Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дорогой, многоуважаемый портфолио!

Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай
Submitted by Ирина Ивановна Кацай on Sat, 11/03/2017 - 00:25
Есть расхожее мнение, что лень — двигатель прогресса. К чему это? А все к нему, к портфолио.
Ну да, подумаете вы, если уж речь зашла о портфолио, то тут столько надо усилий приложить, что не до лени. Несомненно, так, создание портфолио — есть трудоемкий и непростой процесс. Однако результат-то какой! Получаешь по итогу модель себя любимого, которую можно использовать многократно, предлагать другим для просмотра, знакомства, а самому при этом более особо не напрягаться. Вот оно высшее проявление лени!
 
С чего же начинается портфолио? С накопления тонн дипломов и стопок разработок, с вала не систематизированных папок и файлов? Что важнее сохранить для себя, для пользы дела, для поддержания профессионализма? Результаты ЕГЭ? Конспекты уроков? Благодарности и грамоты? А вот не понятно, что потребуется завтра и что станет величиной номер один в конкретной будущей ситуации. Поэтому, отбрасывая ложную скромность (извините, времена не те), будем собирать все.
 
Какими принципами руководствоваться будем? Разными. Пока о трех, на мой взгляд, наиболее важных.
 

Первое. Систематизируй это

 
Электронное портфолио вполне обеспечит этот принцип, но приложить усилия придется. И это, наверное, самое сложное, понять и отследить, какой документ, к какому разделу может быть отнесен. А сели подходит к двум или более разделам? Делать ссылки? Прописывать руками? Тут многое определяет то, с помощью каких сервисов/ресурсов создается портфолио. Хорошо, если у вас уже в голове сложилась четкая структура, классификация всех материалов вами представляется четко и ясно. А если в начале пути? И творчество бьет ключом? Вот здесь бы полезно начать с тех сервисов/ресурсов, которые дают возможность работы с тегами. Кратко обозначив создаваемые материалы цепочкой ни к чему особо не привязанными ключевыми словами, есть вероятность того, что в дальнейшем нам будет удобнее найти подборку нужных документов по одному заветному слову. Под такой формат портфолио хорошо подойдет, например, блог (как место сборки). Вполне посильный для начинающих ресурс. Публикуем все подряд в хронологическом порядке, метим тегами, а по облаку тегов сможем выводить нужные документы. Но показывать такое портфолио какому-нибудь проверяющему — чревато быть не понятым. Поэтому для портфолио нужна и четкая карта с привычной классификацией. Тут уже или опять ручками прописывать будем, либо отправимся осваивать другие серьезные соцсервисы, типа каких-нибудь умных карт.
 

Второе. Готовность поделиться и принять

 
На примере участников Открытого класса не нарадуюсь, сколько есть сегодня педагогов, готовых безвозмездно делиться своими материалами. Хотя мнения о том, что вот опубликую, а как украдут, еще приходится, увы, слышать. Решаясь на публикацию в сети, необходимо отдавать себе отчет, что ваши материалы становятся общественным достоянием. Но вместе с тем высока и степень ответственности за публикуемое. Размещая, например, свой план самообразования или программу воспитательной работы, хорошо бы знать и понимать, что одно, действительно, является планом, а другое программой. Надо быть готовым к тому, что вас могут не только похвалить, но и сделать замечание, подсказать, что не так, порекомендовать, что поправить. Это бесценное преимущество электронного сетевого открытого портфолио.
 

Третье. Юзабилити

 
Портфолио должно быть удобным и для себя и для других. Собственно этот принцип — есть итог первого и второго. Удобство для себя — это возможность быстро найти нужное, сформировать необходимый пакет и разместить с привязкой к конкретной позиции, разделу. Удобство для других — это возможность быстро получить представление о себе, о своем опыте. Вот, например, меня всегда интересует вопрос, зачем создаются сетевые ресурсы (даже те же ЦОРы в ОК) только в виде прикрепленных файлов. Меня может заинтриговать заголовок, но зачем меня сразу же заставлять скачивать многие мегабайты, дайте разумное описание разработки, дайте шанс мне подумать, стоит ли тратить время и средства на закачку. Ну конечно, есть случаи, когда ЦОР в текстовый редактор не вставишь. Но вот не так давно пришлось экспертировать конкурс сайтов, так не редки случаи, когда школьный сайт представляет собой хранилище ссылок на закачиваемые файлы – не только нормативных документов, к которым может никто и не обратиться, но расписание учебных занятий зачем загружать в файл, не легче ли разместить на веб-странице. Юзабилити включает много аспектов, не только быстроту получения сведений, но и ответственность за доступные форматы, и ненавязчивость дизайна, и доступность навигации, и соответствие названного материала его содержимому и многое-многое другое. Не хочу никого обидеть, но, читая и сейчас в форуме смелые утверждения участников, про то, что у них есть собственные сайты, хочется спросить, а они создавались только для себя или думалось о том, чтобы и другим было удобно. Вопрос не в пику, но важный, потому что, имея (ой не скажу какой) опыт веб-конструирования, никак не решусь на собственный сайт, все же это требует колоссальных усилий.
 
И вот оно свершится (рано или поздно), портфолио будет не только создано и наполнено, а станет частью нормальной работы, образа мыслей современного педагога, методиста, специалиста. Это будет органично, как пользование телефоном для быстрой связи. Это будет понятно, как соблюдение простых норм этикета. Это будет обыденно, как соблюдение режима дня. Это будет просто некий виртуальный шкаф дорогой (потому что свой) и многоуважаемый (потому что с самооценкой у нас все в порядке). И подобно чеховскому герою мы тоже сможем обратиться к нему и сказать:
 
Дорогой, многоуважаемый портфолио! Приветствую твое существование, которое направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевает, поддерживая в нас бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.

 

Прикрепленный файлSize
Портфолио_Кацай_эссе.doc45.5 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Юрьевна Савинкина

На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!


Ирина Ивановна, здорово! Да еще и с таким уважением к Портфолио.

С уважением, Савинкина Светлана Юрьевна




Фото пользователя Ирина Анатольевна Кошкина

На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!


Ирина Ивановна, СУПЕР!Пусть Ваш дорогой и многоуважаемый портфолио начнет счастливое и творческое плавание!

Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. Джон Рокфеллер




Фото пользователя Татьяна Анатольевна Мамоненко

На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!


Ирина Ивановна, соглашусь с высказыванием коллег: после такого "трепетного" отношения к портфолио хочется творить и действовать.



Фото пользователя Наталья Анатольевна Бороздинова

На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!


Многоуважаемая Ирина Ивановна, вы настолько объективно подошли к определению сущности построения портфолио, что остается только кивать головой в знак согласия. Действительно, создать портфолио - это очень сложно, но в то же время - это и необходимо. Уверена, что наше обучение поможет решить массу вопросов, которые мы определяем для себя. И мы постепенно, шаг за шагом научимся решать поставленные задачи, руководствуясь теми принципами, которые вы определили в своем эссе. Они, пока, те "три кита", которые необходимо учитывать в построении портфолио.
Наталья Бороздинова



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

"многоуважаемый портфолио" авторитетного автора


Спасибо, Ирина Ивановна за образец эссе "для общего дела, а не ради выполнения задания". Что извлёк из Вашего эссе?

 

1. Неординарный заголовок, сразу привлекающий внимание.

 

2. "будем собирать все", т.е портфолио - весь информационный задел автора, который "можно использовать многократно".

 

3. "систематизируй" - я понял как "под разные задачи делай разные выборки из накопленного". Т.е. из единой базы собственных знаний составляй разные представления - для внешнего (резюме карьеры, визитка для партнёров, творческие результаты для олимпиад...) или внутреннего (самодиагностика, программа саморазвития...) пользования.

 

4. "полезно начать с тех сервисов/ресурсов, которые дают возможность работы с тегами". Выбор сервисов для накопления базы знаний и систематизация накопленного по тегам - в этих направлениях нужны специальные тренинги.

 

5. "блог (как место сборки)" + карта сайта + ментальная карта (или "инфографика") для визуализации.

 

6. "ответственность за публикуемое" - как часто, сосредоточившись на выполнении учебного задания и размещении результата в www, не думаем, "как наше слово отзовётся". 7. "быть готовым, что вас могут не только похвалить, но и... порекомендовать, что поправить". Открытость к критике - предпосылка к сетевым взаимодействиям не "спиной к спине", а "лицом к лицу".

 

8. "Юзабилити". Не всего портфолио как личной базы знаний, а его презентаций для внешних (и внутренних) задач. Другие требования удобства восприятия (от содержательных заголовков через аннотации прикреплённых файлов к многому, многому более сложному).

 

 

Итак, из коммента получился "шкаф" с 8ю полками. Станет ли "многоуважаемым" :), решать вам, коллеги.

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: "многоуважаемый портфолио" авторитетного автора


ВВ, респект за детальную разборку. Все так здорово разложили по полочкам, что можно прибивать их уже к стенкам. Аж сама удивилась,сколько смысла я вложила в текст. Что же касается Вашего дополнения:

Выбор сервисов для накопления базы знаний и систематизация накопленного по тегам - в этих направлениях нужны специальные тренинги.

 То может нам что-то заготовано в рамках данного мероприятия? Я еще тоже не знаю, Юля пока борется со сложностями доступа к ресурсам, но мы все замерли в ожидании, когда приоткроются секреты семинар.

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Людмила Петровна Малышева

На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!


Дорогая Ирина Ивановна! Я читала ваше эссе с удовольствием. Все "разложено" по полочкам, даже начинающему понятно, как должно выглядеть ( что там должно быть) Портфолио. Нет какого-то примера создания Портфолио, и мы сами себе его придумываем, создаем. А по тому, как вы вежливо, любя называете Портфолио, я склоняю голову и отдаю вам свой голос. Спасибо!



Фото пользователя Светлана Давыдовна Ганжа

На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!


Ирина Ивановна, спасибо,за такое портфолио. в котором четко прописаны казалось на первый взгляд простые истины и может даже не все решалисьнекоторые моменты произносить вслух.

Светлана Ганжа




Фото пользователя Ирина Леонидовна Широкова

На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!


Интересно, эмоционально, с долей юмора! Но Вы, Ирина Ивановна, поддерживаете идею электронного портфолио учителей, действительно ли верите в то, что "это будет обыденно, как соблюдение режима дня"? Так ли оно необходимо "современному педагогу, методисту, специалисту"?



Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!


Ириан Леонидовна, Ваш вопрос не совсем по тексту все же, поэтому ответ на него может быть как "да", так и "нет". 

Если все же перечитать текст, то я нигде не старалась утвержать, что портфолио — это необходимость каждого педагога, методиста или иного специалиста. Надо/не надо — это личный выбор каждого.

Речь шла в большей степени о технологии его создания, и она не так сложна и страшна, как кажется на первый взгляд. А потому, я действительно считаю, что создание и поддержание портфолио не такая уж и неподъемная вещь.

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!