белки, жиры, углеводы, соли. Гашение соды. Денатурация белков. Искусственная пища.
Основные термины: денатурация, ферменты, белки, жиры, углеводы.
Учащиеся должны знать: состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека, сущность процесса разрыхления теста.
Учащиеся должны уметь: пользоваться разрыхлителями, гасить соду.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.
Практическая работа: гашение соды.
Итоговое занятие (1 ч) Защита реферативных работ или презентаций.
Темы рефератов (проектов)
1. Домашняя аптечка.
2. Техника выведения различных пятен.
3. Чтобы стекла блестели.
4. СМС
5. Чистящие и моющие средства.
6. ароматные средства.
7. Химия и косметика.
Литература для учащихся
1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М. Дрофа, 2007-2009г.
2. Макаров К.А. Химия и медицина: Книга для чтения. М., «Просвещение», 1981
3. А. М. Юдин, В. Н. Сучков. «Химия в быту». - Москва химия, 1975.
4. Габриелян О.С. , Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. – М. Дрофа, 2003
5. Ресурсы Интернет
Литература для учителя
1. Научно- теоретические и методические журналы «Химия в школе».
2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. настольная книга учителя «Химия. 11 класс» - М., Дрофа, 2003г
3. Войтович В.А. Химия в быту – М., Знание, 1980г
4. Секреты красоты для мужчин и женщин. – М., 2002г
5. Ресурсы Интернет
6. Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас - М., Высшая школа, 1992
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Химия в быту» в 9 классе (8 часов)
№ урока
|
Тема
|
Тема (в час)
|
Общее количество часов
|
Форма работы
|
Форма контроля
|
Образовательный продукт
|
теория
|
практика
|
1.
|
Введение.
|
1
|
|
1
|
беседа
|
|
|
2.
|
Химчистка на дому
|
0,5
|
0,5
|
1
|
Беседа, практическая работа
|
|
Опорный конспект
|
3.
|
СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода
|
1
|
1
|
2
|
Лекция, практическое занятие
|
тестирование
|
Отчет
|
4.
|
Как быть красивыми?
|
1
|
1
|
2
|
Беседа, работа в группах, практическое занятие
|
|
Результат практической работы «Наложение макияжа»
|
5.
|
Химические процессы при приготовлении пищи
|
0,5
|
0,5
|
1
|
Беседа, практическая работа
|
|
Результат практической работы «Гашение соды»
|
6.
|
Итоговое занятие
|
|
|
1
|
Семинар, практикум, работа в группах.
|
Защита работ
|
Рефераты. Презентации.
|
|