Используемые ЦОР: презентация "Квадратные уравнения"
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщение и закрепление общих умений и
навыков решения квадратных уравнений;
Развивающие:
-развитие умений выделять главное,
существенное в изучаемом материале;
- формирование умений сравнивать,
классифицировать, обобщать факты и
понятия;
- развитие самостоятельности мышления,
самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
- воспитывать активность,
- содействовать побуждению интереса к математике.
Ход урока.
1. Организационный момент.
На экране слайд 1 с формулировкой темы урока.
Учитель: сегодня на уроке мы с вами обобщим знания по теме «Квадратные уравнения» и закрепим умения решать данные уравнения.
Я вам предлагаю на этом уроке следующие способы работы:
- Фронтальная работа (устная работа по повторению теоретического материала урока);
- Работа в парах (деление квадратных уравнений на группы по их общему виду);
- Работа в группах (решение квадратных уравнений - общий вид);
- Самостоятельная работа (работа по карточкам – заданиям);
- Фронтальная работа (исторические сведения);
- Рефлексия
2. Устная работа:
Вопросы:
- Какие уравнения называются квадратными?
- Какие уравнения называются приведенными?
- Когда квадратные уравнения являются неполными?
- Сгруппируйте данные уравнения по какому-либо признаку:
На экране слайд 2 со следующими уравнениями:
а) х2 + 2х - 9=0, е) 7х2 – 14х = 0,
б) х2–7х = 0, ж) 3х2 – 2х + 19 = 0,
в) х2 – 3х + 1 = 0, з) 16х2 = 0,
г) х2– 9 = 0, и) х2 – 19х + 48 = 0.
д) 7х – х2 = 4, к) 5х2 = 6х.
Учащиеся группируют задания: полные – неполные, при этом объясняя, почему это именно так. По окончании выполнения задания учитель выводит на экран слайд 3, на котором наглядно представлены группы уравнений.
3. Обобщение теоретических знаний.
Работа в парах.
Учитель: сейчас я предлагаю вам попробовать выделить все виды квадратных уравнений, которые вы знаете. Запишите их в общий вид и приведите к ним примеры.
На работу отводится 6 минут, после этого выступают желающие. Остальные учащиеся слушают, дополняют, исправляют.
По окончанию обсуждения на экран выводится 4-й слайд, с таблицей: Виды квадратных уравнений.
Работа в группах.
Учитель: теперь я вас попрошу объединиться в группы для выполнения следующего задания. Обсудите и запишите общий вид корней для каждой из выделенных сейчас нами групп уравнений. При выступлении от группы необходимо привести пример решения уравнения данного вида.
На работу отводится 8 минут
4. Самостоятельная работа.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам самостоятельно решить уравнения, предварительно выбрав один из предложенных вариантов заданий
( Учащиеся сами выбирают карточки нужного варианта).
Вариант 1 Вариант 2. Вариант 3.
1. х2 –11х + 18 = 0, 1. х2 – 4х + 4 = 0, 1. х2 + 5х – 14 = 0,
2. 3х2 – 7х + 4 = 0, 2. 5х2 – 8х + 3 = 0, 2. 15х2 – 22х – 37 = 0,
3. 3х2 – 4х = 0, 3. 10х2 + 7х = 0, 3. 6х2 – х = 0,
4. 4х2 - 9 = 0, 4. х2- 0,09 = 0, 4. 0,1х2 + 10 = 0,
5. 17х2 = 0. 5. 9х2 = 0. 5. 5 – 6х2 = 5.
( Для проверки задания предлагаются ответы на 5-ом слайде).
Для тех, кто быстро справился с заданиями на карточках, учитель предлагает выполнить дополнительное задание: решить выделением квадрата двучлена следующие уравнения:
1. х2 – 4х + 3 = 0,
2. х2 – 2х – 1 = 0,
3. 5х2 + 3х – 8 = 0.
Выполнение этих уравнений учащиеся проверяют вместе с учителем по листу контроля, который лежит на столе учителя.
5. Исторические сведения.
Ученик: Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты.
Другой индийский ученый Брахмагупта (VII в.) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным.
В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто облекались в стихотворную форму.
Вот задача Бхаскары:
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На полянке забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать повисая.
Обезьянок резвых стая,
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Учитель: давайте попробуем решить эту задачу.
(уравнение к задаче составляется совместно, один ученик у доски)
(Х/8)2 + 12 = Х
6. Домашнее задание.
Учитель: Я предлагаю вам дома решить полученное уравнение и
№635, №641(а, б) в учебнике. Найдите их в книге и задайте
вопросы, если они у вас появились.
7. Итог урока.
( при обсуждении на экране 6-ой слайд с вопросами)
Учитель:
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- На каком этапе вам было легко, а где вы затруднялись?
- Какая часть урока вам показалась наиболее интересной?
Желающие высказать свое мнение выступают, придерживаясь данных вопросов
Оценки за урок