Официальный сайт detisavve 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературы в 11 классе "Войны не знали мы, но все же..."

Автор работы: учитель МОУ "Лицей №1" г. Всеволожска Лен. обл. Никитина Наталья Ивановна

 

Тема урока: "Войны не знали мы, но все же..."

 

Цели урока:

1) Обучающие: познакомить учащихся с творчеством поэтов послевоенного периода, показать, что поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

2) Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; развивать творческий потенциал учащихся.

3) Воспитательные: Способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

 

Тип урока: урок-презентация, с применением групповой формы работы.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, развитие критического мышления через чтение и осмысление прочитанного, метод проектов.

 

Ход урока:

 

Слово учителя:

Демонстрация 1 слайда презентации.

Много книг написано о Великой Отечественной войне.

Демонстрация 2 слайда презентации.

Мы относительно подробно знаем, что сказано о войне участниками событий. Менее определенны наши представления о творчестве послевоенных поколений. А  ведь это творчество длится уже более полувека. На протяжении нескольких десятилетий продолжается писаться книга о войне младшими братьями, сыновьями, внуками фронтовиков.

Едва ли не о каждом поколении, пришедшем после войны, можно сказать словами А. Кима, что оно "появилось на свет с войной в крови". В памяти, добавим мы, в мыслях о будущем, в самых задушевных переживаниях.

Демонстрация 3 слайда презентации.

Война, словно притихший вулкан, встала у каждого за спиной, устрашая своим затаенным огненным чревом.

По стихам молодых тревожно пробегают отблески от пылавшего мирового пожарища. Эти стихи как дальнее эхо  горя и подвига "ради жизни на земле".  Волнами бьются они в людские сердца, напоминая и предупреждая: война – общечеловеческая трагедия, не дайте ей повториться.

Годы, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время возмужали, утвердились во взрослости не только те, кто встретил войну подростком, но и родившиеся в грозное лихолетье и даже те, кому довелось увидеть свет во вторую половину сороковых, в пятидесятых, в шестидесятых… годах.

Разумеется, при таком возрастном раскладе мы встречаемся с самыми разными потоками восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть в младенчестве, но тем не менее ощутил войну на собственном опыте. Другое, если конкретное знание о ней почерпнуто из рассказов взрослых, из книг и кинофильмов. Но есть нечто, позволяющее объединить самые разные представления о военном прошлом в одно. Это память, понимание совей зависимости от того, что была война. Осознание данного обстоятельства в разряде чрезвычайных, имеющих отношение ко всем и каждому.

 

Первый ученик.

Демонстрация 4 слайда презентации.

 

В пятидесятых рождены,

войны не знали мы, но все же

в какой-то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны.

 

Летела пуля, знала дело,

Летела тридцать лет подряд,

Вот в этот дом, вот в это тело,

Вот в это солнце, в этот сад.

 

С отцом я вместе выполз, выжил,

А то, в каких бы жил мирах,

Когда бы снайпер батьку выждал,

В чехословацких клеверах.

 

Так пишет молодой поэт Н. Дмитриев, и он прав, ибо человек может смутно помнить или совсем не знать конкретной реальности прошлого. Но он как частица истории не отделим от того, что было и до его рождения.

Анализируя  прошлое, мы хотим предупредить о нем будущее.

 

Учитель.

Обнажая высокую драму войны, мы выражаем собственное мироощущение, вобравшее трудный опыт нашей более чем полувековой истории.

Война ушла в историю, но не ушла из истории. Память и поэзия продолжают свой долгий путь.

 

Демонстрация 5 слайда презентации.

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский.

 

Второй ученик.

Демонстрация 6 слайда презентации.

 

Стремглав попутные машины

Проносят пыльные борта.

Глядит, задумался мужчина:

- Сынок, должно быть, сирота?

 

И на лице, в глазах похоже, -

Досады давнишняя тень.

Любой и каждый все про то же,

И как им спрашивать не лень.

 

В лицо тебе серьезно глядя,

Еще он медлит рот открыть.

- Ну, сирота. - И тотчас: дядя,

Ты лучше дал бы закурить.

 

Послевоенная поэзия как бы заговорила от лица этого героя стихотворения А. Твардовского, этого мальчишки и тысяч ему подобных. Заговорила трудно, преодолевая боль воспоминаний. Порой от волнения срывался голос. Порой самим авторам не верилось, что все, о чем рассказано в их стихах, случилось на самом деле. Но это было...

 

Третий ученик.

Демонстрация 7 слайда презентации.

 

Тополей обгорелые руки.

Обнаженный пролет этажа...

В первый раз

Содрогнулась от муки

Защищенная детством душа.

 

Процитированные строки А. Жигулина могут быть восприняты в качестве камертона ко многим поэтическим произведениям о военном детстве.

Холод, бесхлебье, патронные гильзы вместо игрушек, черные похоронки, осколки мин - этого не забыть.

Документом, обвиняющим фашизм, предстают подробности детства в стихах В. Гордейчева, В. Цыбина, А. Брагина, В. Коротаева и других.

Обвинение становится и само детское простодушие во взгляде на войну, запечатленное молодой поэзией 50-х - 60-х годов.

 

Слово учителя

Демонстрация 8 слайда презентации.

 

"Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне. Но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, - все это было суровой начальной школой нашего поколения.

 

Демонстрация 9 слайда презентации.

Блокадный голод, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовом мешочке на шее.

Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и мы были сами похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа.

Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над раненными фронтовиками, в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, мы чувствовали себя маленькими солдатами Советской Армии, борющейся против фашистских захватчиков.

Война уничтожала нас голодом, холодом, нищетой и в то же время война возвышала нас ощущением причастности к истории, ощущением самих себя как чаасти великого народа".

Евгений Евтушенко.

 

Четвертый ученик.

 Демонстрация 10 слайда презентации.

 

Как низко летят самолеты!

Над поездом вьются они,

я, кажется, вижу пилота.

- А ну, дурачок, догони!

 

Эй, ты, поднажми-ка немножко,

меня не догнать все равно! -

Веселое слово "бомбежка",

с "картошкою" схоже оно.

 

Вся в дырочках крыша, как сито,

Не страшно мне - мама со мной.

Неведеньем детства прикрыта

я, как неприступной стеной.

 

Демонстрация 11 слайда презентации.

 

Ну никак не умещается в сознании маленькой героини из стихотворения Л. Васильевой "Эвакуация" вся полнота жуткой реальности при виде стальных фашистских стервятников.

Словно бы потешный мультипликационный фильм прокручивается перед нами. Но почему же так больно его смотреть? Да потому, что мультипликационность призвана здесь усилить, подчеркнуть степень несоответствия между войной и детством, отразить через детское восприятие ужас происходящего.

 

Пятый ученик.

 Демонстрация 12 слайда презентации.

 

Одним из центральных образов поэзии 60-х - 70-х годов стал образ женщины-матери, жены, вдовы, олицетворяющей трагическую сущность войны, безмерность платы за нашу победу. Оскорбленное войной материнство, вдовья доля диктует ритмы, музыку многих стихов, похожих на вздохи.

В. Гордейчев

                          Моей матери

Не было муки.

Она была

более легендою, чем былью,

с лебедою, смешанною пылью,

черная - и все-таки бела.

Чем еще ей было нас кормить,

матери, спасавшей нас от смерти?

Это было творчеством, поверьте,

тесто из такой муки творить!

Дня не знала. Ночи не спала.

А уж сколько свеклы протерла...

Все переборола. Не дала,

чтобы смерть схватила нас за горло.

Завывает вьюга за стеной,

белые сугробы наметая.

Вот она сидит передо мной,

Женщина воистину святая.

 

Шестой ученик.

 

Выросшие сыновья, дочери, сами ставшие отцами и матерями, должны осознавать, какой огромной ценой материнского страдания оплачено их сегодняшнее счастье. Иначе зачем пелись слезы сквозь слезы над колыбелью ребенка, зачем та скорбная деревенька со смешным названием "Утиные Дворики", о которой с пронзительной сердечностью поведал

А. Жигулин?

 

Малыш хворостинкой играет у хаты.

Утиные Дворики,

Вдовья беда.

Все мимо

И мимо проходят солдаты.

Сюда не вернется никто никогда...

 

Корявые вербы качают руками.

Шуршит под копной одинокая мышь,

И медленно тают в белесом тумане

Одиннадцать мокрых

Соломенных крыш.

 

Демонстрация 13 слайда презентации.

 

Сколько на Руси таких судеб? Сколько на Руси Утиных Двориков, познавших "вдовью беду"!

 

Седьмой ученик.

Демонстрация 14 слайда презентации.

 

Глеб Горбовский.

 

Детство мое.

Война меня кормила из помойки,

пороешься - и что-нибудь найдешь,

Как серенькая мышка - землеройка,

как некогда пронырливый Гаврош.

Зелененький сухарик,

корка сыра,

консервных банок терпкий аромат.

В штанах колени,

вставленные в дыры,

как стоп-сигналы красные, горят.

И бешеные пульки

вместо пташек

чирикают по-своему...

И дым,

как будто знамя

молодости нашей,

встают над горизонтом

золотым...

 

Восьмой ученик.

Демонстрация 15 слайда презентации.

 

В начале 70-х годов читателей и критиков поразило стихотворение Ю. Кузнецова "Возвращение"

 

Шел отец, шел отец невредим

Через минное поле.

Превратился в клубящийся дым -

Ни могилы, ни боли.

 

Мама, мама, война не вернет...

Не гляди на дорогу

Столб крутящейся пыли идет

Через поле к порогу.

 

Словно машет из пыли рука,

Светят очи живые.

Шевелятся открытки на дне сундука

Фронтовые.

 

Всякий раз, когда мать его ждет, -

Через поле и пашню

Столб крутящейся пыли бредет,

Одинокий и страшный.

 

Ужасен этот крутящийся столб: за ним ничего, одна пустота. И тем не менее лирический герой в стихах Ю. Кузнецова постоянно чувствует присутствие близкого, родного ему человека. Он считает себя обязанным продолжить дело отца, восстановить нарушенную гармонию.

 

 

Демонстрация 16 слайда презентации.

 

Д. Костюрин.

Баллада о нерожденных.

Не рожден, не рожден в сорок первом,

Не рожден, не рожден в сорок третьем,

Не рожден, не рожден в сорок пятом.

Не кричат нерожденные дети.

 

Нет не плит, нет ни ветров над вами,
            Нет ни солнечных дней, ни туманных,

Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя,

Нужно имя, чтоб стать безымянным.

 

Чтоб письмо в треугольном конверте,

Чтобы слезы тяжелые стыли.

Нужно жить хоть минуту для смерти,

Ну а вы и того не прожили.

 

Не рожден, не рожден в сорок первом,

И еще - не рожден в сорок третьем,

И еще - не рожден в сорок пятом...

Память вечная павшим солдатам!

 

Слово учителя.

 

Демонстрация 17 слайда презентации.

Белла Ахмадулина,

Юнна Мориц

Олег Чухонцев

Игорь Шкляревский

Феликс Чуев

Давид Самойлов

Илья Фоняков

Владимир Высоцкий

Татьяна Кузовлева

Юрий Поляков

Геннадий Красников

Татьяна Бек

Константин Ваншенкин

Новелла Матвеева

Владимир Урусов

Олег Хлебников –

                                   далеко не полный перечень поэтов, в чьем творчестве нашла отражение великая тема войны.

 

Девятый ученик.

Демонстрация 18 слайда презентации.

 

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину, -

Конечно, мы смотрим

                                глазами иными

На эту большую войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен

                         хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли,

                 что мир перенес.

...Конечно, мы смотрим

                                   иными глазами -

Такими же,

                полными слез.

 

В этом "ответе фронтовику" Юрий Поляков очень точно определил взгляд на тему войны поэтов послевоенных поколений.

 

Слово учителя.

Демонстрация 19 слайда презентации.

Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме памяти о Великой Отечественной войне, так как поэтов, выразивших боль происходившего в 1941-1945 годах, более тысячи.

Заглядывая в завтрашний день, мы хотим быть уверены, что память о Великой Отечественной войне будет священной всегда.

Эта память вечна, ибо в ней величие нашей истории, мужество и доброта людей, творящих ее "ради жизни на земле".

 

Какое впечатление осталось у вас от урока?

 

Домашнее задание. Подготовить проект «Военная лирика поэтов-земляков».

 

Слушаем песню «Журавли», музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова, в исполнении М. Бернеса.

Демонстрация 20 слайда презентации «Журавли»

Прикрепленный файл Размер
Презентация к уроку Войны не знали мы, но все же... .ppt 2.5 Мбайт

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн